Жемчужина эпохи рококо

            ЖЕМЧУЖИНА ЭПОХИ РОКОКО

Этот маленький городок (50000 жителей) расположен примерно на одинаковом расстоянии (15 км) от Кёльна и от Бонна. Городок никогда и не был большим, но вскоре после рождения стал весьма значительным. Таковым можно считать его и сегодня – одни приезжают сюда в парк развлечений Фантазияланд, сопоставимый по аттракционам с французским Диснейлэндом; других привлекает роскошная резиденция  бывших кёльнских архиепископов; третьи отдают дань искусству модерна, посетив Музей Макса Эрнста. Уже из окна  поезда или электрички пассажиры увидят в глубине парка роскошный дворец, сыгравший решающую роль в судьбе Брюля.

...Первое упоминание о Брюле датируется 1180 годом. (Сегодня можно отметить своеобразный 830-летний юбилей). Именно тогда кёльнский архиепископ (он же курфюст) Филипп фон Хайнсберг построил в здешнем лесу поместье с замком, чтобы останавливаться здесь время от времени. Постепенно вокруг замка вырос небольшой городок, окружённый крепостными валами. Уже через сто лет,  Брюль получил права города (от архиепископа Зигфрида фон Вестербурга). В первую очередь это означало налоговые льготы, а также наличие собственного суда. Во второй половине ХV столетия  город становится столицей округа и официальной резиденцией архиепископа Кёльна.  Более 150 лет архиепископы правили епархией именно из Брюля.

В 1689 году поместье, существенно выросшее за четыре столетия, и пышный замок были взорваны иностранными войсками, а город сожжён. Прошло свыше 30 лет, и в 1725 году курфюст Клеменс Аугуст возводит на руинах старой крепости дворец, получивший название Аугустусбург. Получив блестящее образование в Париже, Клеменс Август, курфюрст и архиепископ Кельна, был влюблён во французское искусство, обладал прекрасным вкусом; он мечтал построить резиденцию, не уступающую Версалю.

Клеменс Август владел несколькими резиденциями, однако дворец Аугустусбург стал его жемчужиной. И ансамбль, возведённый в Брюле, часто называют кёльнским Версалем. На руинах средневекового замка в 1725 году курфюст повелел построить свою новую резиденцию. А обосноваться в Брюле курфюрста побудили два мотива - красота местных пейзажей и возможность заниматься любимой соколиной охотой, страстным поклонником которой был Клеменс Август.

 Кстати о Клеменсе Августе до сих пор с благодарностью вспоминают жители Бонна – именно этому курфюсту город по сей день обязан своим внешним видом, настолько изысканны и великолепны строения в стиле бароко и рококо.

Для строительства дворца в Брюле он заказывал самое лучшее: архитекторов, скульпторов, садовников. Украшение дворца Брюля Аугустусбург и охотничьего домика (тоже своего рода дворец меньшего размера) Фалькенлюст велось до конца дней Клеменса Августа и даже после его кончины. Но уже через несколько лет после начала строительства дворец Аугустусбург мог соперничать с баварскими резиденциями брата Карла.

 А уютный Фалькенлюст стал любимым прибежищем курфюрста. Домик расположен примерно в километре от основного дворца. Так как  курфюст и его приближённые часто охотились на соколов, то на крыше, на конце шпиля, изображён сокол. Фалькенлюст, в отличие от парадного дворца, являлся интимным местом пребывания курфюста. Здесь он привечал своих друзей, а также любовниц. Говорят, что здесь побывал граф Джакомо Казанова.

Первыми архитекторами дворца стали Конрад Шлаун и Франсуа де Кувилье, превратившие замок и крепость со рвами, валами и прочими атрибутами в модную резиденцию.  Окончательно завершил постройку Михаэль Левельи, а Карло Карлоне завершил (1747-1750) декор потолков, лестниц, комнат и часовни Яна Непомуцкого. Внутри дворца много предметов старины, повсюду картины, рассказывающие о хозяевах и знаменитых посетителях Брюля.

 Отдельного упоминания заслуживает любимый архитектор курфюста Балтазар Нойман, спроектировавший знаменитую парадную лестницу в стиле рококо. Это исключительное произведение искусства одновременно элегантно и ново для той поры. Построенная в 1748 году по проекту Бальтазара Ноймана, который в 1740 году впервые посетил Брюль, она и сегодня радует взгяд посетителя. Заниматься строительством Нойман не стал, передоверив его придворному архитектору кельнского архиепископа Мишелю Левейли.

 Денег на строительство нехватало, поэтому архитектор прибег к уловкам. Вместо мрамора лестница была построена из смеси глины и гипса с добавлением краски, которую после прокаливания полировали до полной имитации мрамора. Строительство дворца продолжалось 40 лет. Клеменс Август умер в 1761 году. Во дворце ещё продолжались работы по отделке парадных залов. Курфюст не дожил семи лет до завершения постройки, законченной при его приемнике курфюрсте Максе Фридрихе фон Кёнигсегг.  Тот продолжил финансирование строительства, которое и было завершено в 1769 году.

            Совместив архитектуру, декоративные элементы, живопись и парковый ландшафт, приглашенные курфюрстом мастера создали значительное произведение искусства – прекрасный образец периода немецкого рококо. Замок Фалькенлюст  вместе с дворцом Аугустусбург был включен в 1984 году в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как единственный сохранившийся в Германии ансамбль в стиле рококо. Барочный парк  был заложен в 1728 году Домиником Жираром  во французском стиле.

 Наряду с Венским Бельведером и парками Нимфенбурга в Мюнхене он по сей день является замечательным образцом европейского паркового искусства ХVIII века.  Для этого стиля характерно создание пространства, заполненного разнообразными растениями, создающими неразрывное единство с архитектурой дворца. И парк действительно является как бы продолжением внутренних помещений замка. Он – главное  в ансамбле Брюля. Большой, расположенный к югу от дворца и связанный с ним аллеями барочный нарядный парк, в который можно спуститься с террасы дворца. Двойные цветочные клумбы, самшитовые орнаменты,  статуи, водная гладь зеркальных  бассейнов, зелёные кулисы прилегающих лесов, – здесь всё располагает к созерцанию, умиротворению, покою и наслаждению гармонией...

          С 1840 года, из-за строительства железнодорожной ветки Кельн-Бонн на территории парка, он подвергся перепланировке. Питер Джозеф Ленне, известный созданием паркового ландшафта в Потсдаме, превратил геометрические водные пространства барокко в островки природы.  На территории леса возник ландшафтный парк в английском стиле, для которого характерны маленькие просеки, большие открытые пространства и совершенно четкие линии. Произведение Питера Ленне и сейчас предоставляет прекрасную возможность гостям совершить прогулку и окунуться в атмосферу английского загородного парка.

В парке, около охотничьего домика находится необычная часовня, стены и потолки которой выложены разноцветными ракушками, а полы из речных камешков. Даже через окна часовня поражает своей необычной красотой. Иным посетителям кажется, что то не ракушки и камешки, а речной жемчуг с бисером.

История возведения довольно интересной и своеобразной кирхи Св. Маргариты уходит в Средневековье. На месте кладбищенской капеллы было решено возвести церковь для прихода, созданного в 1274 году. Построенная в готическом стиле из красного кирпича в первой половине ХIV века базилика весьма впечатляет. В ХIХ веке после реставрации кирха приобретает неоготический вид. Последняя реставрация относится к концу ХХ века.

Кельнское архиепископство прекратило свое существование как только в самом конце ХVIII века наполеоновская армия оккупировала Рейнскую область. Французские войска разграбили дворец, растащили  дворцовую мебель, все ценности были вывезены.  Сохранились рассказы о том, что  Наполеон, увидев дворец в 1809 году, сожалел,что нет колёс, чтобы увезти его во Францию. Дворец был пожалован любимцу  Наполеона маршалу Даву, который счёл ниже своего достоинства следить за ним, никаких средств не выделил на  содержание и  ремонт. Конечно, дворец быстро превратился в сарай.
 
В 1815 году после Венского Конгресса территории Кёльна, Бонна и Брюля перешли во владение Пруссии.  Хозяином  дворца стал прусский король Фридрих Bильгельм IV, который много слышал о великолепии дворца. Поэтому он был сильно  поражён запущенным состоянием дворца и приказал его восстановить. И вновь Аусгустусбург используется как королевская резиденция. Начиная с 1877 года, здесь регулярно останавливался германский кайзер Вильгельм I.

 Во время второй мировой войны в 1944 году дворец значительно пострадал: в северное крыло попала бомба, другие части здания пострадали от артиллерийского огня. Восстановление началось уже в 1945 году. С 1949 года и на протяжении многих десятилетий Августусбург использовался для представительских целей Президентом и Правительством Германии. В настоящее время дворец принадлежит правительству Северный Рейн-Вестфалия.

Аугустусбург считают лучшим образцом архитектуры в стиле рококо в Германии. Эта жемчужина ежегодно привлекает всегда тысячи посетителей. К тому же практически рядом с Брюлем расположены древние города Кёльн и Бонн, интересные своими достопримечательностями. И, конечно, не счесть числа маленьких и взрослых посетителей, отдающих дань парку развлечений «Фантазияланд».

В 2005 году в Брюле на базе музея-мастерской открылся музей известного дадаиста и сюрреалиста Макса Эрнста. Музей Эрнста, уроженца Брюля, – ещё один повод посетить этот город. На открытии музея (на премьерной выставке было представлено 300 экспонатов) в сентябре 2005 года федеральный президент Хорст Кёлер произнёс: «Иногда творения великого мастера приводят в замешательство и бросают вызов зрителю». Завершая выступление, глава государства пожелал всем «непредвзятости» в отношении к современному искусству.

 Всемирную известность Брюлю принесла  также Штеффи Графф, родившаяся здесь. В 1988 г. Графф была избрана почётным  гражданином Брюля.

Hужно ли ещё рекламировать этот маленький, но значительный город Брюль?


Рецензии