Наследство Князя Кутимского

                Из раздела «Зарисовки из туристских странствий.

                На фото:  Князь Кутимский – С.П.Аликин.

      Две группы школьников идут лыжным маршрутом через перевал «Ходовой». Это группа  школы №109, руководимая педагогом Машенцевой Татьяной Анатольевной и наша, «Чкаловец», как они себя предпочитают называть, т.е. группа секции туризма Чкаловского Дома пионеров.
      Официально чкаловцами руководит Людмила, в маршрутной книжке я числюсь заместителем. Неофициально, я ещё и тренер. Причём тренер обеих групп.
      Я стараюсь не вмешиваться в руководство, но невольно все тактические и технические вопросы, да и выбор линии движения и ориентирование, на мне. Тут уж ничего не поделаешь – мой опыт довлеет. Такие походы двух и более групп вместе принято называть параллельными. Впрочем, они и намного безопасней – больше взрослых, больше опыта. 

      Поход начался удачно. И бросок под перевал лёгок – готовая лыжня, солнце и отсутствие подлипа даже на освещённых солнцем участках.
      После обхода цирка выходим на пологий настовый склон перевальной седловины. Здесь ребят удержать нельзя: пятиминутный отдых на перевальной точке они превращают в двухчасовое катание.
      Солнце, наст без застругов, безветрие и почти километровый спуск с перевала назад к цирку, из которого и вытекает ручей Ходовой. Есть где разгуляться! Слаломом заразились все: и кто умеет и те, у кого даже лыжи не окантованные.
      Особенно усердствует Митька, он не только крутит слаломные петли на перевальном некрутом плато, но и пытается освоить склоны цирка. Едва оторвал его от этой забавы и заставил вновь подняться на перевал.

      Отсюда я наметил пологий спуск наискосок в исток Лямпы с минимальной потерей высоты, но мой план выйти на ручей выше границы леса был сорван.   Ребята предпочли более сложный спуск  и резво покатили с перевала круто вниз прямо в направлении водораздела двух Лямп – Кутимской и Улсовской. В лесу, как и следовало ожидать, ждал глубокий свежий снег и неизбежный подлип на освещённых солнцем полянах. После обеда тропим лыжню до выхода на Лямпу.

      Катание на перевале и это утомительное тропление сорвали программу этого дня – выйти до вечера на кордон Кутим. А я пообещал уже на этот вечер встречу с интересным человеком – С. П. Аликиным. По моим рассказам все были уже заочно с ним знакомы и с нетерпением ожидали очной встречи.
      На Лямпе оказалась довольно неплохая лыжня – кто-то прошел с хребта на Кутим. Но пришлось встречу отложить на утро и разбивать бивак – подступали сумерки.
      Утром Митька первым убежал на встречу со знаменитым охотником. Когда мы подошли к избе, он успел уже и познакомиться и переговорить с Петровичем.

      Позже Сергей Петрович обрисовал нам приход Митьки так:
– «Сижу у окошка, голова трещит: отравили, слышь, «пермяки-солёные уши» каким-то спиртом, лошкомойки, одним словом. Вижу, кто-то идёт, турист, не турист – метр с шапкой. В туристском обличье, с рюкзаком, в бахилах, и даже не идёт, а катит, толкается палками! Всё, думаю, или галлюцинации пошли или, в самом деле, лилипуты начали в походы ходить. Выскакиваю из избы и двери забываю притворить – вишь как выстудил, а дров мало.… Подходит. «Здорово!» – кричит – «Ты Петрович?» Ну, думаю, даже лилипуты меня знают! Смотрю, вроде не лилипут, мордашка детская, розовая. Карамба! Неужели детские садики в походы пошли? А обличье знакомое, уж не сынок ли Митрича? Вроде смахивает. Наугад спрашиваю: «А Митрич где?» – «Там сзади где-то телепается….» Удружил ты мне, такого я ещё не видел! Пятилетние начали по моему княжеству ходить! А я всё наследника на княжение ищу! А он сам пришёл!»
      Тут же Петрович, призвав всех в свидетели, торжественно заявил, что завещает свои владения по Малому, Среднему и Большому Кутиму, а так же титул Князя Кутимского юному туристу Митьке, Митричеву сыну.
      Митька сиял как именинник, хотя не представлял и что  такое наследство и что это за княжество, величиной с Данию. А Петрович уже приглашал его на летний сезон на стажировку: – «Хозяйство большое, надо управляться!»

      Приехать летом мы не смогли, но через год и через два мы снова в лыжных походах находили возможность навестить таёжного отшельника. Петрович заметно сдал: он уже не охотился, прислонённые к избе камусные лыжи были занесены ещё осенними снегопадами, да и ружья уже не было. Но всё также он звал Митьку принимать хозяйство, всё именовал его наследником.

      Жаль, что на рубеже 90-х  окончились наши походы, что я не смог навестить Аликина, когда ему стало совсем невмоготу. И жаль, что не привёз к нему уже повзрослевшего Митьку, появление которого на Кутиме в пятилетнем возрасте так взволновало охотника. Старый человек был ошарашен появлением в его «святая святых» ребёнка-дошкольника. Десятки лет он прожил в уединении, общаясь только с работниками заповедника, позже –  с работниками госпромхоза  и туристами, хлынувшими сюда после закрытия заповедника. Но чтобы сюда забрался ребёнок, да ещё зимой на лыжах….
      Появление малыша на туристской   тропе всколыхнуло что-то в его засушенной душе. Своих детей у него не было               


Рецензии
Уважаемый Анатолий Дмитриевич!
Прочитала еще одну Вашу работу. Повеселела, потому что Митька и вся история - просто прелесть.
Он, пятилетний,
катал на слаломе петли?
И ночевал в снегу?
И утром покатил к Князю один?
И ему это разрешили, я правильно поняла? - Ну да. Я и сама когда-то на лыжи в шесть лет встала. Это же было нормально.

Для сопоставления: Здесь в Германии, работая в школе,(на ее территории я была застрахованна) мне нужно было один раз пойти по собственной инициативе в другую школу. В этом случае моему директору я должна была подписать бумагу типа, "Фрау Гукк поставила в известность директора, что такого- то дня в такое-то рабочее время она выйдет в город, по адресу..., по личному делу, с условием, она делает это на свой страх и риск". Юридически, имелось ввиду, что если бы со мной, взрослой тетенькой, что-то случилось, то школа, работодатель, за меня платить не будет. Представляете, как здесь абсолютно все школьные мероприятия оформляются?

И такой Князь Кутимский, владелец собственной Дании, принимающий у себя в хибаре без клозета и без света детей, здесь просто немыслим.

Справедливости ради, в других случаях тут много толкового.

Маленькая мелочь: "Причём тренер обоих групп." - Причем, тренер обЕих групп.

Спасибо Вам, новых идей, успехов и открытий.
Альвина Гукк

Гукк Альвина   29.11.2014 00:49     Заявить о нарушении
Альвина! Спасибо за развёрнутый и тёплый отклик.
А Митька впервые попал на Север за год до знакомства с Аликиным. В первом походе ему как раз исполнилось четыре года.Делал восхождение на голец и был крайне удивлён, увидев самолёт не над собой, в небе, а внизу на фоне тайги.
Мучили ребёнка родители-туристы.Вынуждено -- не с кем было оставить дома.
Потом несколько лет таёжные охотники рассказывали туристам, как трёх-летний малыш покорил Денежкин камень.Как легенду.
Сейчас Дмитрий Анатольевич живёт в Берпине, работает в социальной сфере: помогает эмигрантам из России привыкнуть к новой для них среде и правилам поведения. Вот как всё перемешалось в этом мире.
С уважением,

Анатолий Емельяшин   29.11.2014 02:01   Заявить о нарушении
Да, жизнь меняется. И об этом хочется писать. Вдохновения Вам.
С приветом
Альвина Гукк

Гукк Альвина   29.11.2014 03:44   Заявить о нарушении