Могут написать - Вспоминая детство

28.10.2014
 
На фотографии, к сожалению, не я. Я с другой стороны фотокамеры «СМЕНА». Но зато на этом фото мой самый старинный школьный друг ВОВКА СКВЕРЧАК, мы дружили с первого класса, за ним на багажнике моего велосипеда «ОРЛЁНОК» - СЕРЁЖКА, младший дружбан с «ЛАВРСКОГО» двора. Они оба и мой велосипед на фоне металлической решетки забора той самой городской больницы, где кончался асфальт, проложенный только до её ворот.

Я хочу немного пояснить то моё заявление, которое прозвучит позже в тексте, который вы сейчас читаете.
Дело в том, что моя биография, которую я уже давно написал, начинается от моего рождения. Но обычно когда пишут свои биографии, мало кто уделяет внимание не то что детству, но и школьному периоду. Вот так вскользь коснутся и всё, а там есть моменты, которые может и не о тебе совсем, но зато они и есть самые первые воспоминания о том, как и где и с кем ты жил тогда.

Что бы кто бы не утверждал, а жизнь за эти прожитые тобой годы довольно сильно изменилась. Причём интересный парадокс, когда живешь, то вчерашний день не очень отличается от сегодняшнего, но вот когда они начинают прессоваться, и дни становятся похожими на месяца, а потом и  на года, то тут начинаешь замечать РАЗНИЦУ. Да!!! Сегодня это не то, что 10, 20, 30, и так далее лет тому назад.

Вы обратили внимание, я уже начал мерить ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ.
А что такое 10 лет?
Десять лет - это всё ваше время, проведённое с первого класса до окончания ШКОЛЫ. Вы только задумайтесь, и представьте себя за этот период своей жизни. С первого по десятый, это же такой срок, который невозможно ВООБРАЗИТЬ для любого школьника.
Теперь сравните ваши прожитые последние десять лет и этот школьный срок, там десять жизней каждый ГОД, а здесь десять лет как ОДИН год.

Об этом знают все, и я просто решил напомнить, если кто-то ещё не знает этого парадокса.
Вот по этой причине, когда я получил рецензию на свою биографию
(Вот сноски для желающих прочесть БИОГРАФИЮ):
1. http://www.proza.ru/2010/06/17/1444
2. http://www.proza.ru/2011/04/18/1217 
3.      http://www.proza.ru/2018/10/25/410 ,

то я и решил вспомнить что-то детское, то, что всплыло на данный момент в голове.
 
Рецензия на «Такое могут все написать - Биография» (Эдуард Ратников)

Спасибо, Эдуард, хорошо, что написали, иначе все уходит в небытие! Я вот тоже написал некоторые воспоминания, будет желание, посмотрите
http://www.proza.ru/2008/10/17/309
С уважением
 Александр Багмет   27.10.2014 11:00      

Мой ответ АЛЕКСАНДРУ.

Здравствуйте, АЛЕКСАНДР. Вот наконец-то посмотрел и прочёл ВАШУ сноску, конечно, очень рад. Вы как бы сделали акцент вглубь времён на всю ту возможность, которая у вас уже есть. Я моложе вас, и мои возможности глубины проникновения в прошлое скромнее.

Да и потом, я писал свою биографию по случаю своего шестидесятилетия, потом добавил по случаю семидесятилетия, и вот уже добавил по случаю 75-ти летию, а вы как бы целенаправленно именно ради воспоминания для потомков, именно на глубину всех своих лет.

Писать о том, что было «АРХИ НЕОБХОДИМО» - так завещал тов. ЛЕНИН в фильмах, отснятых ещё до моего рождения.

Я приму ваш совет и постараюсь вспомнить уже даже из моего (для многих далёкого) детства. Например, меня удивляет, что очень распространенные две детских забавы практически никто не вспоминает, а я просто вырос на этих забавах. Одна забава ЛЕТНЯЯ, а вторая ЗИМНЯЯ. Но и та и другая и в фильмах, и в воспоминаниях других почему-то отсутствуют.
Коль такое дело, попробую рассказать, может, вы такое видели.

Предупреждаю, что там, где я вырос, в ЛАВРСКИХ переулках г. МОСКВЫ (практически теперь уже центр города), а тогда это были переулки, состоящие из деревянных двухэтажных домов и  дворов с дровяными сараями, а под окнами палисадники. Так вот, эти две забавы прошли через всё моё детство чуть ли не как ежедневное занятие, и не только у меня, но и у всех детей, моих ровесников, правда, преимущественно МАЛЬЧИКОВ.

Первая игра ЛЕТНЯЯ практически спортивная, да и вторая ЗИМНЯЯ также спортивная.

Для первого занятия взамен бесцельной БЕГОТНИ по двору появлялись цель и интерес БЕГАТЬ ещё и по улице, которая мало чем отличалась от двора.
Для столь целенаправленной беготни требовались два предмета.
1. ОБРУЧ  от бочки.
2. Кусок проволоки достаточно толстой, для изготовления КОЧЕРГИ или клюшки.

Первое понятно, обруч - разъяснять нечего, просто, чем больше, тем лучше, но оптимальный размер от 50 до 80 см в диаметре, а также желательно брать именно центральный ОБРУЧ из всех тех, что насаживают на бочку. Просто средний - он прямой по всему диаметру, хотя можно гонять и все другие скошенные ОБРУЧИ, если есть навык управления этим скошенным обручем. Практически и сейчас ОБРУЧИ от стандартных ДЕРЕВЯННЫХ бочек подойдут, если есть желание ПОБЕГАТЬ с этим обручем.

Второе - кочерга из проволоки, похожа на обычную кочергу, а может даже больше на УХВАТ, но не совсем. Ручка именно такая, как у кочерги, а вот загнутый конец внизу немного сложней, как ухват.
Даже и не знаю, как словами описать это устройство.
 
В общем так, представьте, что нижний конец проволоки загнут в виде буквы «П» и ещё эта «П» отогнута под прямым углом - получится ЗАХВАТ или УХВАТ. Эта скоба как бы ЗАХВАТЫВАЕТ ваш ОБРУЧ, он ставится на землю заводится внутрь этой скобы и подхватывается этим УХВАТОМ, и тогда вы свободно толкаете этим захватом обруч и он катится, как колесо по поверхности.
Получается такая КЛЮШКА, которая ничем не соединена с обручем, но если вы толкаете этой клюшкой обруч, держа её на высоте 15-20 см от земли, то захват проскальзывает по ободу ОБРУЧА, толкаемый ОБРУЧ катиться.   
Вы бежите, толкаете обруч, и он, находясь в этом захвате, катится туда, куда вам  надо "срочно по делу".

Современные конструкторы детских игрушек создали нечто подобное, приделав ручку к оси колесика, на, мол, ребёнок, катай эту каталку.
Я бы этому конструктору оторвал всё, что у него есть, по простой причине - он убил всё, что можно было убить в этой ИГРУШКЕ моего детства. Самое главное, он убил ИНТЕРЕС, который именно в том, что ОБРУЧ не соединён с ОСЬЮ колеса. ВЕСЬ интерес - удерживать ОБРУЧ самому, а он прикрутил колесо к ручке доведя смысл ИНТЕРЕСА до абсурда.

Когда  обруч отделён от ОСИ, вы можете толкнуть ЕГО сильней, и он покатится один вперёд вас, а потом вы его догоните, подхватите клюкой, и он опять под вашим управлением. Именно в этом и есть смысл РАЗВЛЕЧЕНИЯ.
Виртуозность управления этим обручем была у всех детей невероятная, преодолевались любые препятствия. Мы ловко подбрасывали обруч ВВЕРХ, а потом ловили его, после того как он перескочил препятствие, мы бегали до полного изнеможения, и прокормить НАС было невозможно. Все дети всегда были голодные от беготни, не то, что сейчас, сидят за компьютером целый день, толстеют, и все на диетах похудения, как и их родители.

Никаких диет нам ТОГДА не требовалось, совершенно все тощие, как тростинки. Телевизоров ещё не изобрели, радиоприемники - вот только ДЕТЕКТОРНЫЕ, самодельные, компьютера нет даже у товарища СТАЛИНА.
Стрелялки все самодельные, но настоящие и действительно очень опасные, а не виртуальные, как у нынешних трущих носом экран.
Уроки делать не надо - ЛЕТО, гоняй, сколько сможешь. Вот такая активная ЖИЗНЬ.

Теперь вторая ЗАБАВА - зимняя.
Как ни странно, но тоже НУЖНА проволока скорее металлический толстый ПРУТ, только обязательно гладкий а не арматура, такой же толстый и большой по длине. Здесь толщина ограничена вашей возможностью  его согнуть так, что бы получились салазки в виде трамвайной ДУГИ, опять же напоминающие чем-то букву «П» с очень длинными загнутыми ножками, что-то типа «СЛОНИКА САЛЬВАДОРА ДАЛИ», ну это так, для желающих слазить в ИНТЕРНЕТ поинтересоваться ЭТИМ слоником.

Толстый, гладкий металлический прут, длиной метра ЧЕТЫРЕ, а то и все ШЕСТЬ, сначала сгибают посередине, опять же буквой "П" образуя дугу с длинными параллельными концами, далее изогнутая часть дуги загибается вверх до прямого угла, получается ручка как у детской коляски. 
Получалась дуга с загнутой передней частью, напоминающая дугу у трамвая, и два полоза метра по два длиной, что-то типа старинных санок с ручкой как у детской коляски. Для использования этого совершенно примитивного агрегата под названием "ТАРАНТАС или ДРЫН" нужны два условия: Укатанный СНЕГ и желательно пологая и длинная ГОРКА.
 
Ручка дуги где-то с метр высотой для ПЕРВОГО за неё он держался. Второй держался уже за него и далее все друг за друга поочерёдно обхватившись руками за одежду. Естественно сильно прижавшись друг к другу для устойчивости, а это сами понимаете гораздо интересней если перед тобой сосед другого пола и ты обязан его обнять как можно сильней. Расстояние между полозьями делали  на ширину больше плеч расставленных ног, для большей устойчивости катящихся вниз.
 
Кстати, разгонялись все как в БОБСЛЕЕ бегом между полозьями и постепенно все вставали на полозья этой ДУГИ. Удержание дуги в прямом направлении больше зависело именно от последнего, увеличением ширины между полозьями можно хоть как-то направлять движение столь шаткой конструкции для всех.
Частенько все падали в снег не добравшись до конца переулка или горки длинной чем больше тем лучше. Но падение было не менее интригующее чем само качение, и порой провоцировалось специально. Плохо ли полететь в снег предварительно обнявши кого-то специально покрепче.

Так вот, «Второй ЛАВРСКИЙ» переулок, в котором я вырос, и был такой идеальной горкой. На этих дугах "ТАРАНТАСАХ" разных размеров ЗИМОЙ все катались, причём не только дети, а и взрослые, именно взрослый вариант "ТАРАНТАСА" я вам и описал. На эту дугу вставали ногами на полозья человек по пять-шесть, сколько поместится, и вот такой "БАБСЛЕЙ" каждую зиму.

А как же машины, скажете вы?
Не смешите меня, какие машины, одна-две за всю зиму, и то много. Кстати, переулок замощён булыжной мостовой, и был только кусочек асфальтовый до ворот больницы. Вот до этих ворот машины ездили, но там и горка ещё плохая, самая хорошая начиналась там, где кончался асфальт и начинался БУЛЫЖНИК. И естественно там снег не чистили, пока сам не растает весной.

Частенько вся эта команда БОБСЛЕИСТОВ летела кувырком в СНЕГ, стоять на металлическом пруте не ахти как удобно. Вот эти два РАЗВЛЕЧЕНИЯ я совершенно не встречаю ни в одном из современных сериалов, коих про эти времена моего детства уже отсняли тьму - тьмущею.

Кстати, обычных велосипедов было очень мало, и они считались скорее транспортом, и на них был дорожный налог, требовалось купить НОМЕР для поездок по городу, номера ежегодно были разных цветов, в зависимости от года оплаты налога.
Детских велосипедов вообще не было, и только к концу ПЯТИДЕСЯТЫХ стали появляться такие, и самый лучший из них (подростковый) был «ОРЛЁНОК», я на этом «ОРЛЁНКЕ» изъездил весь центр МОСКВЫ, но только по закоулкам, так как у меня не было номера, да и возраст ещё маловат, не достиг четырнадцати.

Именно в этом месте есть смысл вспомнить эпизод из моей личной жизни.
Так получилось, что уже тогда, будучи учеником где-то пятого класса, я был сильно ВОЗМУЩЁН. Я любил наш район из деревянных домов, я любил центр МОСКВЫ, и именно тогда стали печатать путеводительные карты МОСКВЫ для приезжих, и мне, катающемуся по закоулкам без номера на своём «ОРЛЁНКЕ», карта была нужна для дела, а не просто так. 

С большим трудом я насобирал и наскрёб денег, купил такую карту. Какое  же было моё удивление, что она совершенно не соответствовала даже тем реальным моим знаниям просто рядом от нашего дома. На этой карте было просто наврано всё, и половина переулков вообще отсутствовала. Про несоответствие масштаба я просто молчу.
Но даже тогда я понял, что это специально для захватчиков, чтобы они не могли найти КРЕМЛЬ если войдут в МОСКВУ.

Моему возмущению не было предела, и я решил сделать свою личную карту. Я купил ватманский лист бумаги за 9 копеек, и он находился у меня дома, а сам я ездил с блокнотом по переулкам и зарисовывал, записывал их названия, а вернувшись домой наносил их на свою личную КАРТУ.
Эта карта жива до сих пор и где-то лежит, я это ЗНАЮ точно но не знаю где, на моей самодельной карте охвачена практически вся северная часть Москвы до третьего КОЛЬЦА.
Но надо признать, что мои картографические умения очень напоминают карты древних людей, когда нам сегодня трудно понять, что за континенты на их картах изображены.
Но зато моя адова работа позволила мне не просто бесцельно кататься на велосипеде, а делать великое дело, восстанавливать справедливость, а это две большие разницы, просто или за справедливость.
 
Маленькая ВСТАВКА: большинство всех тех переулков, которые я наносил на свою карту, СЕГОДНЯ вообще ОТСУТСТВУЮТ физически, их НЕТ ни для врагов ни для друзей.
Вот если бы я ещё и фотографировал эти переулки, то тогда я бы совершил историческое событие, но в то время сделать фото стоило больших денег, даже если ты всё делал сам (снимал, проявлял, печатал, глянцевал и обрезал фотографии), в любом случае надо было купить плёнку, фото бумагу и все химикаты, а это не столь ДЁШЕВО.

Вот, АЛЕКСАДР, получился целый рассказ с вашей лёгкой руки.
С уважением, ЭДУАРД.

Моё послесловие к ответу АЛЕКСАНДРУ.

Вспомнив об этих двух РАЗВЛЕЧЕНИЯХ детства, если постараться, можно и ещё что-то вспомнить. Пока не знаю что, но надеюсь, оно само собой придет. Так что кому интересно, про баню того времени http://www.proza.ru/2013/01/31/705
Ваш ЭДУАРД РАТНИКОВ.


Рецензии
У Вас лучше получается, когда Вы рассказывате кому-то. Прочитал Вашу рецензию Лён. Получился живой рассказ. Просто воспоминания получаются тяжелее.

Мымлиган   26.07.2018 23:01     Заявить о нарушении
Ваше наблюдение говорит о многом.
Первое, и самое главное, вы не просто читаете вы АНАЛИЗИРУЕТЕ.
ЛЮБОЙ совет ЗАМЕЧАТЕЛЬНО - это ЛОЗУНГ, с которым я полностью согласен.
Ваше предложение готов осуществить, но оно связано с ТАЛАНТОМ пишущего, а у него не ТАЛАНТ, а ЖЕЛАНИЕ. Вся надежда на переход количества в качество. Боюсь закономерность не в мою пользу.
Буду стараться, замечание ценное, результаты не ГАРАНТИРУЮ, я конечно мечтатель, но не до такой СТЕПЕНИ.

С большим уважением, ЭДУАРД.

Эдуард Ратников   27.07.2018 10:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.