Как я продавала квас. Продолжение

                Начало рассказа:
                http://proza.ru/2014/10/26/714

 Следующий день оказался полон неожиданностей.
     Когда Зоя быстро и легко вытерла со всех сторон квасной столик, к ней подошёл солидного вида мужчина  и тихо спросил:
–  Чей столик?
Зоя назвала хозяина точки.
–  Санитарная книжка есть?
–  Конечно, показать?
– Не надо. Ты вот что, нальёшь ребятам кваску, сколько скажут, на доброе здоровьице.
–  Каким ребятам?
–  Не сомневайся, не перепутаешь.
– Хорошо, –  с готовностью ответила Зоя. Она уже поняла, что здесь свои правила, свои авторитеты и жизнь строится «по понятиям», которые нарушать не стоит.  И если  она об этом раньше не имела представления, то теперь просто необходимо с этими правилами считаться.
  Через полчаса подошли два парня, во всём их облике сквозила какая-то уверенность и жёсткость. Один внимательно посмотрел  на Зою, попросил  два больших стаканчика кваса, попробовал  и удовлетворённо кивнул:
–  Хороший квасок! Налей-ка нам ещё два.
Зоя наполнила ещё стаканчики и благоразумно промолчала.
–  Придёт пацанчик, нальёшь и ему пару больших, –  продолжил парень, беря в обе руки по стакану и поворачиваясь к Зое спиной.
Второй взял два других стакана и не спеша пошёл следом.
Через несколько минут появился подросток, лет пятнадцати. Встретившись с Зоиным пытливым взглядом, мальчишка неожиданно смутился и замялся:
– Тут мне… в общем, за квасом я – два больших… нальёте?
«Свой – свояка… Похоже, почувствовал учительницу», – подумала Зоя, с улыбкой  наполняя стаканы.
–  Забирай!
–  Спасибо! – обрадовался, что ничего не надо объяснять, мальчишка.
 Торговля шла бойко, Зоя работала без передышки.

      Когда время приблизилось к обеду, бочка закончилась. Зоя присела отдохнуть, и тут из двери ресторана вышел смуглый мужчина с подносом в руках. Он подошёл к Зое и поставил поднос на стол. Там ещё паровал янтарного цвета суп, густо присыпанный зеленью, и аппетитно благоухало жаркое с гарниром из молодой картошки.
  Зоя вопросительно посмотрела на мужчину.
– Знаю-знаю: вы на работе, - широко улыбнулся незнакомец, – потому в ресторан не приглашаю, но это вам – от меня. Приятного аппетита! 
Зоя изумлённо вскинула брови.
–  Спасибо вам за внимание, но я совсем не голодна - правда, не нужно, –  наконец нашлась она  с ответом.
–  Никаких таких слов не принимаю: берите и кушайте! Я вас угощаю!
– Но мы даже не знакомы!
–  Я за вами вчера весь день наблюдал, и вы мне понравились! Вас зовут Зоя. А меня Тимур, так что уже знакомы, –  подмигивая, сообщил он.
– Очень приятно, Тимур, но я всё же не могу принять ваше угощение, –  стараясь не обидеть интонацией, сдержанно ответила Зоя.
– Тогда выбрось! – внезапно изменил тон мужчина.
Он резко повернулся и через минуту скрылся за дверью ресторана.
–  Зря человека обидела, –  укоризненно качнула головой Дарья Петровна,  – это непростой человек, он у директора – первый помощник. Все официанты  и повара – под его рукой…
– Я никого не обижала! И не просила его внимания! – повернулась к ней Зоя.
«Бесплатный сыр знаем где... Знакомый нашёлся! Ещё неизвестно, какими приправами он тут всё посыпал», –  с сомнением подумала она, глядя на тарелки.
– Он очень вспыльчивый, но отходчивый, щедрый. Ты ему понравилась. Правда не будешь есть? – вкрадчиво поинтересовалась Дарья Петровна.
– Нет, конечно! Откуда я знаю, что он захочет потом?
– Чего бы ни захотел – не обидел бы, – задумчиво и многозначительно ответила Анжелика.
– А я бы супчика покушала, – с надеждой посмотрела на Зою Дарья Петровна
– А я бы от мяска не отказалась, –  тут же подскочила Анжелика, –  он всё равно из гордости назад не заберёт. Угостишь?
         Не дожидаясь согласия, Лика быстро  взяла тарелку с мясом в руки.
         Дарья Петровна досадливо взглянула на приятельницу:
– Ты как веник, Лика: везде успеешь!
– Да мне всё равно, –  отмахнулась от них Зоя, –  тогда и за поднос сами отвечайте. И забирайте его с моего стола!
          Женщины  принялись за неожиданное угощение, а Зоя дождалась, пока Сенька сменит бочонок с квасом, и продолжила работу.

        Но сюрпризы не закончились. Очередной покупатель кваса доверчиво посмотрел на Зою и сказал:
– Я вижу, вы – девушка со вкусом. Не подскажете, где тут поблизости я могу купить себе обувь? Чтобы не очень дорого, для работы.
–  Конечно, подскажу, –  с готовностью отозвалась Зоя. –  Пройдёте прямо по этой же улице, за следующим домом свернёте направо и вниз, к реке. Там недорогой магазинчик, а выбор хороший, ничем не хуже, чем с другой стороны, где всё подороже.
        Покупатель ушёл, но минут через сорок появился вновь, очень довольный, с обувной коробкой в одной руке и бумажным пакетом – в другой. Он купил ещё стакан кваса и радостно сообщил, что удачно приобрёл именно такую обувь, какую хотел.
–  А это – вам. – Улыбаясь, он вынул из пакета роскошную гроздь винограда, повернул её одним и другим боком, демонстрируя достоинства чуда природы, аккуратно убрал назад в пакет и протянул  его Зое.
– Да что вы придумали? – ахнула Зоя. –  Это же очень дорого! Я только лишь рассказала, как пройти, не более того!
– Доброму поступку нет цены. Вы так хорошо рассказали, что я нашёл то, что надо! Плутал бы сейчас по городу: ведь нездешний, проездом. Это – от чистого сердца!
– Ну, если так… спасибо! Удачного пути вам! – Зоя осторожно взяла пакет.
        Пока не было покупателей, она ещё раз приподняла  гроздь и залюбовалась ею: круглые тёмно-розовые ягоды, словно крупные бусины, матово поблёскивали на солнце, и не было сомнения в том, что нектар, который светится в каждой из них, душистый и сладкий. «Вот сынуля обрадуется!» –  радостно подумала она, пряча в стол пакет с заморским лакомством.
–  Ты нравишься мужчинам, заметная,  и покупателей у тебя много, –  наклонившись к Зое, зашептала Дарья Петровна. –  Это я тихо, чтоб Лика не слышала: иззавидовалась небось!

        Вечером произошёл ещё один забавный случай. Когда Зоя уже всё собрала и оставалось лишь сложить  зонт, мимо, оживлённо беседуя,  прошли два высоких парня. Один из них вдруг остановился и оглянулся на Зою.
        Она тоже узнала его: он учился в их школе лет пять назад, но не в её классе. Запомнился шустрым любознательным мальчиком, когда Зоя примерно неделю замещала уроки своей коллеги, пока та была на курсах.
– Здравствуйте, Зоя Александровна! – радостно поприветствовал её парень, –  Вы у нас литературу вели! Помните?
–  Конечно,–  улыбнулась в ответ Зоя, – читала вам Паустовского.
– Ой, знаете, мне ведь прежде ничего подобного слушать не приходилось! После того урока я так увлёкся, что постепенно всего Паустовского перечитал! Жаль, что мы переехали в другой район: я бы перевёлся в ваш класс!
–  Ты, наверное, уже выпускник?
– Да, как раз в этом году заканчиваю школу. А что вы здесь делаете? – он широким жестом выразительно махнул рукой.
–  Расширяю свои знания, –  рассмеялась Зоя, –  это тоже опыт.
      Парень хотел ещё что-то сказать, но его приятелю, видимо, надоело ждать, и он напомнил о себе:
–  Лёха, мы опоздаем; ты что, забыл?
– Ой, Зоя Александровна, я побежал! Приятно было встретиться! – заспешил к другу бывший ученик.
–  Мне – тоже. Удачи тебе! –  помахала рукой Зоя.
        Она повернулась к Дарье Петровне и словно наткнулась на её  изумлённый взгляд.
– Ты и правда учительница, настоящая, –  озадаченно произнесла та, словно видела Зою впервые.
– Конечно, я же вам ещё вчера сказала об этом, –  напомнила Зоя.
–  И институт закончила? – спросила Дарья Петровна.
–  А как иначе? – удивилась Зоя.  –  Кто бы меня к школе без образования подпустил?
– А Лика врёт! – вдруг сердито сдвинула брови Дарья Петровна. – Ничего она не заканчивала, она всю жизнь на рынке просидела, с малолетства. У неё отец пил, а мать торговала беляшами, так она тут и выросла.
          Дома Зоя вспомнила этот разговор и внезапно поняла, что и Дарья Петровна тоже никакой не врач –  в лучшем случае медсестра, и то – с большой натяжкой. И никакого юриста-сына у неё нет и не было.  И весь их мир – совершенно иной,  и открывать душу там совсем не стоит…

         Дни становились всё жарче, солнце припекало всё сильнее, спрос на напитки от жажды необычайно возрос. Теперь у Зои появились постоянные клиенты; она уже знала, кто и откуда к её точке приходит. Например, бойкая хохотушка в передничке –  продавщица конфет из павильона, а пожилая  женщина с палочкой  продаёт булочки, пирожки и ватрушки в кафе, это  с другого входа в рынок. Она выбрала Зою за чистоплотность. Так и сказала. Она приходила со своей двухлитровой бутылью, выпивала стаканчик кваса, убеждалась, что «вкусный, как всегда», наполняла бутыль и медленно шла назад. Половину напитка она оставляла мужу,   который после работы встречал её в конце дня.
         Пётр Иванович – строитель. Он приходил регулярно в одно и то же время, выпивал большой стакан кваса, брал  полтора литра с собой  и всегда очень вежливо благодарил.
         Продавцы одежды заходили в  спешке, брали всегда по бутылке кваса и тут же убегали.
Забавно, что все частые посетители знали Зою по имени  и даже как будто гордились, причём не только ею, но и самим столиком с квасом и зонтом в придачу, называя всё обобщённо: «наша точка».
         Зоя поняла это, когда у столика  однажды остановился «Москвич»  и незнакомый мужчина, выйдя из машины, подошёл к ней с вопросом:
– Ну-ка, сейчас  посмотрим, что это за особенная точка у вас и продавщица –  красавица?
        Дарья Петровна поднялась со своего коробка и гордо добавила:
– На всём рынке второй такой точки не найдёте!
         Мужчина выпил квас, крякнул и удовлетворённо сказал, как припечатал:
– А ведь не врут!
         Он достал из багажника две пятилитровые фляги, и за пять минут выручка Зои пополнилась в несколько  раз. Потом он тоже стал постоянным покупателем.
      
        Один из дней запомнился совсем удивительным случаем.
        К Зое подошёл невзрачный долговязый мужчина лет сорока и тихо сказал:
– Ты такая шустрая, аккуратная и лицом видная… Я на тебя давно уже посматриваю. Выходи за меня замуж!
        Зоя чуть квас из стаканчика не расплескала от неожиданности.
– У меня в деревне дом большой, хозяйства – немерено, а отец с матерью уже старые. Тяжело им управляться-то, – продолжал мужчина. – Машина есть, огород, сад, погреб новый отстроил.           Я работящий, всё умею, обижать не буду. Выйдешь?
– Нет, конечно, я вас первый раз вижу! – улыбнулась Зоя, принимая разговор как шутку.
– Я так и думал, что откажешься, - кивнул мужчина. – Порядочная женщина и не согласилась бы с первого раза. Но я буду к тебе теперь почаще наведываться, а ты привыкай к мысли и собирайся потихоньку.
– Да не поеду я никуда, что вы? – теперь уже без улыбки ответила Зоя.
– Поедешь, я вот свои дела закончу недельки через две, –  убеждённо ответил мужчина. – Ты мне ещё больше сейчас понравилась.
– Мало ли кому я могу нравиться! – возмутилась Зоя. – Так что, за всех замуж выходить?
         Мужчина насупился, по-своему понимая ответ.
–  Ты не смотри, что я худощавый, я любого поборю в драке. И в ласках толк знаю!
– Мужчина, не отвлекайте меня, пожалуйста! И забудьте об этом – это невозможно!
–  Почему? – не уходил неожиданный поклонник.
– Да замужем я, вот почему! – наконец нашла веский аргумент Зоя.
– Врёшь! Какой мужик отпустит такую бабу квас продавать?
–  А он в командировке, не знает! – нашлась с ответом Зоя.
– Вот стерва, обманываешь мужика?
– Чем это я его обманываю? Может, я ему подарок за свои деньги купить хочу! – с вызовом сузила глаза Зоя. – А вот вы уже лжёте. Ничего не знаете, никто совсем, а на гадкие слова мастак: сразу «стерва»! И туда же: обижать он не будет! Язык без костей, всё можно, да?
        Мужчина опешил от такого неожиданного нападения.
        И тут  встала Дарья Петровна. Она гневно посмотрела на «жениха»:
–  Ишь ты, губы раскатал! Да ты ей в подмётки не годишься! Ты хоть знаешь, кто она? А ну, извиняйся!
– Ну, погорячился, сразу надо было сказать, что замужем, извини, – виновато промямлил неудавшийся ухажёр и заспешил прочь.
–  А ты и не спрашивал! – прокричала вслед Дарья Петровна. –  Ишь чего захотел! – Всё ещё под впечатлением атаки, она подошла к Зое. – Налей мне квасу, что ли!

        Иногда, если  покупателей не было,  к столику подходил неопределённого возраста мужчина и просил налить всего полстаканчика кваса. В первый раз Зоя подумала, что у него недостаточно денег, и предложила  в виде угощения долить - до полного. Но мужчина отказался.
         Получив заказ, он извлёк из кармана брюк аптечный пузырёк с какой-то настойкой и всю вылил в квас. Потом аккуратно закрутил крышку, спрятал пузырёк и медленно  выпил свой оригинальный  коктейль.
        Время от времени он появлялся словно из ниоткуда и с удивительной точностью повторял каждое своё движение вновь.
      Определённым ритуалом утоления жажды пользовались также две молодые девицы из овощной палатки. Они брали в одну руку большой стакан с квасом, в другую – сигарету и наслаждались тем и другим, чередуя глоток кваса с глотком дыма.

        Время шло быстро. В пасмурные дни покупателей было меньше, но всё равно выручка радовала стабильно высокими цифрами. Зоя оставляла с вечера некоторую сумму разменных денег для сдачи, поэтому в начале  работы задержек из-за отсутствия мелочи никогда не случалось, и это тоже увеличивало скорость обслуживания.
        Были, конечно, в этой работе, как и в любой, свои минусы. Бесконечная суета вокруг, толпы народа… Временами ветер поднимал такое количество пыли, словно принес её сюда со всего города…
       Стали побаливать ноги, наливаясь в жаркие дни такой тяжестью от непривычного стояния на одном месте, что казалось, на них не обувь, а гири. Голубоватыми ниточками обозначились сосуды там, где их прежде не было видно.
        Два раза получилось так, что кваса в бочке оставалось ещё многовато и Зое пришлось задержаться  до позднего вечера, чтобы распродать. Сенька поджидал её, и они видели, как неизвестно из каких щелей и подворотен рынок постепенно заполняли другие люди. Их лица были тёмными, одутловатыми - нездорового вида, глаза не сулили ничего хорошего. То тут, то там воздух сотрясала громкая брань, грубый хохот, подобие шуток вперемешку со скабрёзностями. И женщины, и мужчины словно несли на себе какую-то печать порока.    Хотелось быстрее собрать вещи и бежать подальше оттуда. Поэтому Зоя старалась не начинать новую бочку вечером; тогда рабочий день заканчивался раньше, и они с сыном могли даже  посмотреть перед сном какой-нибудь фильм по видео.
      
       Сенька радовался как ребёнок, и Зоя чувствовала себя совершенно счастливой: за это  время они подружились ещё больше. Особенно радовало, что и лечение пошло сыну на пользу.
       Вечерами подводили итоги своему маленькому бизнесу. Постепенно они привыкли к необычному режиму, и уже не так уставали в конце дня.
       Доход за месяц превзошёл все ожидания.

       Когда прошло много лет, этот месяц жизни Зои и Сеньки сохранился ярким листком между страниц-воспоминаний и всегда вызывал у её сына ответную улыбку.  Зое достаточно было лишь сказать ему:
- А помнишь, как я продавала квас?
                Наталья Коноваленко


Рецензии
Да, пусть слов о сотрудничестве с сыном в тексте немного, но значение совместного дела роднит уже родных людей взаимопониманием, проблемным большинству семей (проблема отцов и детей).
Ассоциаций много, поэтому - только одну. Летом 1946 года мамочке моей было 12 лет.
Отец погиб ещё в 1943г. Собирала по лесу землянику с утра. А к вечеру - продавала на рынке лесную ягоду. В ногах корзинка, в руках стакан полный, в кармане - кулёчки из бумаги. Последний стакан долго не могла продать. И вдруг - парень 16 лет подошёл и купил землянику. Они запомнили друг друга.
А когда в 1953 парень отслужил 3 года танкистом и устроился на завод - они встретились во второй раз в поезде местном, и познакомились. Мои родители.

Владимир Деев 2   28.03.2021 19:01     Заявить о нарушении
Владимир, потрясающая семейная история, нет слов! Вот вам и книга, и фильм, и готовый сюжет... Почему у вас ещё нет рассказа на этот случай? Или есть? Несколько перекликается с историей в моем рассказе "Древо". Всё в жизни бывает!Там в окончании именно общее воспоминание послужило причиной объединения двух немолодых людей.
Спасибо вам, Владимир, что вы так серьёзно занялись чтением моих рассказов и находите время поделиться впечатлениями. Радости вам и удачи!

Наталья Коноваленко   28.03.2021 20:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.