Коммунальная квартира. Оранжевый костер
Все стены комнаты был увешены картинами. Они стояли даже на полу, прислоненные к мебели. По Лешкиному мнению все картины были очень красивыми. Терпко пахло красками и еще чем-то художественным.
Лешка держался за спиной тети Нины и, не дыша, смотрел как возникало чудо. Смотрел как появлялись волны, парусник, тучи. Действительно, он смотрел не дыша, а смотрел сопя. Наверное, тете Нине надоело его сопение. Она отложила кисть, наколола на доску ватман и вручила Лешке большую банку из под монпасье, наполенную цветными мелками.
-- Садись, Леша, и рисуй, -- предложила художница.
-- А, что рисовать-то, тетя Нина?
-- Что хочешь то и рисуй. Придумай что-нибудь.
-- Так я ж не умею.
-- А ты пробуй, учись. Все художники сначала не умели рисовать. А у тебя кое-что получается. Вон ты какой красивый домик нарисовал прошлый раз.
Лешка решил ничего не придумывать, а срисовывать то, что рисовала тетя Нина. А рисовала тетя Нина море. Бурное море. Там на гребне грозной волны штормовала шхуна с порванными парусами. Над ней нависли темные тучи. Лешка очень сочувствавал шхуне. По всему было видно, что до берега она не доплывет.
Художница билась над картиной уже несколко дней, что-то у неё не получалось, что-то ей не нравилось.
Пришел раскрасневшийся с мороза дядя Олег, муж тети Нины. И сразу, от двери:
-- Как дела у нашего Айвазовского?
-- Олежка, ты не смейся, а лучше помоги.
Дядя Олег тоже был художником, но как говорила тетя Нина «он специализаруется в графике».
-- Что у тебя не ладится?
-- Очень мрачно. Хотелось бы немного оптимизма.
Дядя Олег дого рпссматривал картину, а затем дал совет:
-- У тебя задний план затемнен тучами. Ты их приподними и пусти по горизонту рваную алую полоску, как зарницу. А на дальнем берегу дай оранжевую точку: то ли костер, то ли маяк.
Тетя Нина стала вносить исправления в картину, а Лешка, увлеченно используя синии, фиолетовые, зеленые мелки, начал изображать бушующее море. Он не закончил свое художество: мама позвала его обедать.
Тетя Нина гордилась тем, что она училась у самого Павла Филонова. Уже будучи совершеннолетним Алексей Барсуков узнал, что Филонов был крупным художником-авангардистом. Он умер в Ленинграде от голода в декабре 41-го года.
Художник подошел к подправленной женой марине, прищурился и изрек:
-- Теперь другое дело. Теперь есть ощущение, что шхуна спасется.
Он перевел взгдяд не Лешкино творение, хмыкнул, а затем произнес удивленно:
-- Смотри-ка, у огольца есть чувство цвета. Надо будет с ним позаниматься.
Олег засобирался в Академию:
-- Тебе в городе что-нибудь надо?
-- Олежка, будешь на Невском, купи пару бутылочек льняного масла, а то кончается.
Отобедав, Лешка снова пролез в комнату к художникам и сразу же пристал к тете Нине с вопросом:
-- Почему дядя Олег назвал вас Айвазовским? Кто он этот Айвазовский?
-- Был, Леша, такой знаменитый художник Иван Айвазовский. Он писал марины, то есть картины про море. Я тоже пишу морской вид, вот дядя Олег и назвал меня в шутку Айвазовским.
-- А, почему он был знаменитый?
-- Ты умеешь считать до тысячи?
-- Умею, но это очень долго.
-- Так вот, Айвазовский написал более шести тысяч картин.
-- И все про море?
-- В основном про море.
-- Он, что всю жизнь у моря просидел, чтобы нарисовать столько картин?
-- Зачем? Море все время в движении. Сидеть с мольбертом у моря бессмыслено. Конечно, он делал наброски с натуры, но картины он писал в своей мастерской. По памяти.
-- Здорово!
У художников Лешка многому научился. Он узнал, что такое тень, полутень, рефлекс, блик, перспектиа; освоил законы рисунка, научился правильно смешивать краски. Учиться бы дальше и учиться, но наступило лето и они с мамой уехали на дачу в Новгородскую область.
В Ленинград Лешка вернулся только через три года, когда немцев отогнали от города. В комнате художников жили другие люди. Картин на стенах не было. Все куда-то исчезли, и только одна со штормующей в бурном море шхуной стояла на полу в коридоре, напротив Лешкиной комнаты, придавленная кроватной спинкой.
Когда по приезду домой мама с Лешкой вошли в свою комнату, сразу же прибежала тетя Магда, мамина приятельница. Она чудом пережила блокаду и была худющая и морщинистая. Женщины пустились в нескончаемые разговоры.
На мамин вопрос о судьбе соседей-художников тетя Магда сказала, что Олег записался в народное оплчение и погиб под Красным Селом, а Нина умерла от голода в первую зиму в конце января.
-- Леша, тетя Нина просила передать тебе картину с паруснком, -- обратилась Магда к Лешке. – Я поставила её в коридоре и прикрыла кроватью. Ты возьми её. Умирая, она без конца сетовала на то, что Олег не купил две бутылки льняного масла, как она его просила. Забыл. Она говорила, что если бы у неё было масло, то она бы выжила. А, так...
Мама спросила:
-- Где похоронили Нину?
-- Тонюшка, о чем ты спращиваешь? Какие похороны? В машины загружали трупы, как дрова, и увозили куда придется.
Женщины продолжали свои разговоры. Лешка слушал их и не слушал. Он сидел пригорюнившись и жалел тетю Нину и дядю Олега.
Лешка заносить картину в комнату не стал: большая и рамы нет. Да и вешать некуда. На одной стене уже висела картина, которую папа купил перед войной на Сытном рынке. Там был нарисован лес и медведица с медвежатами. Очень сильная картина. А на другую стену был приколочен коврик с лебедями.
Бурную марину Лешка стал использовать в качестве тайника. За неё он засовывал свой постылый портфель, когда отлынивал от школы.
Коридор квартиры имел Т-образную форму. Он был длинный и широкий. На нем ребятня играла в мяч и гоняла на самокатах. Понятно, что стены коридора имели жалкий вид. На общем собрании жилицов было принято решение запретить детям играть на коридоре, а сам коридор отремонтировать. Скинулись по десятке с жильца и пригласили маляров.
Марину с коридора нужно было убирать. Лешка внес её в комнату и сразу увидел, что на обратной стороне картины что-то написано. Он пригляделся. На холсте кармином было выведено: «Леше от тети Нины. Будь счастлив.1942». Лешкино сердечко сжалось. Из глаз потекли слезы. Он был потрясен: умиравшая художница вспомнила о нем и пожелала счастья.
Какую краску использовала тетя Нина для изображения костра , и как она её нанесла было не ясно, но яркооранжевое пятнышко на далеком берегу доминировало в картине. Оно сразу же борсалось в глаза, оно трепетало и манило, оно как бы убеждало зрителя, что все будет хорошо и призывало не сдаваться.
С мариной Алексей Барсуков не расстовался. Жизнь у него была бурная, с опасными приключениями, но ему всегда везло и он выбирался даже из очень крутых передряг.
Барсуков был твердо уверен, что его ведет по жизненному пути оранжевый костер, зажженный тетей Ниной на далеком берегу.
________________________________
Свидетельство о публикации №214103000685
Коммуналки преданы анафеме, их презрительно называют "клоповниками", но ведь именно там люди учились уживаться друг с другом.
Потому коммунальные связи так крепки, а уходящее поколение с грустью наблюдает за пропагандой раздельного проживания отцов и детей.
Тонко и просто, как все настоящее в этом мире.
Благодарю за жизненный урок.
С уважением - Я.
Наталья Малиновская 12.07.2016 10:05 Заявить о нарушении
Конечно, коммуналки были разные. Мне повезло: я жил в очень хорошей коммунальной квартире.
Благодарю за интерес, проявленный к моим рассказам.
С уважением. Александр
Александр Брыксенков 12.07.2016 17:10 Заявить о нарушении