Коммунальная квартира. Оранжевый костер

   
       Все стены комнаты был увешены картинами. Они стояли даже на полу, прислоненные к мебели. По Лешкиному мнению все картины были очень красивыми.  Терпко пахло красками и еще чем-то художественным.
 
      Лешка держался за спиной тети Нины и, не дыша, смотрел как возникало чудо. Смотрел как появлялись волны, парусник, тучи. Действительно, он смотрел не дыша, а смотрел сопя.   Наверное, тете Нине надоело его сопение. Она отложила кисть, наколола на доску ватман и вручила Лешке большую банку из под монпасье, наполенную цветными мелками.

     -- Садись, Леша, и рисуй, -- предложила художница.

     -- А, что рисовать-то, тетя Нина?

     -- Что хочешь то и рисуй. Придумай что-нибудь.

     -- Так я ж не умею.

     -- А ты пробуй, учись. Все художники сначала не умели рисовать. А у тебя кое-что получается. Вон ты какой красивый домик нарисовал прошлый раз.

     Лешка решил ничего не придумывать, а срисовывать то, что рисовала тетя Нина.  А рисовала тетя Нина море. Бурное море. Там на гребне грозной волны штормовала шхуна с порванными парусами. Над ней нависли темные тучи. Лешка очень сочувствавал шхуне. По всему было видно, что до берега она не доплывет.

       Художница билась над картиной уже несколко дней, что-то у неё не получалось, что-то ей не нравилось.

     Пришел раскрасневшийся с мороза дядя Олег, муж тети Нины. И сразу, от двери:

    -- Как дела у нашего Айвазовского?

    -- Олежка, ты не смейся, а лучше помоги.

     Дядя Олег тоже был художником, но как говорила тетя Нина «он  специализаруется в графике».

     -- Что у тебя не ладится?

    -- Очень мрачно. Хотелось бы немного оптимизма.

     Дядя Олег дого рпссматривал картину, а затем дал совет:

    -- У тебя задний план затемнен тучами. Ты их приподними и пусти по горизонту рваную алую полоску, как зарницу. А на дальнем берегу дай оранжевую точку: то ли костер, то ли маяк.
 
    Тетя Нина стала вносить исправления в картину, а Лешка, увлеченно используя синии, фиолетовые, зеленые мелки, начал изображать бушующее море.  Он не закончил свое художество: мама позвала его обедать.

     Тетя Нина гордилась тем, что она училась у самого Павла Филонова. Уже будучи совершеннолетним Алексей Барсуков узнал, что Филонов был крупным художником-авангардистом. Он умер в Ленинграде от голода в декабре 41-го года.

     Художник подошел к подправленной женой марине, прищурился и изрек:

    -- Теперь другое дело. Теперь есть ощущение, что шхуна спасется.

    Он перевел взгдяд не Лешкино творение, хмыкнул, а затем произнес удивленно:

     -- Смотри-ка, у огольца есть чувство цвета. Надо будет с ним позаниматься.

    Олег засобирался в Академию:

    -- Тебе в городе что-нибудь надо?

    -- Олежка, будешь на Невском, купи пару бутылочек льняного масла, а то кончается.

      Отобедав, Лешка снова пролез в комнату к художникам и сразу же пристал к тете Нине с вопросом:

     -- Почему дядя Олег  назвал вас Айвазовским? Кто он  этот Айвазовский?

     -- Был, Леша, такой знаменитый художник Иван Айвазовский. Он писал марины, то есть картины про море. Я тоже пишу морской вид, вот дядя Олег и назвал меня в шутку Айвазовским.

      -- А, почему он был знаменитый?

     -- Ты умеешь считать до тысячи?

    -- Умею, но это очень долго.

    -- Так вот, Айвазовский написал более шести тысяч картин.

    -- И все про море?

    -- В основном про море.

   -- Он, что всю жизнь у моря просидел, чтобы нарисовать столько картин?

    -- Зачем? Море все время в движении. Сидеть с мольбертом у моря бессмыслено. Конечно, он делал наброски с натуры, но картины он писал в своей мастерской. По памяти.

    -- Здорово!

     У художников Лешка многому научился. Он узнал, что такое тень, полутень, рефлекс, блик, перспектиа; освоил законы рисунка, научился правильно смешивать краски. Учиться бы дальше и учиться, но наступило лето и они с мамой уехали на дачу  в Новгородскую область.


       В Ленинград Лешка вернулся только через три года, когда немцев отогнали от города. В комнате художников жили другие люди. Картин на стенах не было. Все куда-то исчезли, и только одна со штормующей в бурном море шхуной стояла на полу в коридоре, напротив Лешкиной комнаты, придавленная кроватной спинкой.

     Когда по приезду домой мама с Лешкой вошли в свою комнату, сразу же прибежала тетя Магда, мамина приятельница. Она чудом  пережила блокаду и была худющая и морщинистая. Женщины пустились в нескончаемые  разговоры.
 
     На мамин вопрос о судьбе соседей-художников тетя Магда сказала, что Олег записался в народное оплчение и погиб под Красным Селом, а Нина умерла от голода в первую зиму в конце января.

    -- Леша, тетя Нина просила передать тебе картину с паруснком, -- обратилась Магда к Лешке. – Я поставила её в коридоре и прикрыла кроватью. Ты возьми её.  Умирая, она без конца сетовала на то, что Олег не купил две бутылки льняного масла, как она его просила. Забыл. Она говорила, что если бы у неё было  масло, то она бы выжила. А, так...

     Мама спросила:

     -- Где похоронили Нину?

     -- Тонюшка, о чем ты спращиваешь? Какие похороны? В машины загружали трупы, как дрова, и увозили куда придется.

      Женщины продолжали свои разговоры. Лешка слушал их и не слушал. Он сидел пригорюнившись и жалел тетю Нину и дядю Олега.

    Лешка заносить картину в комнату не стал: большая и рамы нет.  Да и вешать некуда. На одной стене уже висела картина, которую папа купил перед войной на Сытном рынке.  Там был нарисован лес и медведица с медвежатами. Очень сильная картина. А на другую стену был приколочен коврик с лебедями.

    Бурную марину Лешка стал использовать в качестве тайника. За неё он засовывал свой постылый портфель, когда отлынивал от школы.

     Коридор квартиры имел Т-образную форму. Он был длинный и широкий. На нем ребятня играла в мяч и гоняла на самокатах. Понятно, что стены коридора имели жалкий вид. На общем собрании жилицов было принято решение запретить детям играть на коридоре, а сам коридор отремонтировать. Скинулись по десятке с жильца и пригласили маляров.

     Марину с коридора нужно было убирать. Лешка внес её в комнату и сразу увидел, что на обратной стороне картины что-то написано. Он пригляделся. На холсте кармином было выведено: «Леше от тети Нины. Будь счастлив.1942». Лешкино сердечко сжалось. Из глаз потекли слезы. Он был потрясен: умиравшая художница вспомнила о нем и пожелала счастья.
 
     Какую краску использовала тетя Нина для изображения костра ,  и как она её нанесла было не ясно, но яркооранжевое пятнышко на далеком берегу доминировало в картине. Оно сразу же борсалось в глаза, оно трепетало и манило, оно как бы убеждало зрителя, что все будет хорошо и призывало не сдаваться.

     С мариной Алексей Барсуков не расстовался. Жизнь у него была бурная, с опасными приключениями, но ему всегда везло и он выбирался даже из очень крутых передряг.

     Барсуков был твердо уверен, что его ведет по жизненному пути оранжевый костер, зажженный тетей Ниной на далеком берегу.

________________________________


Рецензии
Александр!
Коммуналки преданы анафеме, их презрительно называют "клоповниками", но ведь именно там люди учились уживаться друг с другом.
Потому коммунальные связи так крепки, а уходящее поколение с грустью наблюдает за пропагандой раздельного проживания отцов и детей.
Тонко и просто, как все настоящее в этом мире.
Благодарю за жизненный урок.
С уважением - Я.

Наталья Малиновская   12.07.2016 10:05     Заявить о нарушении
Наталья, коммуналки -- это был способ вытащить трудящихся из подвалов, бараков, углов. Они свою роль сыграли. Но почему они существуют до сих пор -- это загадка.
Конечно, коммуналки были разные. Мне повезло: я жил в очень хорошей коммунальной квартире.
Благодарю за интерес, проявленный к моим рассказам.

С уважением. Александр

Александр Брыксенков   12.07.2016 17:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.