Ночь

По мотивам сказки Г. Х. Андерсена “История одной матери”

Дверной звонок отчаянно дребезжал уже несколько минут. Проснувшись, Алла приподняла голову, злобно промычала и оглядела затуманенным взором комнату, словно не понимая, где она находится. Лишь когда в дверь стали настойчиво стучать, Алла пришла в себя, выругалась, медленно поднялась с дивана и зашаркала к двери, пиная ногами пустые стеклянные бутылки.
- Сергеевна, сколько раз я тебе говорила, чтобы ты не смела приходить ко мне утром, тварь ты… - не успев закончить, Алла открыла дверь и оторопела. На пороге стоял мужчина в строгом синем костюме. В бледных руках молодой человек держал большую зеленую папку с бумагами. Во взгляде утреннего гостя читалась нескрываемая надменность.
- Чтоб тебя, - одними губами произнесла Алла.
- Доброе утро, Алла Дмитриевна, - произнес мужчина и, не обращая внимания на Аллу, решительно вошел в квартиру, - что ж, вижу, прошлые наши визиты ни коим образом на вас не повлияли. Жаль, жаль. Но, признаюсь честно, ничего другого я от вас не ждал.
В открытую ухмыляясь, мужчина расхаживал по квартире.
- Так, что тут нас, Алла Дмитриевна… Грязь, мусор, вонь - все как обычно. И температура в доме определенно ниже всех норм.
Мужчина провел тонкими пальцами по почти что черным обоям, затем поднес ладонь к носу и демонстративно поморщился. Подняв одну из бутылок с пола, он потряс ею перед пылающим от негодования лицом Аллы и вкрадчиво произнес:
- И пить мы не бросили, как я погляжу. Все понятно. А где ребенок?
Не дождавшись ответа, молодой человек резко развернулся и направился в соседнюю комнату. Зайдя в нее, он споткнулся об лежащего на полу мужчину. Тот недовольно засипел и повернулся красным рябым лицом к гостю, хрипло что-то прорычав. Гость лишь цокнул языком и перешагнул через лежащего, подойдя к детской кроватке. Младенец неподвижно лежал, раскинув тоненькие ручки. Мужчина ласково улыбнулся и погладил ребенка по голове:
- Обычно, Алла Дмитриевна, он у вас кричит как резанный, а сейчас молчит. Итак, - мужчина с надменным видом достал из папки документ и протянул его похолодевшей Алле.
- Это решение органов опеки об изъятии ребенка в связи с условиями его проживания. Для разъяснений обратитесь по указанному в документе адресу, когда в себя придете, - мужчина расхохотался и потянул руки к ребенку. Алле показалось, что у нее остановилось сердце. Ее ноги подкосились, она, громко закричав, прижалась спиной к стене и стала сползать на пол. Головная боль резко усилилась, Алла попыталась прочитать то, что было написано в документе и хоть что-то понять, но дрожь в руках и нарастающий гул в голове не дали ей это сделать. Алла попыталась встать и остановить мужчину, уже державшего в руках ее дитя, но вдруг в глазах у нее потемнело, и женщина упала в обморок.
Очнувшись, Алла не могла прийти окончательно в себя и сидела на полу, зажмурившись и слегка раскачиваясь. Но как только она вспомнила все произошедшее с утра, женщина вскочила и кинулась к детской кроватке. Она была пуста. Алла зарыдала и упала на колени. Она не могла до конца осознать, что ее Славку действительно забрали. Алла попросту не верила во все предыдущие угрозы и предупреждения и думала, что еще успеет исправиться. Но суровая реальность была в том, что ее ребенка отняли. Рябой мужчина сидел на покосившейся кровати, курил и чесал грязными ногтями седую грудь, задумчиво смотря на трясущуюся от рыданий Аллу. Затушив сигарету о табурет, он прохрипел:
- Думал, это за мной она пришла. А оказалось вон как.
Алла затихла и испуганно посмотрела на своего вчерашнего собутыльника, имя которого она даже не помнила, и дрожащим голосом спросила:
- Ты про кого, кто “она”?
- Кто же еще. Смерть, конечно. Я как увидел, сразу понял, что ко мне пришла. Я уже давно ее родимую жду, да не дождусь. Уже приходила ведь, когда мы с Жекой в гараже у него пили. Холодно было, жуть. Замерз он, так и забрала товарища моего. Я даже обрадовался, когда ее утром увидел, а она, вишь, твоего унесла.
Алла не могла поверить своим ушам. Она подошла к мужчине, ударила его по щеке и гневно закричала:
- Да что ты несешь, алкаш старый! Не видишь, чинуши у меня Славку отняли. Ироды! А ты мелешь бред свой пьяный. Что делать-то лучше скажи, а? Это все ты, ты виноват, пришел вчера, водку принес, напоил меня!
Мужчина безразлично посмотрел на Аллу и тихо сказал:
- А ты что, не помнишь, Алка, как твой вчера орал весь вечер. Ты еще злилась страшно. Ты тогда сказала, что наверно из-за голода кричит. А потом он взял, и затих. Окоченел, наверно. У тебя такой холод был, я сам едва не обледенел. Да и разве этот мужик к тебе приходил до этого. Тетка же обычно проверяла. И не отбирают так детей, Алка. Смерть это была.
Алле показалось, что она теряет сознание, но ей удалось взять себя в руки. Она вспомнила весь прошлый вечер. Женщина стала судорожно искать тот документ, который ей отдал работник службы опеки и нашла его на полу под кроватью. На желтом листе бумаги было напечатано лишь одно слово: “Поздно”. Алла в ужасе отбросила документ и обезумевшим взглядом посмотрела на мужчину. Тот лишь пожал плечами.
Через пять минут Алла, кое-как одетая, уже бегала вокруг дома, отчаянно хватая ртом морозный воздух. Был уже поздний вечер, небо заволокло тучами. Алла по колени утопала в сугробах и продрогла до костей, но продолжала бесцельно ходить по двору, словно в беспамятстве. Ее соседка, Клавдия Семеновна, в это время гуляла с внуком и, завидев Аллу, произнесла:
- Только полюбуйтесь, проснулась наконец. Ой, а опухшая-то. Ты совсем стыд потеряла, такую пьянку вчера устроила. Скажи спасибо, что полицию не вызвала, а то бы забрали бы тебя, пьянчугу. Да сынка твоего жалко.
- Он умер, - тихо сказала Алла и заплакала. Клавдия осеклась на полуслове и с ужасом прижала внука поближе к себе:
- Как, умер?
- Замерз мой Славка, - взвыла Алла и рухнула в снег, - Смерть забрала его.
- Ах ты дрянь! Довела-таки ребенка, пьянь! – Клавдия, оставив внука, кинулась к другим гулявшим обитателям дома. Внук же подошел к Алле и сказал:
- А я знаю, где искать Смерть.
Алла подняла заплаканные глаза и прошептала:
- Что?
- Только я не скажу, если вы мне не купите машинку.
Алла вытащила все помятые купюры, какие были у нее в карманах и протянула мальчику:
- Это все, что у меня есть. Бери, купи что хочешь. Где мне найти моего сыночка?
- Смерть живет в старом магазине игрушек рядом с торговым центром. Мне ребята рассказывали.
Произнеся это, мальчик запихнул деньги в карманы курточки и побежал к бабушке.
Алла не верила в происходящее. Но холод заставил ее встать. Нужно было что-то делать.
И Алла решила, что ей ничего не остается, как пойти в тот самый магазин игрушек.
***
Порывы леденящего ветра буквально сносили Аллу, но она продолжала брести вдоль трассы. Торговый центр находился на окраине города, и попасть туда можно было лишь по этой дороге. Спотыкаясь, эта зареванная, растрепанная, всем своим видом внушавшая презрение или жалость, грузная женщина упорно шла вперед, щуря глаза от бесчисленных снежных хлопьев, буквально бивших по ее лицу. Редкие автомобили, вылетавшие на невообразимой скорости из темноты, проносились мимо. Наконец, когда Алла рухнула на колени в грязный придорожный снег, напротив нее остановилась машина. Стекло красной побитой иномарки опустилось, и сидевший за рулем мужчина крикнул c задором в голосе:
- Девушка, почему вы в такую погоду ходите по трассе одна? Вас же сбить могут. Залезайте скорее!
Алла ошарашенно посмотрела на улыбающееся ей небритое лицо, затем резво вскочила и открыв пассажирскую дверь, буквально ввалилась в машину. Оглядев женщину, водитель присвистнул, почесал бритый затылок и сказал:
-  Ох, откуда ж вы идете-то? Меня, кстати, Егор зовут, а вас?
-  Алла, - произнесла женщина, даже не посмотрев на Егора, - прошу вас, отвезите меня, пожалуйста, к торговому центру.
Егор, бесцеремонно оглядев Аллу еще раз, рассмеялся и громогласно произнес:
- В торговый центр? Ну надо же. А что, поехали. Для милой дамы все, что угодно!
Егор басовито расхохотался. Машина дернулась, зарычала и понеслась по заснеженной одинокой трассе. Алла сидела, не издавая ни звука, лишь тревожно вглядывалась в черноту, видимую в лобовом стекле. Алла старалась унять дрожь в ладонях, но не могла.  Егор включил приемник, заиграл шансон. Всю дорогу они молчали, и лишь когда до торгового центра оставалось  метров сто, Егор резко остановил машину, повернулся к Алле и рукой стал практически срывать с нее джинсы, дыша перегаром и хрипя:
- А теперь, дамочка, будем расплачиваться за поезду.
Второй рукой Егор схватил Аллу за горло и впился в него черными от грязи ногтями.
Алла словно забилась в конвульсиях и рукой сильно ударила Егора в нос. Тот вскричал, затем, злобно взвыв, выхватил из кармана куртки нож, полоснул Аллу по лицу. Женщина почувствовала резкую боль в области виска, в правом глазу у Аллы все поплыло. Егор, рыча и брызжа слюной, замахнулся для нового удара, параллельно продолжая сдирать с Аллы джинсы. Но женщина сумела задрать ногу и что есть силы пнуть Егора каблуком сапога в скулу. Тот от неожиданности бросил нож и закрыл лицо руками. В этот миг Алла, распахнув дверь автомобиля, вывалилась из машины и с криками “помогите” буквально на четвереньках поползла прочь. Егор прокричал что-то полное злобы и завел мотор. Алла подумала, что сейчас он ее собьет, но машина, виляя на скользкой трассе, развернулась и уехала обратно во тьму.
Когда шум мотора стих вдали, Алла стала втирать снег в окровавленное лицо. Сначала она подумала, что совсем потеряла зрение, но спустя некоторое время она смогла различать происходящие левым глазом. Правая сторона лица нестерпимо болела, но Алла не ощущала это страшное жжение. Женщина встала и начала кружиться на месте, пытаясь понять, где она находится. Заметив огни торгового центра, Алла посмотрела правее и различила очертания дома, в котором находился старый магазин игрушек. Алла помнила его с детства, поэтому практически вслепую доковыляла до его входа. У железной запечатанной двери, не замечая ревущей пурги, на пластиковом стуле сидел старик в куртке цвета хаки. Он мирно дремал, опустив седую голову на грудь. Анна подошла к нему и истерично, на выдохе крикнула:
- Где мой ребенок?
Мужчина дернулся, поднял голову, ошарашенно посмотрел на Аллу и просипел:
- Простите. Что?
- Где мой ребенок? - уже более уверенно, с вызовом повторила Алла. Старик еще с минуту вопрошающе глядел на Аллу, но затем его морщинистое лицо расплылось в глупой улыбке:
- За всю мою долгую работу сторожем впервые кто-то сюда пришел. За ребенком она пожаловала, интересно. Не пущу, не положено, - и старик закрыл глаза и демонстративно захрапел. Алла, сжав от негодования и злобы зубы до боли в челюсти, что есть силы ударила его по щеке, да так, что мужчина упал вместе со стулом в снег. Алла прорычала:
- Тогда я войду сама!
- Стойте, не надо! – сторож встал, отряхнул снег с колен и залепетал, - ладно, ладно, впущу я тебя. Мне-то какая разница. Так хоть развлечение будет за тобой понаблюдать, когда он придет.
- Кто “он”?
- Как кто, Смерть, конечно же.
С этими словами старик сорвал печать с двери, и та, лязгнув открылась. Алла уверенно оттолкнула сторожа и вошла внутрь. В помещении царила непроницаемая темнота. Когда дверь закрылась, пурга тут же смолкла. Сторож хлопнул в ладоши почти над самым ухом Аллы, так, что та вздрогнула. Зажглись лампы, и взору Аллы предстал до боли в сердце знакомый магазин. Только теперь он был в полном запустении. Серый, весь в пятнах потолок, покосившиеся стеллажи, на полу потрескавшийся кафель. Кровь стекала бордовыми линиями по бледному лицу Аллы, но она лишь рыскала заплывшим взором по помещению. Рядом с собой Алла заметила ведро, до краев наполненное грязной водой. Недалеко от ведра лежала швабра. На длинных стеллажах рядами сидели бесчисленного количества куклы. Алла едва могла что-то видеть, и куклы ей казались абсолютно одинаковыми.
- Так-так, что тут у нас происходит, - протяжный самодовольный голос нарушил тишину.
Алла обернулась и увидела знакомую фигуру в синем костюме.
- С тобой будет отдельный разговор, - холодно сказал Смерть сторожу, и обратился к Алле, - посмотрите, кто пожаловал! Одумалась, горе-мамаша? Ты читать не умеешь?
Смерть подошел к Алле и провел длинными белыми пальцами по ее слипшимся от грязи и крови волосам:
- Специально для тебя написал, ПОЗДНО, - по буквам произнес Смерть и ткнул ухоженным ногтем указательного пальца в лоб Аллы. Та не отрывала гневного взгляда от Смерти. От усталости и бессилия Алле хотелось рухнуть на пол, но она держалась. Смерть это заметил и удивленно ухмыльнулся. Анна спокойно и твердо спросила:
- Где мой ребенок?
- И не боится меня, ты погляди, Иван Васильевич, - сказал Смерть сторожу через плечо.
Смерть широко развел руками и сказал:
- Он здесь. Ты что, ребенка своего не узнаешь? Я и не удивлен.
Алла огляделась и с ужасом уставилась на куклы:
- Что, мой ребенок среди кукол?
- Ты видишь еще возможные варианты? – передразнивая интонацию Аллы, произнес Смерть и звонко расхохотался.
Алла бросилась к стеллажам и стала хватать каждую куклу, разбрасывая их по полу.
- Аккуратнее, безумная! - заверещал Смерть и кинулся подбирать игрушки, - это же все живые люди! Бережно бери и ставь на место!
- Как тогда я узнаю своего? Я почти ничего не вижу!
- А ты слушай, слушай. Если ты мать, ты узнаешь. Но я бы и рубля не поставил, на то, что у тебя получится, скажу честно.
Алла стала бережно брать куклу за куклой и прикладывать к уху, но ничего не могла услышать. Когда Алла взяла очередную куклу, то случайно перевернула ее, и та сказала “мама”. Алла тут же начала проверять все куклы. Каждая говорила “мама”, но эти голоса Алла не узнавала. Отчаявшись, Алла взяла очередную куклу, и вдруг сердце ее екнуло. Это был голосочек ее Славки.
- Это мой ребенок! - вскричала Алла и, зарыдав, прижала пластиковую игрушку к груди.
- Признаюсь, не ожидал. Вот спасибо, облегчила мне работу, - довольно сказал Смерть и протянул руки к Алле.
- Не отдам! – рявкнула Алла и еще сильнее прижала к себе куклу.
Смерть, покачав головой, произнес:
- Раньше надо было думать. Теперь поздно. Его черед настал. И вселенная не потерпит нарушения ее планов. Соблюдать баланс моя обязанность. Сегодня ребенок должен уйти со мной.
- Возьми другого! – крикнула Алла, схватив случайную куклу, - если ты мне не отдашь сына, я сломаю эту куклу, и сегодня умрет не мой ребенок! Возьми его, что тебе стоит! Отдай мне Славку!
Алла замахнулась, готовая в любой момент бросить куклу на пол.
- Идиотка, что ты делаешь! – смерть одним прыжком настиг Аллу и схватил ее за запястье. Женщина взвыла. По ее щекам покатились крупные слезы. Смерть всмотрелся в ее лицо и спокойно произнес:
- Тебя так сильно потрепало. Неужели это все ради того, чтобы вернуть ненужного тебе ребенка?
- Он мне нужен.
- Я недооценил тебя, Алла. Но пойми, не в моей власти решать, кого забирать с собой. Бедняжка, как ты натерпелась, - смерть нежно провел ладонью по лицу Аллы, и ее раны мгновенно зажили, запекшаяся кровь исчезла, зрение вернулось.
- Ты хочешь обменять жизнь своего ребенка на жизнь другого? Пойдем, я тебе кое-что покажу. Смерть подвел все еще мертвенной хваткой державшую обе куклы Аллу к ведру и толкнул его ногой. Ведро упало, и черная жижа разлилась по полу.
-  Посмотри в воду, - сказал Смерть.
Алла неуверенно подошла к луже и заглянула в нее. Вместо своего отражения Алла увидела другую женщину, высокую, стройную, с волосами цвета соломы. В руках она держала пухлого младенца. Лицо женщины светилось от радости.
- Кто это? - спросила Алла.
 - Это мать, чьего ребенка ты хочешь обменять. Посмотри, что с ней станет, если я соглашусь на обмен.
Тут же отражение исказилось, и Алла онемела от ужаса. На нее смотрела седая, иссохшая старуха со впалыми глазами. В руке у нее было лезвие. С безразличным лицом она полоснула лезвием по запястьям. Брызнула кровь и женщина упала замертво.
- Нет! -крикнула Алла, - нет, не надо!
- Она хорошая мать, она сможет сделать своего ребенка счастливым. Ты хочешь погубить ее ребенка и ее саму? Готова ли ты пожертвовать счастьем другой матери, причем более талантливой чем ты, скажем честно?
- Нет, не могу, - выдохнула Алла и зарыдала.
- Молодец, - сказал Смерть и забрал из рук Аллы куклы.
- Подожди, - вскликнула Алла, - дай мне в последний раз услышать его голосок.
Алла взяла куклу, которую теперь могла хорошо разглядеть. Она выглядела точно как ее ребенок. Алла приложила ухо к груди куклы и услышала “мама”. Алла поцеловала куклу в лоб, и, всхлипывая, отдала куклу Смерти, сказав “прости”.
Смерть достал из кармана отвертку, открутил спину у куклы и вытащил батарейки, затем бросил их через плечо в лужу, и те утонули в ней. Смерть бережно взял куклу и медленно пошел к окну. Алла плелась за ним, протягивая руки к сыну и стеная. Когда Смерть распахнул окно, Алла увидела, что они были на верхнем этаже. Внизу простирался город. Смерть поднялся на подоконник, и тут Алла впилась в его брюки и закричала:
- Нет, пожалуйста, не уноси его, я исправлюсь, я обещаю тебе, Славка, обещаю! Пожалуйста!
Но Смерть не обернулся и шагнул в раскрытое окно. Он шел по воздуху вперед в заснеженную темноту, неся куклу на руках.
Алла рухнула на пол, завыла в унисон с пургой и провалилась в беспамятство.
И смерть унес ребенка в ночь.


Рецензии
как печально и трогательно до слёз

Людмила Шевелева 2   28.01.2015 12:42     Заявить о нарушении
Оригинальная сказка у меня вызвала те же самые эмоции, Людмила. Поэтому и решил написать свою версию.

Павел Филиппов 924   28.01.2015 13:39   Заявить о нарушении