Лиса и Дрозд

               

               
                М.Супонин


                ЛИСА  И  ДРОЗД
        Пьеса в двух действиях по мотивам русской народной сказки.
               



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ДРОЗД
ЛИСА
ПОЛКАН
ДЕД
БАБКА
ПТЕНЦЫ
КОРОВА




                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

(Двор. На плетне сушатся горшки, на прутьях развешана рыба. Возле своей будки лежит пес ПОЛКАН. Мимо летит ДРОЗД.)

ПОЛКАН. Эй, Дрозд, здравствуй!.
ДРОЗД. Здравствуй, Полкан, здравствуй.
ПОЛКАН. Что ж ты мимо летишь, не заглядываешь?
ДРОЗД. Некогда, Полкан, некогда.
ПОЛКАН. Ну присядь на минуточку, я тебя кашей угощу.
ДРОЗД. (садится) Ну, если на минуточку.
ПОЛКАН. Все спешишь, спешишь, приятелей старых забываешь. Похудел вон (пододвигает ему чашку).
ДРОЗД.(быстро клюет) Да ведь я, Полкан, детушек вывел, кормить надо.
ПОЛКАН. Оно конечно… Раз вывел, значит надо. Хорошие детки-то?
ДРОЗД. Уж такие хорошие, уж такие разумные! (Смеется) Я лечу, а они уж издалёка: «Папаня, папаня, лети скорей!» Аппетит у них.
ПОЛКАН. Это хорошо…А я вот все сторожу.
ДРОЗД. А – а…
ПОЛКАН. Ты ешь, ешь. Дед рыбачит, бабка пошла корову доить.
ДРОЗД. Ну, спасибо тебе, полетел я. Бывай здоров, Полкан! (улетает)
ПОЛКАН. И ты не болей. Заглядывай! Оно конечно. Деток завел – так корми… (Уходит)

                (Появляется ЛИСА)

ЛИСА. Глянь чего, рыбка вялится! Большая и маленькая. Где там Полкан-то? Ушел? А вот и корзиночка кстати. (Складывает рыбу в корзинку) Будет у меня нынче рыбный денек. (хочет уходить, останавливается) Куда же я? А кто в дому-то поглядит?
 
      (проскальзывает в дом, выносит оттуда тарелку с блинами)

Блиночки-блины! Где блины, там и мы.(Хочет уходить)Да что ж я?
А кто погребок-то проверит? (Ныряет в погреб, вылезает оттуда с горшком) А вот Лисаньке к блинам и сметанка. А все почему? Потому что с умом все, с умом. (Ставит сметану в корзину)

                (Неслышно появляется ПОЛКАН)

ПОЛКАН. Положь назад.
ЛИСА. Ой, батюшки! (бросается в сторону)
ПОЛКАН. (загораживает ей дорогу) Положи корзину, сказал.
ЛИСА. Какую корзину?
ПОЛКАН. Вот эту.
ЛИСА. Эту? Это моя корзина.
ПОЛКАН. Оно конечно. Блины тоже твои?
ЛИСА. Мои.
ПОЛКАН. И сметана твоя?
ЛИСА. Моя.
ПОЛКАН. И рыба, скажешь, твоя?
ЛИСА. И рыба моя, и рыба! Пусти!
ПОЛКАН. Добром прошу – отдай корзину. Р-р-р!
ЛИСА. Шиш тебе! Не отдам!

(Вырывают друг у друга корзину – ручка отрывается, Лиса с Полканом летят в разные стороны)

ЛИСА. Караул! Грабят!
ПОЛКАН. Ну, рыжая, останешься ты у меня без хвоста! (Бросается на Лису)
ЛИСА.  Ой, батюшки! Ой-ей! (Вырывается, убегает)
ПОЛКАН. Что натворила, воровка. Сметана разбита, блины в пыли, рыба затоптана…Ох и влетит же мне! Ну, рыжая, я тебе этого не спущу. Где тут дедов капкан? (Находит капкан) Далеко не уйдешь! (Убегает)





                КАРТИНА 2.

          (Лес. На дереве гнездо Дрозда. В гнезде ПТЕНЦЫ.)
ПТЕНЦЫ (пищат) Папанька летит! Папаня, быстрей!

                (Прилетает ДРОЗД)

Папаня, мне! Мне, папань! Мне!
ДРОЗД. Не кричите, детушки, всем достанется.(Кормит одного) Это тебе. (другому) А ты уже ел. (третьему) А твоя очередь следующая. Сидите, детушки, тихо, из гнезда не высовывайтесь. (Улетает)

             (Прибегает ПОЛКАН. Принюхивается)

ПОЛКАН. Где-то ты тут, рыжая, поблизости… (Ставит капкан у дерева.) Оно конечно, ты хитра, да и мы не лыком шиты. (Прикрывает капкан веткой) Авось попадешься. (Убегает)
(Приходит ЛИСА)
ЛИСА. Ах, какие блиночки были! А какая рыбка, сметанка… Все свое, домашнее. Чтоб у этого Полкана пусто в чашке было!
ПТЕНЦЫ. Папанька летит! Папанька, скорей давай!

                (Лиса прячется. Прилетает ДРОЗД)

Мне, Папанька! Мне! Мне!
ДРОЗД. Не шумите, детушки, всех накормлю. Это тебе. А ты уже ел. А твоя очередь следующая. Сидите тихо, из гнезда не высовывайтесь. (Улетает)
ЛИСА. Глянь чего, Дрозд гнездо свил, детушек вывел. Хорошо бы их вместе с папанькой-то…
 
           (Пытается залезть на дерево – не выходит)

Тут наскоком не возьмешь, тут с умом, с умом надо… (Думает, стучит хвостом по дереву) Придумала! Ха-ха-ха! Прилетит Дрозд, а я ему… Ха-ха-ха! (Попадает в капкан) Ой, батюшки! В капкан попала! И не вырваться!
ПТЕНЦЫ. Папанька летит! Поднажми, папаня!
       (Прилетает Дрозд)
Папанька, мне! Мне, папаня!
ДРОЗД.  Не волнуйтесь, детушки, все будете сыты. Это тебе.
А ты уже ел. А твоя очередь следующая.
ЛИСА. Дрозд-дроздок!
ДРОЗД. Чего тебе, Лиса?
ЛИСА. Видишь, я в капкан угодила.
ДРОЗД. Бывает.
ЛИСА. Выручи меня.
ДРОЗД. Недосуг мне, Лиса, детушек кормить надо.
ЛИСА. Выручи, Дроздочек!
ДРОЗД. Некогда, Лиса, некогда. Всех не навыручаешься.
ЛИСА.  Я ведь не даром прошу. Я тебе что-то дам.
ДРОЗД. Да?... А чего?
ЛИСА.  Кое-что кисленькое.
ДРОЗД. А что это?
ПТЕНЦЫ. Что? Что? Что?
ЛИСА. Помоги, тогда и узнаешь.
ДРОЗД.  А с чем его едят?
ЛИСА. С чем хочешь, с тем и пробуй. Ко всему хороша закусочка.
ДРОЗД. Может, и вправду, выручить?
ПТЕНЦЫ. Выручи, Папанька, выручи! Она нам даст кисленькое!
ДРОЗД. Ну, ладно уж, выручу. А как это сделать-то?
ЛИСА. У тебя клюв крепкий, ты клювом дужки раздвинь, я лапу и вытащу.
 
           (Дрозд освобождает Лису, садится на дерево.)

Вот спасибо-то! Вот выручил!
ДРОЗД. Ладно, ладно, давай обещанное.
ЛИСА. А дам я тебе, Дроздок, совет – знай, глупый: старая хлеб-соль забывается. Кушай на здоровье.
ДРОЗД. Обманула ты меня, Лиса!
ПТЕНЦЫ. Обманули папаньку! Надули!
ЛИСА. Как обманула? Да разве тебе не кисло?
ДРОЗД. Кисло, Лиса, кисло…
ЛИСА. А сейчас еще кислее будет. (Стучит хвостом по
дереву) Дерево хвостом подсеку, детей твоих съем и тебя, Дрозда, съем!
ДРОЗД. (плачет) Лисанька-матушка! Дерева не руби, детушек не губи, я тебя рыбой накормлю!
ЛИСА. Ну, накормишь рыбой – не буду дерево рубить.
ДРОЗД. Я к реке полечу, там дед рыбачит – а ты за мной беги (улетает)

(Прибегает Полкан)

ПОЛКАН. Что такое? Капкан защелкнулся. Как же это вышло-то? (Оглядывается) Эй, детушки-дроздятушки, кто в капкане был?
ПТЕНЦЫ. Лиса! Лиса была!
ПОЛКАН. Да как же она вырвалась?
ПТЕНЦЫ. Папанька, папанька выручил! А она ничего не дала! Надула только! А папанька ее на речку повел! К деду за рыбой! За рыбой!
ПОЛКАН. На речку? К деду за рыбой? Ну, погоди, рыжая! (убегает)






                КАРТИНА 3.

(Речка. На берегу сидит ДЕД с удочкой. Рядом сушится сеть. Деда разморило: опустив голову на грудь, он безмятежно посапывает…Вдруг удочка в его руках задергалась, заплясала – Дед просыпается.)

ДЕД. Клюет! Ну-кось! (вытаскивает рыбу)Ишь ты, увесистая. А я тебя чуть не проспал. (кладет рыбу в ведро) Поедим мы сегодня с бабкой ушицы вдоволь. (забрасывает удочку) Еще одну, и хватит. И так уж ведро доверху…(Зевает, глаза слипаются, он бормочет еще что-то про уху – и засыпает.)

                (Появляются ДРОЗД и ЛИСА)

ДРОЗД. Я деда уведу, а ты уж тут не зевай.
ЛИСА. Ты его подальше отведи, чтоб я без спеха полакомилась.
(Лиса прячется, Дрозд подсаживается к Деду)
ДРОЗД. (пронзительно) Клюет! Клюет!
ДЕД. (вздрагивает) Клюет! Ну-кось! (Тянет удочку – крючок пустой) Тьфу ты!
ДРОЗД. Клюет, клюет, Дед носом клюет.
ДЕД. Ну-кось лети отсюда. Шутник нашелся. Кыш!

        (Дрозд отлетает)

(забрасывает удочку) Делать тебе нечего, бездельник… (зевает, роняет голову на грудь и уже через секунду сладко похрапывает.)
ДРОЗД. Клюет! Клюет!
ДЕД. (дергается) Ой! (тянет удочку – снова пусто) Ну, что ты будешь делать!
ДРОЗД. Клюет, клюет - Дед носом клюет.
ДЕД. Сгинь, негодник! (пытается прихлопнуть Дрозда удочкой – Дрозд пересаживается) Я тебе! Баламут! (Забрасывает удочку) Нашел ровню шутки шутить…
(Дрозд подбирается вплотную к Деду.)
ДРОЗД. Клюет! Клюет!
ДЕД. Ай! (Вскакивает – крючок пуст) Да что же это такое!
ДРОЗД. Клюет! Клюет – Дед носом клюет.
ДЕД. Ну, я тебя проучу! Я тебе покажу! (Бежит за дроздом)
(Дрозд, понемногу отбегая, уводит Деда за сцену.
 Из кустов выпрыгивает Лиса, ест рыбу.)
ЛИСА. Хороша рыбка! Свеженькая, жирненькая. Хи-хи. Дед рыбу ловил, старался, а она Лисе досталась. Ай да Лисанька! Сметлива да хитра – всем нос утерла. Уф-ф, не могу больше. Остаточек с собой прихвачу, запасец сделаю. С умом все надо, с умом. (уходит)

(Прибегает ПОЛКАН, принюхивается.)

ПОЛКАН. Ну, точно – уже побывала тут рыжая. И Дед тут был. Вот и ведерко. Пустое. Однако, тут рыба была… (Нюхает ведро)

(Возвращается Дед, видит Полкана с засунутой в ведро головой.)

ДЕД. Полкан, ты что тут делаешь?
ПОЛКАН. Лису ловлю! Она к нам во двор залезла, воровка.
ДЕД. Постой, постой, а где рыба-то?
ПОЛКАН. Какая рыба? А-а, в ведерке-то?
ДЕД. В ведерке-то.
ПОЛКАН. Так оно, конечно, Лиса съела.
ДЕД. Лиса? Вот я этой Лисе по спине-то! По спине-то!(лупит Полкана)
ПОЛКАН. Дед, погоди, погоди! Дай скажу!
ДЕД. Я тебе скажу – по загривку-то, по  загривку-то!
ПОЛКАН. Ну ладно! (Хватает сеть, бежит) Сам увидишь!
ДЕД. Ополоумел пес! Рыбу съел, теперь и сеть уволок!





                КАРТИНА 4.

             (Гнездо Дрозда)

ПТЕНЦЫ. Папанька летит! Папанька!

            (Прилетает Дрозд)

Папанька, добавки! Добавки, папанька!
ДРОЗД. Не толкайтесь, детушки, всем достанется. Это тебе. А ты уже получил. А твоя очередь следующая.

          (Прибегает ПОЛКАН)

ПОЛКАН. Эй, Дрозд, ты что ж творишь? Тебе не совестно?
ДРОЗД. А что?
ПОЛКАН. Деда обманул, его рыбу Лисе скормил!
ДРОЗД. А что же  мне было делать? Лиса грозилась и меня, и моих детушек съесть.
ПОЛКАН.  Да зачем же ты ее из капкана-то выпустил?
ДРОЗД. Так ведь она …
ПОЛКАН. Что она?
ДРОЗД. Обещала что-то дать…
ПОЛКАН. Что ж, дала?
ДРОЗД.  Обманула, ничего не дала…
ПТЕНЦЫ. Не дала, не дала! Шиш с маслом дала!
ПОЛКАН. Жадность, Дрозд, тебя подвела.
ДРОЗД. Ты уж не серчай на меня, Полкаша. Я же не для себя – для детушек.
ПОЛКАН. Оно конечно, теперь – не серчай… Что с тебя взять, голова садовая…(забрасывает на дерево сеть) Видишь сеть?
ДРОЗД. Вижу.
ПОЛКАН. Как придет Лиса, ты на нее эту сеть-то и сбрось. Сумеешь?
ДРОЗД.  Сумею, Полкаша, сумею.
ПОЛКАН. Да гляди: станет Лиса хитрить – не слушай ее, не верь.
ДРОЗД. Не поверю, ни за что не поверю.

                (Полкан уходит)

ПТЕНЦЫ.  Папанька, добавки хотим! Добавки!
ДРОЗД. Лечу, детушки, лечу! (Улетает)

           (Приходит Лиса)

ЛИСА. Ох, и наелась, ох, и досыта. Еще и запасец сделала.
А потому что с умом все, с умом. Попить бы теперь в самый раз…
ПТЕНЦЫ. Папанька летит! Папанька! Скорей заруливай!

  (Прилетает Дрозд)

Добавки, Папанька! Добавки сильно хочется!
ДРОЗД. Ох, детушки, когда вы подрастете-то? Это тебе. А ты уже получил. А твоя очередь следующая.
ЛИСА. Эй, дрозд!
ДРОЗД. Чего тебе, Лиса?
ЛИСА. Ты меня из капкана вызволил?
ДРОЗД. Вызволил.
ЛИСА. Накормил?
ДРОЗД. Накормил.
ЛИСА. Ну, так теперь и …

  (Дрозд сбрасывает сеть, накрывает Лису)

Ой, батюшки! В сеть попалась! Ой, запуталась!
ДРОЗД. Так тебе и надо!
ПТЕНЦЫ.  Так и надо! Так и надо!
ЛИСА. Эх ты, Дрозд-дроздок! Радуешься, глупенький. А ведь я тебя отблагодарить думала.
ДРОЗД. Знаю я твою благодарность.
ЛИСА. Что-то тебе дать хотела.
ДРОЗД. Я тебя не слушаю.
ЛИСА. Уж такое оно, такое!
ДРОЗД. Знаю какое. «Кисленькое».
ЛИСА. А вот и нет, а вот и не кисленькое.
ДРОЗД, Знаем мы…
ЛИСА. Нет, не знаешь. Ну, так уж и быть, скажу: солененькое.
ДРОЗД. Солененькое?
ПТЕНЦЫ. Что это? Что? Что?
ЛИСА. Распутай сеть.
ДРОЗД. Обманешь опять, Лиса?
ЛИСА. Я слово крепко держу. Такое солененькое!
ДРОЗД. Прямо и не знаю что делать-то…
ПТЕНЦЫ. Распутай, папанька, распутай! Она нам даст солененькое!
ДРОЗД. Ну, гляди, Лиса – обманешь – больше уж никогда не поверю.

(Дрозд распутывает сеть, Лиса вылезает.)

ЛИСА. Ну спасибо, Дроздок.
ДРОЗД. Давай солененькое.
ЛИСА. Обожди чуток, сейчас будет. Ты меня из капкана вызволил?
ДРОЗД. Вызволил.
ЛИСА. Накормил?
ДРОЗД. Накормил.
ЛИСА. Из сети вытащил?
ДРОЗД. Вытащил.
ЛИСА. Ну, так теперь напои. А то я дерево хвостом подсеку, детей твоих съем и тебя, Дрозда, съем. (Стучит хвостом по дереву.)
ДРОЗД. (плачет) Опять обманула! Такое твое вознаграждение!
ПТЕНЦЫ. Такое папане вознаграждение! Такое вот!
ЛИСА. Что это у тебя из глазок течет?
ДРОЗД. Слезки, слезки текут.
ЛИСА. А ты их попробуй. Попробовал?
ДРОЗД. Попробовал.
ЛИСА. Ну как оно, солоно?
ДРОЗД. Солоно, Лиса, солоно.
ЛИСА. Значит, я свое слово сдержала. А теперь напои меня. А то я дерево хвостом подсеку, тебя, Дрозда, съем и детей твоих съем.
ДРОЗД. Лисанька-матушка! Дерева не руби, детушек не губи! На лугу бабка корову доит – я тебя молочком  напою!
ЛИСА. Ну, напоишь молоком – не буду дерева рубить.
ДРОЗД. Беги за мной.
(Дрозд улетает, Лиса бежит за ним. Появляется Полкан.)
ПОЛКАН. Что такое? Сеть на земле? Эй, детушки-дроздятушки, кто сеть на земля скинул?
ПТЕНЦЫ. Папанька скинул! А ему за то вознаграждение – шиш с  маслом! А за это папаня Лису поить повел!
ПОЛКАН. Оно конечно: накормил, так теперь напои. Куда он ее повел-то?
ПТЕНЦЫ. На луг, на луг. Там бабка корову доит! Корову!
ПОЛКАН. Ох, беда! Ведь это он ее, должно, к моей бабке повел! (Убегает)




                КАРТИНА 5.

(Луг. БАБКА доит корову)
БУРЕНКА. Му-у!
БАБКА. Все, все Буренка, уж кончаю.

      (За спиной Бабки появляются ДРОЗД и ЛИСА.)
 
ДРОЗД. (Лисе) Я Бабку уведу, вот ты, Лисанька-матушка, молочка и напьешься.
ЛИСА. Ты ее подальше замани, подальше. (прячется)
ДРОЗД. (подлетает к Бабке) Бабка, Бабка, дай молока!
БАБКА. Ишь, баловник какой. Так я тебя и дожидалась молоком поить.
ДРОЗД.  Ну, так я тебе мешать стану.
БАБКА. Я тебе помешаю, мешалка.
ДРОЗД. (садится на корову) Буду Буренку клевать, за бока щекотать, тебе, Бабка, доить мешать. (Клюет корову)
БУРЕНКА. (смеется, бьет хвостом) Му-у-у!
БАБКА. Ах ты озорник! Ну-ка лети отсюда! (Прогоняет Дрозда)

(Бабка снова принимается доить, а Дрозд уж опять сидит на корове.)

ДРОЗД. Бабка, Бабка, дай молока! (щекочет корову)
БУРЕНКА. Му-у-ы-ы-ы!
БАБКА. Вот тебе! (Бьет Дрозда полотенцем)

     (Дрозд отскакивает)

Окаянный такой. Привязался на мою голову. (доит)
ДРОЗД. (бегает по корове) Бабка, Бабка, дай молока!
БУРЕНКА. Му-у-а-а-а!
БАБКА. Да что ж это за наказание! (поднимает палку, грозит Дрозду) Вот только попробуй еще сунься! Я тебе охоту отобью, бесстыдник! (Корове) А ты тоже хороша, матушка! Рада потехе. Что ты, кобыла – ржать-то? (положив палку рядом с собой, Бабка наклоняется над подойником. Дрозд усаживается на корову, щекочет ее.) 
ДРОЗД. Бабка, Бабка, дай молока!
БУРЕНКА. Му-у-и-и-и!
БАБКА. Да чтоб тебя скрутило! (Со всего маху бьет палкой по Дрозду, да достается корове.)
БУРЕНКА. Му-у-о-о-о!

(Повалив Бабку, Буренка галопом несется прочь. Бабка
  бросается догонять Буренку. К ведру подбегает ЛИСА, пьет молоко.)

ЛИСА, Хорошее молочко, парное! Ну, еще маленько. (пьет) Уф-ф…Бабка корову доила, старалась, а молочко Лисе досталось, хи-хи. А все потому, что с умом, с умом все. Ох, и напилась, ох, и
досыта, аж идти тяжело. (уходит)

(Прибегает ПОЛКАН)

ПОЛКАН. Эх, опоздал! Уже была тут Лиса. А где же Бабка с Буренкой? Одно ведро. Пустое! (нюхает)

(Возвращается Бабка с Буренкой.)

БАБКА. Ну вы поглядите на него! Прямо всей мордой в подойник и сунулся! Полкан!
ПОЛКАН. Чего?
БАБКА. Отойди от молока!
ПАЛКАН, Нет тут никакого молока.
БАБКА. (заглядывает в ведро) Батюшки! Да где ж оно?
ПОЛКАН. Известно где: Лиса выпила.
БАБКА. Ах ты обманщик! Все ведро выдул, да еще и отпирается!
ПОЛКАН. Оно конечно – теперь я и у Бабки виноват.
БАБКА. Где моя палка? Вот тебе! Вот!
ПАЛКАН. Ну, рыжая, погоди! (Убегает)






                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.

                КАРТИНА 6.

          (Гнездо Дрозда. ПОЛКАН под деревом роет яму.)
ПТЕНЦЫ. Папанька летит! Невтерпеж нам, папаня!

                (Прилетает Дрозд.)
ДРОЗД. Это тебе. А ты уже ел. А твоя очередь следующая. (Полкану) Полкаша, что это ты делаешь?
       (Полкан роет, не отвечает.)
Ты что, осерчал на меня, что ли?
ПОЛКАН. Не хочу с тобой разговаривать.
ДРОЗД. Почему?
ПОЛКАН. Он еще спрашивает! Ты бабку обманул?
ДРОЗД. (вздыхает) Обманул.
ПОЛКАН. Лиса молоко выпила?
ДРОЗД. Выпила.
ПОЛКАН. А палкой по спине мне досталось!
ДРОЗД. А что ж мне было делать? Лиса грозилась и меня, и моих детушек съесть.
ПОЛКАН. Да зачем же ты ее из сети-то вытащил?
ДРОЗД. Так ведь она…  опять обманула меня!  Уж очень хитра.
ПОЛКАН. Это не она хитра, а ты глуп.
ДРОЗД. Да я и не спорю… Не сердись, мы ведь с тобой приятели.

(Полкан накрывает яму ветками, молчит.)
Не серчай, Полкаша. Мне и так худо: детей кормлю, из сил выбиваюсь, а тут еще Лиса жизни не дает, а теперь и ты обижаешься. (плачет)
ПОЛКАН. Ну ладно, ладно сырость-то разводить, простая душа… Я вот яму вырыл, ветками накрыл – догадался зачем?
ДРОЗД. Нет, не догадался.
ПОЛКАН. Лиса-то небось тебя в покое не оставит, опять явится.
ДРОЗД. Чтоб ей провалиться!
ПОЛКАН. Вот-вот, в яму-то и провалится.
ДРОЗД. А-а. Догадался теперь. В яму значит провалится! В яму!
ПОЛКАН. А ты смотри: возьмется она хитрить, всякие штуки выдумывать  - не слушай ее.
ДРОЗД. Не стану, Полкаша, не стану.
ПОЛКАН. Я пошел. Мешок нужен – посажу туда рыжую, принесу Деду с Бабкой – пускай сами увидят. (Уходит)
ДРОЗД. В яму, значит. Хорошо бы!
ПТЕНЦЫ. Папанька, есть хотим! Оголодали совсем!
ДРОЗД. Детушки, вы уже скоро больше меня будете, а все в гнезде сидите.
ПТЕНЦЫ. Мы еще маленькие! Маленькие! Не хотим из гнезда улетать!
ДРОЗД. Ну, лечу, лечу! (Улетает)

(Приходит ЛИСА.)
ЛИСА. Нет тут капканов-то? Вроде нету. А сетей? И сетей как будто не видно… С умом все надо, с умом!
ПТЕНЦЫ. Папанька летит! Папанька! Мне, мне, Папанька! Мне первому!

(Прилетает Дрозд, кормит детей.)
ДРОЗД. Это тебе. А ты уже ел. А твоя очередь следующая.
ЛИСА. Эй, Дрозд! А Дрозд! Или оглох?
ДРОЗД. Чего тебе?
ЛИСА. Ты меня из капкана вызволил?
ДРОЗД. Вызволил.
ЛИСА. Накормил?
ДРОЗД. Накормил.
ЛИСА. Из сети освободил?
ДРОЗД. Освободил.
ЛИСА. Напоил?
ДРОЗД. Напоил.
ЛИСА. Ну, так теперь и …(проваливается в яму) Ой, батюшки! В яму провалилась!
ДРОЗД. Ага, попалась, злодейка!
ЛИСА. Ой, батюшки! И не выбраться никак!
ДРОЗД. Так тебе и надо!
ПТЕНЦЫ. Так и надо! Так и надо!
ЛИСА. Дроздок ты неразумненький. Чего веселишься-то?
ДРОЗД. Я вот сейчас к Полкану полечу, его обрадую, он мне спасибо скажет.
ЛИСА. Нашел, дурачок, выгоду. Из спасибо-то шубы не сошьешь. А я тебе что-то подарить хотела.
ДРОЗД. Знаю, знаю, не обманешь. Небось «кисленькое»?
ЛИСА. Нет, не кисленькое.
ДРОЗД. Ну, так «солененькое»?
ЛИСА. И не солененькое.
ДРОЗД. Знаю, знаю твои штуки. Не обманешь.
ЛИСА. Глупенький. А я к нему шла, несла… не скажу чего, а он – «штуки»!
ПТЕНЦЫ. Чего-чего? Чего несла?
ЛИСА. Не скажу чего.
ПТЕНЦЫ. Папаня скажи ей – чего несла? Скажи ей, папаня!
ДРОЗД. Не думай, я тебе не верю – просто интересно, чего ты там выдумала?
ЛИСА. Ну, не веришь, так и не получить тебе этого.
ДРОЗД. Чего этого?
ЛИСА. Этого самого.
ПТЕНЦЫ. Какое, какое оно это самое?
ЛИСА. Ну ладно уж, скажу. Оно – звонкое!
ДРОЗД. Звонкое? А чего это?
ПТЕНЦЫ. Что это? Что, что?
ЛИСА. Вот набросай веток в яму, я вылезу, тогда и узнаешь.
ДРОЗД. Лиса, ведь ты небось опять обмануть меня хочешь?
ЛИСА. Не веришь, так и не надо. Думала: вот будет у Дрозда
звонкое! А раз не хочешь…
ДРОЗД. Не хочу!
ПТЕНЦЫ. Вытащи ее, папанька, вытащи! Она нам даст что-то звонкое!
ДРОЗД. Ну что мне, Дрозду, делать? Ладно, Лиса, поверю тебе в последний раз. Но если обманешь, тогда уж будет…вообще!

(Бросает в яму ветки, Лиса вылезает.)
ЛИСА. Вот спасибо-то, Дроздок, вот спасибо-то.
ДРОЗД. Ну, где там у тебя звонкое?
ЛИСА. Да это не у меня, это у тебя звонкое.
ДРОЗД. Как у меня? Ты ничего не давала!
ЛИСА. А ты себе по голове-то постучи.
ДРОЗД. КАК?!
ЛИСА. Обыкновенно, лапой. Постучи, постучи.

(Дрозд стучит себе по голове – раздается тоненький, но вполне звонкий звук.)

Ну как, звонко?
ДРОЗД. (плачет) Звонко, Лиса, звонко… Обманула ты меня!
ПТЕНЦЫ. Обманули папаньку! Облапошили!
ЛИСА. Я свое слово сдержала – вон как звонко.
ДРОЗД. Ну, ты, Лиса…   Я ведь тебя из беды выручал,
кормил, поил!
ЛИСА. Ну, так теперь и рассмеши. А то я дерево хвостом подсеку, детей твоих съем и тебя, Дрозда, съем.
ДРОЗД. Лисанька-матушка! Дерева не руби, детушек не губи! Рассмешу я тебя, рассмешу! Беги за мной.



                КАРТИНА 7.

   (Двор. С одной стороны входит ДЕД, с другой – БАБКА.)

БАБКА. Дед, горе-то какое!
ДЕД. Бабка, какая беда-то!
ВМЕСТЕ. Что такое?
ВМЕСТЕ. У меня Полкан… (останавливаются)
ДЕД. Давай по очереди.
БАБКА. Давай.
ВМЕСТЕ. У меня Полкан… (опять замолкают)
ДЕД. Давай сперва я скажу.
ВМЕСТЕ. У меня Полкан…
ДЕД. Что?... Неужто молоко?
БАБКА А у тебя – рыбу?
ВМЕСТЕ. Дочиста?
ДЕД. Может, он белены объелся?
БАБКА. А может, взбесился?
(Прибегает ПОЛКАН.)
ПОЛКАН. Ничего я не взбесился. Это Лиса все подстроила. ДЕД, БАБКА. Явился!
ДЕД. Негодник!
БАБКА. Бесстыдник!
ПОЛКАН. Да вы послушайте! Дрозд вас заманивал – его Лиса заставляла, а сама и рыбу съела, и молоко выпила.
ДЕД. Лиса какая-то! Он еще и небылицы плетет.
БАБКА. Нет чтобы дом сторожить, он… Дед, ты погляди! Сметана разлита!
ДЕД. Рыба затоптана!
ДЕД, БАБКА. Блины-ы!
ПОЛКАН. Да это все, говорят вам, она!
БАБКА. Ах ты злодей!
ДЕД. Ах ты разбойник! (Набрасываются на Полкана – он уворачивается хватает мешок и скрывается.)
БАБКА. Совсем очумел, мешок схватил.
ДЕД. Видно, и впрямь тронулся.
БАБКА. (подбирает блины) Вот наказанье-то…
ДЕД. (подбирает рыбу) Вот горе-то…

(Пока Дед с Бабкой возятся, за погребом появляются ЛИСА и ДРОЗД.)

ДРОЗД. (Лисе) Ну, смотри, Лисанька-матушка, сейчас насмеешься вдоволь. (Садится на один из горшков на плетне)
Эй, Дед, дай рыбки!
ДЕД. Бабка, глянь!
БАБКА. Дрозд!
ВМЕСТЕ. Тот самый!
ДРОЗД. Дед, Дед, рыбки дай! Дед, Дед, рыбки дай!
ДЕД. Ну, я тебя угощу! (Хватает палку, бьет по Дрозду – горшок разлетается на мелкие осколки.)
ЛИСА. Раз горшок. Хи-хи-хи!
ДРОЗД. (садится на соседний горшок) Эй, Бабка, дай блин!
БАБКА. (хватает грабли) Вот тебе блин!
(Горшок вдребезги, а Дрозд уж сидит на другом.)
ЛИСА. Два горшка. Хе-хе-хе!
ДРОЗД. Дай, Дед, рыбки, дай! Дай, Дед, рыбки, дай!
ДЕД. Получай, окаянный! (бьет горшок)
ЛИСА. Три горшок. Хо-хо-хо!
ДРОЗД. (с другого горшка) Бабка, Бабка, дай блина!
БАБКА. Вот тебе! (разбивает горшок)
ЛИСА. Четыре горшок. Ха-ха-ха!

      (Дрозд садится на собачью будку – между Дедом и Бабкой.)

ДРОЗД, Дайте рыбку, дайте блин! Дайте рыбку, дайте блин!
ДЕД, БАБКА. Получай! (Бьют друг другу по лбу) О-ох!
(Дрозд улетает, Дед с Бабкой трут шишки.)
ЛИСА. Ой, не могу! Пять шишка, шесть шишка! Ха-ха-ха!
Ой, помираю! (падает, катается по двору) Ха-ха-ха!
ДЕД. Бабка, глянь, Лиса!
ЛИСА. Ой, не могу! Я у них рыбу съела, молоко выпила, а они… Ха-ха-ха! Все горшки… друг другу шишки… Ха-ха-ха!
ДЕД. Лови ее!
БАБКА. Хватай!
ЛИСА. (отбегает) Как же схватили. Ваш Полкан попроворнее вас, а и то поймать не может. Где уж вам, старым! (Убегает)
БАБКА. Слыхал, Дед?
ДЕД. Как не слыхать.
БАБКА. А мы-то на нашего Полкана думали…
ДЕД. Понапрасну обидели…
БАБКА. Что ж теперь делать-то?
ДЕД. Пойдем, Бабка, Полкана искать. Прощенья просить (уходят).




                КАРТИНА 8.

                (Гнездо Дрозда.)

ПТЕНЦЫ. Папанька летит! Папанька! Че принес, папаня?

          (Прилетает ДРОЗД.)
ДРОЗД. Вы уже в гнезде не помещаетесь, детушки, а я вас все кормлю, не стыдно вам?
ПТЕНЦЫ. Не стыдно, не стыдно! Мы еще маленькие! Давай есть! Есть давай!
ДРОЗД. (кормит) Это тебе. А ты уже ел. А твоя очередь следующая.

(Прибегает ПОЛКАН, видит пустую яму.)

ПОЛКАН. Так я и знал! Дрозд, это ты Лису вытащил?
ДРОЗД. Ты не сердись только, Полкаша, она…
ПОЛКАН. Ты вытащил? Ты?
ДРОЗД. (всхлипывает) Я… Я не хотел, да она опять хитрость применила…
ПОЛКАН. Ну и корми ее, и пои! А я тебя больше знать не желаю! (Уходит)
ДРОЗД. Постой, Полкаша, погоди! Загубит меня Лиса!
ПОЛКАН. Оно конечно, загубит. В голове-то у тебя, видно, совсем пусто.
ДРОЗД. Пусто, Полкаша, пусто. Слышишь как звенит? (стучит по голове)
ПОЛКАН. То-то и оно. Кабы не ты, я б давно Лису изловил.
ДРОЗД. Помоги мне в последний разок, пропаду ведь!(плачет)
ПОЛКАН. Пропадешь. (Уходит)
ДРОЗД. Полкаша, не меня – детушек моих пожалей!
ПТЕНЦЫ. Пропадем, пропадем! Совсем мы, детушки, пропадем!
ПОЛКАН. Да не плачьте вы уж! Не могу. Поди-ка сюда!

(Дрозд подлетает.)

Я так думаю: начнет теперь рыжая с жиру беситься… (оглядывается, что-то шепчет на ухо Дрозду) Понял?
ДРОЗД, Понял, понял!
ПОЛКАН. Завязывай.
(Полкан лезет в мешок, Дрозд его завязывает.)
ПТЕНЦЫ. Папанька, есть хотим! В животе бурчит!
ДРОЗД. Вы уже больше меня, детушки, пора вам учится летать, самим корм добывать.
ПТЕНЦЫ. Не хотим сами летать! Не хотим корм добывать! Хотим, что бы ты нас кормил!
ДРОЗД. (вздыхает) Лучу, лечу. (Улетает)
 
             (Приходит ЛИСА.)

ЛИСА. Ох, не могу! Дед по горшку - бух! Бабка по другому – бах! Друг дружке по лбу – трах! Ха-ха-ха! Ох и наелась, и напилась,
и насмеялась всласть. А потому что с умом, с умом все.
ПТЕНЦЫ. Папанька летит! Че так долго-то, папаня!

    (Прилетает Дрозд, кормит детей.)

ДРОЗД. Это тебе, а ты уже ел. А твоя очередь следующая.
ЛИСА. Дрозд, а Дрозд!
ДРОЗД. Чего тебе, Лиса?
ЛИСА. Ты меня из капкана вызволил?
ДРОЗД. Вызволил.
ЛИСА. Накормил?
ДРОЗД. Накормил.
ЛИСА. Из сети освободил?
ДРОЗД. Освободил.
ЛИСА. Напоил?
ДРОЗД. Напоил.
ЛИСА. Из ямы вытащил?
ДРОЗД. Вытащил.
ЛИСА. Рассмешил?
ДРОЗД. Рассмешил.
ЛИСА. Ну, так теперь… чего бы мне еще пожелать бы? Не знаешь?
ДРОЗД. Не знаю, Лисанька-матушка, ума не приложу.
ЛИСА. Ну, так теперь… испугай меня!
ДРОЗД. Да я тебе рад услужить, Лисанька-матушка, не знаю вот, напугаешься ли?
ЛИСА. А что такое?
ДРОЗД. Там в кустах мешок лежит…
ЛИСА. А что в мешке?
ДРОЗД. Погляди, может, и испугаешься.
ЛИСА.(ходит вокруг мешка)А оно какое – большое или маленькое?
ДРОЗД. Ни большое и не маленькое.
ЛИСА. Ну, такого я не боюсь. А оно мягкое или колючее?
ДРОЗД. Ни мягкое, ни колючее.
ЛИСА. Ну, этим меня не проймешь. Оно белое или черное?
ДРОЗД. И не белое и не черное – пятнушками.
ЛИСА. Ну, это не страшно. А рога да копыта у него есть?
ДРОЗД. Нет, Лисанька-матушка, ни рогов ни копыт не имеется.
ЛИСА. А говорил – страшное! Что ж там такое?
ПТЕНЦЫ. Там в мешке… (другой) Дай я скажу! Папаня туда… (третий) Лучше я скажу! Там внутри… (наперебой) Я первый сказал! Я первее! Нет, я! Я, я, я!
ДРОЗД. (птенцам) А ну цыц! Замолкните, олухи! (Лисе) Развяжи мешок-то, Лисанька, может и забоишься.
ЛИСА. Ну, ладно. Только знай, Дрозд, если не напугаюсь…
(развязывает мешок) дерево хвостом подсеку…

(Из мешка выскакивает ПОЛКАН.)

ПОЛКАН. Здорово, кума. (Хватает Лису)
ЛИСА. Ой, батюшки! Караул! Караул!
ДРОЗД. Ну как, Лисанька-матушка, довольна?
ЛИСА. Отпусти меня, Полканчик, я уже испугалась.
ПОЛКАН. Оно конечно. Лезь в мешок.
ЛИСА. Отпусти, Полканчик, я тебе что-то дам.
ПОЛКАН. Давай-ка в мешок, рыжая!
ПТЕНЦЫ. Идет, идет! Кто-то идет!

       (Полкан оглядывается – Лиса вырывается и бежит. Но тут же
                наталкивается на ДЕДА.)

ДРОЗД. Дед, держи Лису!
ДЕД. Стой, воровка!
(Лиса кидается в другую сторону – но там БАБКА)
ДРОЗД. Бабка, хватай ее!
БАБКА. Стой, плутовка!

(Лиса пулей летит назад, Полкан подставляет мешок – тут Лиса и попалась.)

ЛИСА. Ой, батюшки! Где это я? Караул!
ПТЕНЦЫ. В мешок попалась! В мешок!
ПОЛКАН. (Деду, Бабке) Ну, теперь видите?
БАБКА. Видим, Полкаша, видим.
ДЕД. Прости ты нас, Полкаша, глупых, зла на нас не держи.
ПОЛКАН. Я на вас не в обиде. (Кивает на Лису) Все она взбаламутила.
ЛИСА. (из мешка) Это не я! Это не я! Это Дрозд все, Дрозд!
ДРОЗД. (Деду, Бабке) Виноват я перед вами, Дед и Бабка, вы уж простите меня!
БАБКА. Да чего уж там!
ДЕД. Кто старое помянет, тому глаз вон.
ПОЛКАН. Ну, что с Лисой-то делать?
ДЕД. Домой отнесем, там подумаем.
ЛИСА. Последнее слово дайте сказать! Последнее слово!
ДЕД. Чего она там?

(Полкан дает Лисе высунуть голову из мешка.)

ЛИСА. Эй, Дрозд, ты меня из беды лучше выручи! А то я дерево хвостом подсеку, детей твоих съем и тебя, Дрозда, съем!
ДРОЗД. (всхлипывает) Ну вот как мне, Дрозду, не бояться?
ДЕД. Хвостом – дерево? Это где же видано?
БАБКА. Хвостом- дерево! Вот небывальщина!
ПОЛКАН. Оно конечно: хвостом да дерево – слушай ее больше (запихивает Лису в мешок.) Ну, Дрозд, будешь мимо лететь – заглядывай.

(Дед, Бабка и Полкан уходят.)

ДРОЗД. Оно конечно: хвостом да дерево! А все же…кто его знает…мало ли…
ПТЕНЦЫ. (басом) Папанька, есть хотим! Проголодались очень сильно, папаня! Скулы сводит!
ДРОЗД. Лечу, ле… (Молчит.) Все, детушки, хватит. Давайте-ка сами.
ПТЕНЦЫ. Мы еще маленькие, мы…
ДРОЗД. Первый пошел!

     (Дрозд подталкивает детей, они выпрыгивают из гнезда – и летят.)

ПТЕНЦЫ. Папаня! Класс! Клёво, Папаня!

               
               
                ЗАНАВЕС
               
        Супонин Михаил Александрович   syponinma@inbox.ru               
               
               


Рецензии