Керчь. весна 2014

               
               
              В конце февраля 2014 года в Москве в вагоны садится встревоженный народ. По телевизору показывают  картинки нереально страшные: поджигают, стреляют, бьют людей с георгиевскими ленточками и говорящих по-русски. В теледебатах спорят депутаты Верховной Рады Украины и Госдумы России, политологи, представители творческой элиты. Талантливый писатель из Киева Олесь Бузина общается с В.Жириновским. Щас! Владимира Вольфовича не переспоришь. Политики всех мастей представляют свои прогнозы по ситуации
в Крыму и на Украине. «Помогите. Если не поможете, то весь Майдан переки-нется в Россию» -  просят – требуют украинцы. Уставший до полусмерти В.Кон-
стантинов (глава Верховной Рады Крыма) в престижной политической программе  В.Соловьева на ОРТ рассказывает о положении в Крыму и о решении Республики провести Референдум на тему: Крым с Россией или с Украиной.
          На наши путешествующие головы свалился второй «майдан». Первый был
в ноябре – декабре 2013 года. Долго метался Президент Украины В.Янукович
между ЕС и Россией, аж в Китай ездил за поддержкой. В конце ноября Н.Азаров (премьер-министр Украины) подписал Указ о приостановлении подписания соглашения Украины и ЕС. Народ Киевский вышел на Майдан и сказал Президенту: «Геть!». Ну, надо – так надо и Президент исчез.
 Но, борьба  - борьбой за свободу и независимость Родины, а Рождество и Новый Год по расписанию. Разъехались борцы – интеллигенты за европейский путь развития по домам отмечать семейные праздники. Но, как говорится, свято место пусто не бывает – одни ушли,  другие пришли .Вроде власть сменилась, а, может, и нет. Знакомые все господа: Яценюк, Турчинов, Кличко…
Вышел на свет Тягнибок – вышиванку снял, пиджак на плечи накинул, а все ос-
тальное осталось прежним. По украинскому «ящику» я видела, как он говорил
пять лет назад, что если подойти к человеку и он не знает украиньскую мову, то надо отрубать палец; не научился – второй палец. Веселый «хлопчик».
             А мы в начале 2014г. – едем из Москвы в Керчь. Пассажиры замучили проводницу вопросами:
         - Доедем, не доедем?
          Многие закупили еду и воду на случай: «А, вдруг высадят в чистом поле».Проводница устала отвечать и успокаивать:
        - Поезда идут по расписанию, все в порядке.
       А, мы в купе едем вдвоем. Моя соседка – гражданка Украины, а я россиянка. Обе выросли в советском прошлом. Точно по расписанию, слава богу, поехали.  На столике паспорта, билеты. Уставшая от московского отдыха с внуками, украинка отреагировала на мой паспорт. Печальное к себе отношение я не заметила. Но… дальнейший разговор кое – что прояснил. Едем в один город, живем по московским меркам совсем рядом. Соседка звонила – то в Киев, то домой, еще куда – то, то ей звонили. Телефон работал постоянно, как в штабе революции. Разгоряченная жительница Украины (в национальностях не разбираюсь) стала мне объяснять:
      - Вначале «Майдан»  был настоящим, правильным. Народ высказал свое отношение к Президенту, ЕС, России.
     - Да, ваш Президент удивил всех своими колебаниями: ЕС – Россия,
Россия – ЕС.
     - А потом пришли бандиты, шваль всякая и начались безобразия.(уверяла
меня соседка).
     Здесь начался спор телезрителей российских и украинских каналов. Ни я, ни она не видели ничего своими глазами. Чтобы поддержать разговор, я
спросила:
     -А, какая шваль? Даже женщинам понятно, что ребята организованы, подготовлены. Как они двигались, как привычно бросали бутылки с горящим бензином в ваших же детей.
     - По вашему телевизору, российскому, показывают одну и ту же картинку.
Подумаешь – пожар.
    - Не дай бог. Его хватило бы, чтобы покалечить вашего сына или внука.
    Ответила я и постучала пальцем по деревянному столу.
       Чтобы сбить накал страстей, спрашиваю:
     - А, Юля, Президентом станет?(Юлия Владимировна Тимошенко – автор)
     - Н-е-е-т. Юля больная, одутловатая, на Майдан в коляске приехала. Сейчас
в Германии лечится.
     - Скоро приедет. Приведет в порядок косу, наденет на голову и вперед.
     - (С обидой за Державу) Да, нет, долго сидела в тюрьме. Вот Путин (оживи-лась) перекрыл газовый кран и Украина осталась без газа. Юля поехала в
Москву, договорилась и ее посадили за то, что не смогла сбить цену.
     - А это ничего, что российский газ проходил через Украину и не полностью
доходил до Европы и, как писали европейские газеты, что Европа мерзнет?
     Удивленно – недоверчиво задумалась соседка и легла отдыхать. После сна разговор продолжился. Что может порадовать женщину, как не разговор о детях и внуках. Я ей сказала, какой у нее сын красивый, интеллигентный молодой человек. С гордостью она ответила:
     - Живет в Москве, с женой закончили институт, живут очень дружно. Учились в одной школе у нас дома ( в Украине – автор). Любовь у них со школьной скамьи, детки хорошие, вот сидела с ними две недели.
     Очередной звонок вернул теплую бабушку в холодную  «политику».
     - Янукович в России в Барвихе прячется. Власть в Киеве сейчас правильная.
Зря только начали с закона о русском языке, будто других проблем нет. Надо
сначала убаюкать татар, а там и русских выгнать.
     -?! А, если из России в ответ вышлют вашего сына с семьей на историческую родину?
     - А почему?  Они в Москве учились, работают.
     Стало весело, вспомнился старый анекдот:
     - Грицько, пийшлы москалей вбываты.
     -  А колы воны нас?
     - А нас то, за шо?».
     Подъехали к российской границе (Белгород), потом Харьков – Украина.
Спокойно, четко отработали пограничники, таможенники. Из соседнего купе высадили пассажира (да и раньше это случалось). Пожелали доброго
пути и поехали мы по Украине. Все, как обычно. Настроение и тон разговора   со мной у соседки слегка менялся после очередного телефонного звонка.
      - Татары такая сила! Когда они вернулись в Крым, то так работали, что накормили нас овощами, мясом, молоком. Русские что ли  нас накормят?
      Ее ключевые слова -  нас прокормят, нам дадут( дешевый газ и другое). Так и ехали. Между перерывами на сон дискутировали на тему независимости Украины. Соседка провозглашала:
      - Мы независимое государство и русским не надо вмешиваться.
      - А, кто против? Прибалтика отделилась и не просит, и тем более не требует помощи от России, за что мы их уважаем. Другие бывшие республики наладили деловые отношения между собой, и с Россией в том числе, и живут у себя, как хотят. Ведь Путина народ зауважал, когда он отдал все долги накопленные Горбачевым и Ельциным. Казна была пустой. Где взял деньги? А бог его знает. Но головы то начали поднимать. Мы же не политики, как считаем, раз долги отдал – значит хозяин хороший пришел.
      - Татары поднимутся – всех сметут. – Она повторяла, как заклинание.
      - А, в России живет Татарстан, им и подниматься не надо. Умный Президент(Шаймиев – вот талантище) заключил с Москвой договор и без боя победил. Целый народ живет самостоятельно и без войны. Недавно была в Казани – какой роскошный город. Там проходят международные олимпиады, форумы.
      Звонок из Киева. Там все хорошо. Соседка опять за свое.
      - В Украине будем жить без русских.
      - Да, ради бога. Как в коммунальной квартире?  Кого уважают все? Конечно, самостоятельное семейство. Где хозяин крепкий, жена не ссорится с соседками по кухне, дети ухоженные. Или живет рядом с ними вечный должник, а изображает из себя «аристократа», жена в блестящих тапках и  с дырками на чулках, дети разбежались в разные стороны. Какое отношение к такому сообществу, и причем здесь национальность?
      Тут опять телефонный звонок. До конца поездки остался час.
      - Русские? М-м-м. Русские в Симферополе? Русские у нас?
      Последний час поездки был спокойный, соседка забыла про политику - нашлись общечеловеческие темы для разговора.
      Я часто в последние годы езжу этим путем и в первый раз беседа была такой  недоброй. Как жаль.
      Поезд подошел к перрону и встречающий соседку муж помог мне выйти из вагона. Вот и спасибо, вот и хорошо, решение всех проблем – доброта.
                .   .  .
           Когда собрались жить на юге, на море, даже ни на секунду не задумывались, что едем в другую страну – Украину. Да ладно, свои братья – славяне,
сколько раз приезжали сюда в Ялту отдыхать. Но… Приехали и на границе выдали миграционные карточки – мы иностранцы.  По- честному сказать, я тогда не обратила на это внимания.
          Я, как «без лошадный» мигрант, пересекала каждые три месяца украино-российскую границу. И получалось четыре раза туда и столько же обратно. Муж предъявлял свою машину каждые два месяца. Уставал до чертиков, особенно летом в жару. На переправе порт Крым – порт Кавказ в очереди можно было простоять больше суток. Дом рядом, а не отъехать. Такие Правила. Уже начали узнавать: друг друга не огорчали. Мои поездки по железной дороге были не особо долгими: Керчь – Джанкой – Харьков, а там совсем рядом Белгород – Москва – Санкт Петербург. Дорога была приятной с доброжелательными попутчиками.
            Дома я не была почти месяц и приехала в другой «климат». Первая газета ввела меня в ступор. На первой полосе крупными буквами было написано: «В Крыму пролилась первая кровь». И это 26 февраля. У стен Верховного Совета АРК в уличной схватке выясняли: Крым это Россия или не Россия? В итоге шестерых увезли в больницу, а одна женщина в давке умерла. На фотографию страшно было смотреть. Появились списки пропавших без вести. Война?!
           Муж целыми днями смотрит украинский и российский телевизоры, сравнивает и переживает:
       - Одна и та же картинка, а объясняют по разному.
       Борьба за независимость набирала обороты, но как-то частями. Западная
Украина в одну сторону – против России:
       - Кто не скачет, тот москаль. Москаляку - на гиляку.(веселые ребятишки
скачут на площадях Киева и других городов Украины).
       Юго-восток Украины задумался: «Что делать? Федерализация или самостоятельность». Власти Республики Крым обратились к России за помощью. И, как показало время, оказались правы. Сохранили людей. 11 марта Верховная Рада АРК провозгласила независимость республики. Назначили Референдум на 30 марта, но события развивались так стремительно, что перенесли на две недели вперед. Быстренько отпечатали бюллетени на трех языках: русском, украинском, татарском. Перед голосованием волновались все. Что делать, за кого голосовать? Одни говорили:
         - Отдам голос за Россию. Хуже уже не будет.
         Другие:
         - Мои родственники живут в России, не так уж там и хорошо. В Украине
привычно, спокойно.
          Многие сомневались:
          - Хочу, чтобы было хорошо, но за что голосовать – не знаю.
          - Украина не скоро станет цивилизованным государством. Нужны века.
          - Что ждет нас в России – неизвестно, но улучшение жизни, пусть теоретическое и в перспективе, лучше, чем гибель и разруха сегодня.
      Началась словесная война. Украина предупреждает Крым об ужасах оккупации. Ясно, что не для крымчан, а цирковые номера для Запада. Мы
то живем здесь и знаем, что к чему. 
               
                .   .   .
          Тишина и покой на улицах благословенного города Керчь. 16 марта с.г. референдум. Никто не ходит по домам, не агитирует. Мой муж за свою жизнь
очень редко голосовал, а тут заволновался. До судьбоносного мероприятия
осталось четыре дня. Спрашивает у соседа:
      - Почему не приходят агитаторы, списки жильцов не сверяют?
      - Еще есть время. – Спокойно отвечает тот.
      В четверг в газете напечатали списки избирательных участков, а народ и
так знает, куда и зачем идти. На Референдуме стоят два вопроса: О вхождении Крыма в состав России в качестве субъекта Федерации и о Восстановлении Конституции Украины 1992 года об автономии Крыма в составе Украины.      Наступило утро. Муж совсем расстроился:
      - Эх, проголосовать бы, да нельзя – россиянин.
 Мимо дома проходят молодые, да и не очень молодые люди. Уже медленно возвращается старушка, тяжело опирается на трость. Проголосовала. К 20.00
десятки тысяч людей собрались на площади Ленина, возбужденные, радостные. Картина невероятная. Высоко в небе, в лучах прожекторов летают флаги
России, Крыма. Молодежь держит в  руках Андреевские стяги. Стоит молодая
женщина, раскинула руки и радостно кричит:
       - Ой, ребята. Завтра проснусь и я в России.
       За вхождение Крыма в состав России проголосовали 107506 человек керчан, а это около 95 процентов жителей. Верю. Сама видела.
       ВОТ ТУТ- ТО ВСЕ И НАЧАЛОСЬ.    Украина вспомнила о Крыме. Со столич-
ных трибун понеслось. Мы, дескать, знаем, как вернуть Крым…и отключили
электричество.
       Идут три женщины, получили пенсии рублями:
      - Вот, чужие (Россия-автор) помогают, пенсию дали, а свои (Украина) бросили, электричество отключили, два вечера со свечками сидели.  А, что с водой будет…
      - Путин что-нибудь придумает.
      - Девочки, главное, чтобы в доме было хорошо.
      А, что? Cвечки - романтично. Вот насчет воды догадались «умники» киевские – перекрыли канал откуда днепровская вода шла в Крым . Херсон-скую область затопили: что не сделаешь для победы «революции». Парадокс заключается в том, что Днепр то начинается в России и, как предложил креативный политик Жириновский –«перекрыть к чертовой матери Днепр на границе с Украиной». Гипотеза, а! Был же случай, когда Литва хотела построить атомную электростанцию на границе с Белоруссией и «Батька» ответил им, что построит свинарники на сто тысяч голов на реке Неман. И вопрос отпал сам – собой.  Выползла на свет божий дама с двумя косами – одна на голове, а другая в руках:
         - Кацапы, всех перевешаем, Крым вернем. Мы знаем, как это сделать.
Выжженная земля останется.
        Что ей в тюремной больнице лечили? Покатила дама в Европу за инструк-циями: что-то ей там подскажут.
          Да и в народе не все так однозначно. Люди по разному воспринимают события.   В Керчи в первые дни после референдума и праздника по этому поводу по разному говорили:
       - Думаете, Россия даст, что обещала?
       - Да они (Россия) ради Севастополя весь Крым разбомбят.
       - А кто Аксенова выдвигал, сам себя назначил.
       - Слава богу, без крови все обошлось. Спасибо Путину.
       - Военной техники - то сколько прошло, страх. Наверное, на Джанкой пошли. Мы на мобильник сняли.
       - У нас на переправе чеченцы стоят (народ напрягается).
       - А мы ездили туда. Сидят солдаты семачки (семечки) щелкают, а танков не видели.
       - Если бы западенцы пришли, они бы нас всех перещелкали.
       - Отдыхающие теперь не приедут, побоятся (печалится женщина).
       - Все будет нормально, если Путин не бросит (с надеждой).
        У меня нет эйфории по этому поводу. Сколько сейчас средств надо Крыму-уйма. В России своих забот хватает.       
                .   .   .
 В паспортном столе народу… Стоят на улице, на второй этаж не пробиться.
         - Россия объявила, что паспорта будут выдавать бесплатно, а у нас требуют 50 гривней (200 рублей), за фотографию отдай, за перевод паспорта на русский язык отдай. ( Ну, ошиблись местные чиновники. Путаницу первых дней быстро прекратили – замечание автора).
                .   .   .               
       - Объявили, что заявления на российский паспорт принимают в ЖЭКах. Я записался на очередь, дали номерок 687, но девчата хорошо работали, четыре
окошка открыли. В этот день сдал документы, а сегодня паспорт получаю.
                .   .   .
       - Народа много, но надо стоять, с нашим крымским паспортом в Украину ехать – самоубийство.
        На набережную въезд автомашинам закрыт. На  месте нашей постоянной стоянки очень много машин с российскими номерами. Обычно, отсюда мы начинаем свое ежевечернее дефиле по набережной. Понимаем – мероприятие, можно гулять и по другой стороне.
     - А, что так много российских машин?
     - Гости к вам приехали, - глухо ответил офицер керченского ГАИ.
     Вечером в интернете читаем, в Керчь приехали ГАИшники из России, будут
разъяснять российские Правила Дорожного Движения.
                .   .   .
     На скамейку присели две женщины, одна рассказывает:
     - Пришла в квартиру, слышу, что люди там есть. Звоню, а дверь не открывают. Кричу им, что мне надо снять показания счетчика. Они оттуда говорят, что из Харькова приехали и никому двери не открывают, потому что у них там двери взламывали. Я им кричу в дверь: «да у нас- то все спокойно». Так и сказали показатели через закрытую дверь. До чего народ довели.
                .   .   .
      Идут две девушки – красавицы:
      - Вчера солдат русских видела, такие высокие, симпатичные.
      - Где?
      - Я на экскурсию по городу  человек пятнадцать водила.
                .   .   .
      Одна женщина говорит подруге:
       - Вчера дочка звонит. Спрашивает, что тебе привезти из продуктов? А, то у нас говорят, что русские приехали к вам и скупили все в магазинах. Я ей говорю:
      - Да, у нас все в порядке, как раньше было, так и сейчас. Не слушай ты болтовню.
         В это время юго-восток Украины решает свои вопросы. 11 мая 2014 года в Донецке и Луганске провели свой Референдум на тему - Поддерживаете ли вы Акт о самостоятельности, и провозгласили Донецкую и Луганскую Республики. А Верховная Рада свое талдычит – Украина Унитарное Государство.  И началась
Трагедия: борьба государства с народом, полилась кровь.
       Между борьбой Киева и Юго-востока Украины незаметно проскочили выборы Президента Украины. 25 мая выбрали из 23-х кандидатов одного – Петра Алексеевича Порошенко. В президентских обещаниях одним из основных было – вернуть Крым. Родина, ау, где ты была раньше? Ладно бы Крым процветал, а тут пришли «москали» и взяли цветущий край. Промышленность лежит, земля сухая стоит, дороги – это во-о-ще, как будто после бомбардировки. Сюда вкладывать еще столько…
       А, мне очень любопытно: страна в долгах, как шелках,  деньги три мил-лиарда  долларов дала Россия на поправку экономики, в том числе отдать долги за газ, но все идет на войну.  Депутаты Рады спрашивают у Яценюка:
       - А, куда - мол делись деньги?
     А, он так обрадовался, не разворовал, не взял себе в карман, объяснил непонятливым:
     - А, бетееры, минометы, зброя - сколько купили?
     Перечитала «Белую Гвардию» М.Булгакова и М.Веллера «Махно» и,  Господи, как похоже. Сто лет прошло, а все тоже самое. Муж в дальних рейсах со своим экипажем по двадцать раз смотрят «Свадьбу в Малиновке», а сейчас комедия уже не кажется такой смешной.
        Да, ладно о грустном. Зато мы перестали быть мигрантами – границы с Россией нет.
               
                Май 2014г.

               
    


Рецензии