Высоко-Петровский монастырь
Новогодние каникулы иду на экскурсию в Высоко-Петровский монастырь, расположен он на Петровской улице, недалеко от Пушкинской площади. Возник монастырь, когда Москва была малюсенькой крепостью, а монастырь был в селе за городом. Обитель считается первым монастырём возникшем в Москве.
Интересен монастырь тем, что митрополит Киевский Петр переехал сюда, во времена Ивана Калиты, он предсказал князю, что Москва станет столицей. После смерти митрополит Петр был признан первым московским чудотворцем и небесным покровителем города! Здесь впервые назвали Москву – столицей! Здесь родился будущий царь Петра I и провел детство. В монастыре творилась история во времена стрелецкого бунта и позже в 1812 был штаб французов. Считается, что именно молитва Святому Петру и стены обители, вразумили французов и спасли Кремль от взрыва при отступлении французских войск.
История монастыря тесным образом связана с образованием Московского княжества. В 1325 году митрополит Киевский и всея Руси Пётр принял предложение Великого князя Калиты о переносе митрополитничей кафедры из Киева в Москву, что отвечало чаяниям Ивана Калиты по объединению русских земель вокруг Москвы. Высоко- Петровский монастырь был основан в селе Высоком на берегу реки Неглинки ещё при жизни митрополита Петра во имя апостолов Петра и Павла и первоначально назывался Петропавловским.Начинался он с небольшого деревянного храма во имя апостолов Петра и Павла.
После смерти митрополита Петра в 1326 году на его могиле в Успенском соборе Кремля начались исцеления, в с вязи с чем Константинопольским Вселенским собором в 1339 году он был причислен к лику святых. Монастырь защищал Москву с севера, входил в северное кольцо монастырей-форпостов вместе со Страстным, Никитским, Рождественским, Сретенским и Ивановским.
В конце XV века Василий III задумал украсить Москву каменными зданиями и храмами, для этого приглашает в Москву итальянского зодчего Алевиза Фрязина Нового. Расцвет Высоко-Петровского монастыря пришёлся на последнюю четверть XVII века и связан с покровительством бояр Нарышкиных — родственников Петра I по материнской линии. Их московский двор находился по соседству с монастырём и позднее вошёл в комплекс Высоко-Петровского монастыря (Нарышкинские палаты). Обитель была любимым местом молитвы семьи Нарышкиных, в том числе Натальи Кирилловны, матери Петра I. В честь любимого святого Наталья Нарышкина нарекла своего первенца Петром.
В 1694 году братия Боголюбского монастыря подарила юному Петру список с чудотворного образа Боголюбской иконы Божией Матери. По велению царя в 1684-1685 гг. на месте деревянной Покровской церкви возводится каменная пятиглавая церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Своды этой церкви стали усыпальницей рода Нарышкиных, здесь были похоронены 18 родственников Петра I. Рядом с Боголюбской церковью находится небольшое каменное здание часовни, поставленное над могилой Кирилла Полуековича Нарышкина (1623-1691 гг.).
Во время стрелецкого бунта 15 мая 1682 года на глазах у Петра
погибли его дядья — Иван и Афанасий. В память о них в 1690-х гг. строятся Святые врата с надвратным храмом Покрова Богородицы и двухъярусной колокольней, а на территории южного двора обители сооружаются братские кельи с церковью для монахов, чтобы молились за убиенных родственников. В 1682 и 1689 гг. до смерти перепуганный сестрорецкими волнениями царь укрывался в Троице-Сергиевой лавре.По возвращении в Москву в 1690-1694 гг. он возводит в монастыре храм во имя своего духовного покровителя — преподобного Сергия
Радонежского, в память о спасении во время сестрорецкого бунта.В борьбе за власть Пётр активно укрепляет Петровский монастырь,тогда как его сестра Царевна Софья — Новодевичий монастырь,чтобы создать себе надежное укрытие.
Пётр укрепляет стены Петровского монастыря, на верху центрального креста храма во имя Сергия Радонежского ставит символ царской власти — корону, чтобы люди знали, что здесь молельня будущего государя. При входе в этот храм строится царское крыльцо, с которого Пётр I наблюдал Крестные ходы. Петровский монастырь должен был стать убежищем царя Петра, потому комплекс его строений возводился на средства из государственной казны в предельно короткие сроки. Всего за 6 лет были построены храм Сергия Радонежского, Святые врата, служебный корпус. После победы над Софьей необходимость в дальнейшем укреплении монастыря отпала, хотя строительство на его территории продолжалось и в последующие годы.
Во времена правления Елизаветы Петровны здесь были возведены
две церкви.Одна — Церковь в честь Толгской иконы Божией матери — построена в 1744 году архитектором И. Ф. Мичуриным к югу от колокольни на средства статс-дамы Н. А. Нарышкиной в память о спасении Петра в Троице-Сергиевой лавре 8 августа 1689 г. Название свое получила, поскольку именно 8 августа (по ст. стилю) чествуется Толгская икона Богоматери.Другая церковь — построена над южными воротами монастыря в 1753-1755 гг. на пожертвования настоятеля монастыря архимандрита Пахомия в память его небесного покровителя — Пахомия Великого.
Высоко- Петровский монастырь был разграблен во время наполеоновского нашествия 1812 года. В стенах монастыря французы расстреливали москвичей, обвинённых в поджогах, их тела закапывали возле монастырской колокольни. Церковь Пахомия Великого была так сильно осквернена, что её восстановили и освятили вновь лишь через сто лет, в 1914 году, во имя апостолов Петра и Павла.
В советский период, в 1922 году монастырь был закрыт, последний
действующий храм монастыря опечатали в 1929 году.Монастырь предполагалось снести, чтобы расширить Петровку, но намерение выполнено не было.
Главная храмовая икона — список с иконы святого Петра, который находится в Успенском соборе Кремля. Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы вновь освящена в 1995 году. Церковь уникальна тем, что всё в ней керамическое: престол, паникадило, иконы. Керамика выполнена современным художником В.Куприяновым. С 1992 года возобновились также богослужения в храме преподобного Сергия Радонежского. Главная святыня Высоко-Петровского монастыря — мощи святителя Петра. Покоятся они в Петровском соборе. Каждое утро в 7.00 утра там совершается братский молебен. А в храме преподобного Сергия Радонежского есть частицы мощей Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В Алтаре — частица мощей Спиридона Тримифунтского. также в апреле 2010г. наместник Киево-Печерской Лавры передал в Высоко-Петровский монастырь частицы мощей всех Киево-Печерских святых, которые были выставлены в Сергиевском храме.
Святителя Петра просят о хорошей работе, помогает тем, кто ищет государственную службу. Святитель Петр был ещё и художником, просят его творческие люди об успехе в карьере. На фото редкая постройка , одноглавый храм красного кирпича, построил итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Поражают уникальные керамические иконы. Керамика выполнена В. Куприяновым, говорят, что он был серьезно болен, молясь Петру, излечился и открылся у него дар делать художественную керамику. В целом обитель восстановлена так, как она должна была выглядеть при Петре Великом.
Свидетельство о публикации №214103000959
А сколько он истории в себя вобрал.
Я очарован! Спасибо!
Понравилось!
Варлаам Бузыкин 04.05.2025 18:37 Заявить о нарушении
Ольга Сангалова 04.05.2025 23:07 Заявить о нарушении