Вечер жизни

ПОКАЯНИЕ

Не лежит покаяние на дороге,
Подобно камню;
Не прячется в карманах одежды;
Как возникает? куда уходит?
Оставляя памятный след в душе.

Покаяние моё, не уходи,
Но всегда пребывай во мне;
Сплю ли, бодрствую,
Мыслю или говорю – будь во мне.

Будь во мне в жару и в холод,
В жажде тела или в голоде его;
В сытости и довольстве –
Будь во мне.

Еду ли, иду ли;
Сижу или лежу –
Будь во мне.

Читаю ли или мыслю;
Молюсь или ум мой занят Богомыслием –
Сердце моё свободно!
Будь в нём всегда.

СТУПЕНИ ЛЕСТНИЦЫ

Я медленно поднимаюсь вверх
По каменным ступеням лестницы;
Некоторые пройденные ступени сбиты –
Видимо, долго топтался на них,
Отступая и вновь занося ногу.

Это лестница моей жизни;
Как хорошо видны следы сомнений,
Тревог, обид, горестей и радостей.
Там, где радовался, ступени
Сияют небесным светом;
Там, где унывал,
Ступени имеют жалкий вид,
Вплоть до несчастного.

Поднимаюсь безостановочно,
Боюсь приостановиться –
Опыт жизни говорит мне:
«Не останавливайся, даже если ты
Ошибся, упал – вставай, иди»

ДУШЕВНЫЙ  ПОКОЙ

Вот и наступил вечер жизни моей:
Тихо ласкают волны усталый,
Но умиротворенный берег.

Какой чудный покой наступил в душе!
Это – страх Божий,
Это – боязнь и мысленного греха,
Не то, что действенного.

Как же поселился этот покой во мне?
Вначале разум перебирал людей,
Возникающих в памяти –
Всех, прошедших по моей жизни:
Совесть просила у одних прощения,
Других чистосердечно прощала,
На третьих недоуменно останавливалась
И спорила в себе, спорила…

Потом сердце радостно выдыхало:
«Я прощаю тебя, милый друг!»
Какой же глупый был я,
Затаивая в себе злобу!

И так, шаг за шагом –
Я двигался к душевному покою и…
Приобрёл его.

ВЕЧЕР  ЖИЗНИ

Ты пришел, мой вечер жизни!
Я не ждал тебя, как ждут свидания,
Поминутно взглядывая на циферблат,
Но я был готов к твоему приходу.

Славная пора – мягкий вечер покоя!
Господи, вразуми людей Твоих,
Поселив на миг этот покой
В душе каждого человека,
Чтобы душа ждала его день за днем,
Каждое мгновение!..

НЕДОСТАЮЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ

Приближается и мой смертный час;
Не стучу при этом костяшками пальцев
О деревянную поверхность,
Не плююсь по сторонам,
Боязненно вращая глазами,
Но покорно жду того часа,
Когда Ангел призовет душу
Разлучиться с телом.

В этот момент
Я с особой силой и ясностью
Увижу в своей душе
Недостающие добродетели…

«Господи! восполни во мне
Недостающие совершенства!
Заполни сосуд души моей
Твоей величавостью и благородством;
На Тебя уповаю и в Твою силу верю –
Помоги мне…»

И тогда ясность, и твердость моей веры
Возымеет свою силу –
Либо я продолжу огранять свою душу
В творческом Свете,
Либо, переполненный отчаянием,
Окончательно растеряю
Свои ростки праведности.

Кирилловский мужской монастырь,
г. Киев,
октябрь 2014 год.


Рецензии