Формирование основ деловой этики студентов

Статья вышла в сборнике статей очередной конференции лет 8 наверно назад. Нашел вот сейчас, решил не править информация почти не изменилась хоть сегодня Крылов уже не ведет активной преподавательской деятельности а сборник...сборник давно подарил племяннице

Формирование основ деловой этики студентов в процессе профессиональной инкультурации 
________________________________________
«Прибыль  дороже  денег, но  честь  дороже  прибыли».
Яков  Прозоров,
 вятский  купец  1-й  гильдии.   

Занимаясь преподавательской деятельностью уже в течении ряда лет автору данной статьи удалось выделить в своей практике некоторые интересные аспекты и поэтому сегодня хотелось бы поделиться своими мыслями и выводами.
Наш техникум занимается подготовкой профессиональных кадров для среднего звена и готовим мы менеджеров, бухгалтеров и коммерсантов. Все вроде бы в духе времени, но тут есть очень интересные моменты.

Первое. Следует признать, что вопросы деловой этики современного специалиста – тема достаточно актуальная. К примеру еще Петр Великий отмечал, что в современной ему России у русского купца было два основных недостатка: невежество и склонность к обману. И если с первой проблемой наше общество в самом начале XXI века вроде бы справилось, то со второй проблемой сложнее. Отрицание законов рынка в советский период отечественной истории поставило в общественном сознании знак равенства между словами «коммерсант» и «спекулянт». А абсолютно «дикий» капитализм  90-х годов прошлого столетия только укрепил это мнение. И к сожалению не только по отношению к предпринимателям и коммерсантам. Поэтому неудивительно, что проблемы формирования деловой этики и деловой культуры в современной России волнуют отечественных ученых и педагогов. И в нашем регионе за последние несколько лет прошли несколько научно-практических конференций посвященных обсуждению этих проблем.

Второе. Сегодня проблемы этики выходят на одно из первых мест скорее всего потому, что окружающий нас мир стал более меркантилен. Проблема получения куска хлеба, заработка, сегодня зачастую отодвигают все остальные проблемы современного человечества на задний план. Авторы популярного учебника по менеджменту О.С.Виханский и А.И.Наумов предлагают своим студентам для обсуждения следующую ситуацию.

Молодой аудитор Ирина поставлена перед нравственным выбором. Руководство фирмы предлагает закрыть глаза на результаты аудиторской проверки одного из клиентов. Были выявлены некоторые нарушения, но начальник призывает Ирину не отражать этот факт в аудиторском отчете. В сущности перед человеком выбор – указать в отчете на  неправомерные действия клиента и потерять работу или сделать вид что практика существующая в аудиторской фирмы ее устраивает и оставить все без последствий. Хорошо оплачиваемая должность и поддержка коллектива Ирине в последнем случае безусловно обеспечены. Но как бороться с муками собственной совести? Ведь один из самых сложных конфликтов это как раз внутриличностный конфликт. И именно поэтому в современном менеджменте нет правильных и неправильных решений, есть решения обоснованные и не обоснованные. В каждой своей учебной группе я предлагаю студентам поставить себя на место Ирины и сделать выбор. И убеждаюсь в том, что все зависит от этических установок человека. Очень многие сегодня готовы поступиться принципами ради экономической выгоды – хорошего и стабильного заработка. И это грустно.

Именно поэтому преподавателям учебных заведений сегодня жизненно необходимо более активно влиять на формирование у будущих специалистов профессиональной, деловой этики. Чтобы принимая решение молодой менеджер, бухгалтер, коммерсант, предприниматель, руководствовался принципом библейского царя Соломона – Делай, что должен и будь, что будет. И задача преподавателя, педагога, воспитателя современной молодежи в том, чтобы за время обучения в учебном заведении у студентов правильно сформировалось это чувство профессионального долга. Именно в этот период у студентов идет процесс инкультурации, у них сегодня еще только формируется собственная деловая культура. 

На семинарских занятиях будущие коммерсанты мне часто возражают – сегодня нельзя честно вести торговый бизнес, все друг друга обманывают. И в чем то они наверное правы. И статистика, приводимая на страницах «Кировского бизнес-журнала» эту их относительную правоту подтверждает. Но ведь данную ситуацию можно изменить. Нужно просто вырастить новое поколение торгового персонала и предпринимателей, с другими ценностными установками.

На Западе это уже давно поняли и теперь на уровне отдельных предприятий активно формируют организационную (корпоративную) культуру.  В России сегодня тоже постепенно стали приходить к осмыслению важности этических аспектов бизнеса и управления.  Кроме этого, современные научные исследования процесса мотивации человека к труду наглядно показывают – материальное вознаграждение является стимулом только до определенного момента. И без стимулов моральных уже никак не обойтись.

Чтобы влиять на процесс профессиональной инкультурации у современного преподавателя есть, на мой взгляд два инструмента.

1-й инструмент – это примеры из истории отечественного предпринимательства. Слова Якова Прозорова, вятского купца и мецената, не зря вынесены мною в эпиграф. Этот человек был не только успешным предпринимателем, но и широко занимался благотворительностью, оставил о себе в крае добрую память. А главное – всю жизнь следовал указанному в эпиграфе правилу. И таких примеров можно привести множество – Третьяковы, Рябушинские, Морозовы, Коноваловы…Значит все-таки можно работать честно и приносить пользу обществу. И чем глубже студенты будут изучать русскую историю, историю своего края, тем более глубокий след в их душах оставят эти примеры. Поэтому включение в учебный план техникума специального курса «Предпринимательство и деловая культура Вятки» является верным шагом на пути формирования у студентов основ деловой этики.

2-й инструмент – личность преподавателя, его манера изложения учебного материала, глубина профессиональных знаний, степень владения современными педагогическими технологиями и коммуникациями. Если в процессе работы с аудиторией преподаватель будет верно расставлять акценты, обращать внимание слушателей на ключевые проблемы и модели их разрешения, то он также значительно повлияет на процесс профессиональной инкультурации студентов и формирование у них основ деловой этики.

Конечно очень многое зависит от семьи и школы, откуда приходит к нам студент. Многое зависит от того, куда он приходит на работу после окончания учебного заведения. Человек – сложное социальное существо, общаясь с окружающими он значительно корректирует нормы своей этики и поведения, адаптируется к тому обществу в котором существует. Но многое зависит и от нас педагогов.

Что от всего этого осталось сегодня? рабочие программы, рефераты студентов, какие то личные наработки..А вятским улицам все активней возвращают старые названия взамен советских. Может быть это тоже можно рассматривать как возвращение памяти. А значит выводы статьи и сегодня актуальны    


Рецензии
Димитрий, вопросы, затронутые в статье, безусловно актуальны для совремённой России. С уважением,

Александр Смирнов 83   12.06.2019 19:24     Заявить о нарушении
очень рад что Вы Александр согласны с актуальностью этих проблем сегодня. Мне действительно ценно Ваше мнение спаси Бог
безмерно благодарный автор

Димитрий Крылов   12.06.2019 19:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.