Аккордеон

        На гармошке я уже играл, но мне хотелось играть на баяне или аккордеоне. Закончив десять классов, получив аттестат, отправился в свободное плавание, в неизвестность, открывать для себя всё новые и новые страницы своей биографии. Поехал по объявлению в газете: набирают на курсы сантехников, стипендия – 800 рублей.
        И вот я в Челябинске - Металлургический район  ул. Молодёжная, общежитие.
        После обучения – новостройки. Отсылал немного денег матери с сестрёнкой и откладывал на аккордеон или баян, как получится. Вскоре мечта моя осуществилась. Купил у одного пожилого немца поношенный аккордеон – немецкий, звонкий. Немец жил в своём доме и предложил мне у него же обучаться игре по нотам за символическую сумму – сто рублей в месяц. За короткое время, освоив инструмент и переиграв у него все ноты, отказался от его услуг. На прощание он сказал мне:  “Не бросай музыку – это твой хлеб”.
       Когда меня призвали в армию, мне мать по почте выслала аккордеон. Купил ноты и не смог по ним играть, оказывается, я в них ничего не понимаю. Выходит немец учил меня по своим нотам, писал он их мне от руки. Пришлось поступить заочно на курсы аккордеонистов, благо я служил в Москве. Курсы двухгодичные и находились при Московском Народном Университете Искусств. Я их закончил за год.
       В это время я был в третьем  взводе, который нёс постоянное дежурство, - держал радиосвязь с боевыми объектами. Дежурили посменно:  одно отделение отдыхало тут же, недалеко от места дежурства за лётным полем, в лесу, другое - дежурило. Лётное поле, которое всегда использовали для репетиций войск Мос-ковского гарнизона для парадов, находилось в районе метро Аэропорт. После дежурства мы до казармы шли пешком. Время заниматься музыкой мне позволяло и я включился в учёбу.
       Началась изнурительная творческая работа. Придя с дежурства, брал аккордеон, стул, уходил в сарайчик, который был поблизости, ложил на столик часы, ноты и начинал играть. 1 час - гаммы, 1 час - арпеджио, 1 час - аккорды и 1 час на читку с листа.
       После трёх месяцев почувствовал уверенность в игре. Выучил Полонез Огинского, “Амурские волны”, “Яблочко” и “Цыганочку”. Со мной служил Рангаев Валентин из Свердловска. Он до армии работал в оперном театре танцором. Видно, что профессионал – высоко держал носок. Он предложил мне ему подыграть, “сбацать” цыганочку. Мы углубились в лес, Никого не было. Я сел на стул и заиграл. Он начал медленно, с выходом, выводить колена, потом вошёл в азарт. Я же увлёкся игрой и ничего вокруг не замечал. Вдруг меня кто-то тронул за плечо, очнулся – возле меня стоял какой-то старшина, а вокруг нас было много гражданских, они любовались нашим выступлением.
       - Зачем собрали столько народа, шагом марш отсюда, - строго сказал этот старшина. На этом наш концерт и закончился.
       В конце моей службы наша часть перебазировалась в окрестности Серпухова. До увольнения в запас мне оставалось служить несколько недель. В полку я ходил в наряд только дневальным по роте. В свободное от дежурства время брал аккордеон, уходил на высокий берег реки Оки и играл. Сослуживцы подходили, слушали. Река широкая. Однажды, на том берегу работали, видно, студенты – убирали с поля овощные. Я, придя на излюбленное место, увлёкся игрой. Случайно посмотрев на тот берег, удивился. Побросав работу, студенты расположились по всему берегу и слушали мою игру. Это было забавно.
       На 7 ноября мы, “старики”, решили дать на прощание заключительный концерт. Подобрали репертуар: стихи, песни, инструментальные произведения и пляска. Это было первое моё публичное выступление. Отобрали для концерта и два моих произведения, но, чтобы успеть ещё и потанцевать, программу сократили.  Я играл Полонез Огинского. Это было незабываемо. В клубе было много приглашённых гражданских из соседних деревень. Народу набралось столько, что негде было яблоку упасть, сидели у самой сцены. Наконец ведущий объявил и мой номер. Я вышел на сцену. Впервые на сцене – страшновато. Первый аккорд - и я окунулся в мир музыки, сразу увлёкся и никого уже не замечал. Очнулся от взрыва аплодисментов.
       - Молодец, - похвалил ведущий (Быков из Златоуста).                За  хороший концерт, как благодарность, командование разрешило нам, в качестве подарка, выступить в соседнем селе. Выделили машину и мы отправились. В первой деревне клуб закрыт. В следующей деревне выступали два артиста из Москвы (песни). Узнав, что приехали военные с концертом, а это всегда пляски и танцы, свернули своё выступление. Мы, пока ездили, время упустили. Пришлось программу выступления сократить до минимума, чтоб успеть потанцевать. Оставили одну пляску. В полк приехали заполночь.
        Запомнился эпизод во время последнего дежурства по роте. У меня удачно получалось копирование кудахтанья покуричьи. Я стоял у тумбочки. Старшина построил весь личный состав на вечернюю поверку. Когда скомандовал: - “Равняйсь! Смирно!” – я закудахтал. Раздался внезапный громкий хохот.
        - За нарушение дисциплины – два наряда вне очереди, - объявил он перед ним стоящему солдату.
        - А почему мне, все смеялись? – обиделся солдат.               
        Конечно, я  заслуживал наказания, но что с меня взять – осталось служить неделю.   
        После окончания курса игры на аккордеоне, в этом же Университете, в дальнейшем, я продолжил учёбу по элементарной теории музыки, гармонии, инструментовке духового оркестра. Там же я учился и на художника-оформителя.   


Рецензии
Замечательный рассказ!!!
Творческих и музыкальных успехов!

С уважением к Вам и вашему творчеству,

Наталья Степанова 4   29.03.2015 18:08     Заявить о нарушении