Как я делал фильм
Владимир Байков
Так совпало, что в 1996 году несколько кафедр нашего вуза одновременно готовились к юбилеям. У нас это было 65-летие. Нетрудно подсчитать, что кафедра была основана в 1931 году.
Мне поручили связаться с кино-теле-студией института и сформулировать им заказ на юбилейный фильм. Две кафедры уже закончили производство таких фильмов. Я посмотрел их и пришел в ужас. Тоска зеленая!
В каждом фильме по очереди выступали три говорящих головы. Сначала заведующий кафедрой, затем бывший парторг, а в конце - старейший профессор. Речи у всех были примерно одинаковые:"За время своего существования кафедра подготовила... тысяч специалистов для народного хозяйства. Ее воспитанники трудятся не только в различных уголках нашей необъятной страны, но и за рубежом. Кафедра выпустила ... кадидатов наук, ... докторов наук. При ее участии освоены....". Ни одного живого слова, никакого юмора.
От меня руководство студии ждало просто организации договоренностей с нашим кафедральным начальством, когда придти с оператором, чтобы произвести съемку.
Я решил, что таким путем я не пойду. Начал с того, что посетил архив студии "ЛЭТИ-фильм" в поисках хроникально-документальных фильмов. Напомню, что в 1996 году ни YouTube, ни других видеохостингов еще не существовало. В архиве я отбирал фильмы с такими названиями: "Классовая борьба рабочих Германии", "Народ голодает - продукты выбрасывают", "Мы с вами, пролетарии всех стран!" и т.п.
Потратив немалые часы на просмотр кинохроники, и чувствуя себя немножко Михаилом Роммом, я с помощью сотрудника телестудии отобрал нужные мне фрагменты, относящиеся к началу тридцатых годов - периоду возникновения нашей кафедры. Поскольку все эти фрагменты были засняты на 16-ти миллиметровой пленке, нам нужно было это всё перегнать на пленку видеомагнитофона.
После этого наступил следующий этап. Сын у меня в том году поступил в первый класс. Я пригласил шесть человек, его одноклассников и одноклассниц вместе с родителями, к нам на кафедру. Мы освободили для них компьютерный класс, запустили компьютеры, и они сели за них играть.
На этом фоне я за кадром произносил такой текст:
"Эти ребята, самозабвенно увлеченные компьютерными играми, думают что персональные компьютеры существовали всегда. Но это совсем не так. 65 лет тому назад никаких компьютеров не было, а обстановка в мире была очень напряженнной."
И тут начинается показ кинохроники: очереди в магазины, бастующие рабочие, японские милитаристы и прочее. Именно в это время по приказу министерства обороны в ряде вузов СССР начинается подготовка специалистов по созданию автоматических приборов управления стрельбой.
Тут я взял из хроники машинистку тридцатых годов и подмонтировал копию оригинала приказа, который удалось раздобыть в архиве института о создании нашей кафедры.
После этого настал следующий этап работы.
У нас на кафедре было несколько человек, которые от фотографирования перешли в начале шестидесятых годов к кинолюбительству. Приобрели недорогие узкопленочные любительские кинокамеры. Особой популярностью у них пользовались наши ленинградские камеры "Аврора" и "Нева".
Они не пропускали каждую загородную вылазку, каждое застолье - везде вели съемку.
И вот я упросил их принести мне эти пленки для пересъемки видеокамерой. Набрал кучу материала.
И еще мне очень помогла трехчасовая репортажная видеосъемка, которую за пять лет до этого на праздновании шестидесятилетия кафедры вел приглашенный профессиональный оператор из "Ленфильма". Он снимал и официальную часть юбилея, и встречи выпускников разных лет. Первые выпуски инженеров кафедра осуществила еще до войны.
В итоге я набрал видеоматериал, для внимательного просмотра которого требовалось часов двадцать. Я вел кропотливую запись, на какой пленке, в каком ее месте, что снято. Пока общий сюжет еще только вырисовывался. Как все это соединить, что к чему пристыковать, какой дать дикторский текст или какие надписи на экране? Все пока было весьма смутно. Сотрудник нашего телевизионного центра уже смотрел на меня с подозрением. Я морочил ему голову вторую неделю...
Домой я каждый день приходил часов в одиннадцать-двенадцать. Ведь делать все это приходилось уже в нерабочее время, от лекций меня никто не освобождал. Но я, честно, говоря, загорелся.
И, конечно, я набрал в архивах самой кафедры снимки разных лет, на которых были запечатлены и выступления на защитах диссертаций сотрудников кафедры, и шахматные кафедральные турниры, и практики, и стажировки сотрудников. Особую страницу составляли фронтовые фотографии преподавателей кафедры.
Оговорюсь о том, что в поисках идеи, с чего начать эту 65-летнюю хронику и от чего оттолкнуться, мысль о показе детей, понятия не имеющих о сложном и долгом пути, который прошла вычислительная техника до их да и до моего рождения пришла ко мне не сразу. О ее реализации я уже рассказал в первой части этой истории. (Кстати, вот уцелевшие кадры этой съемки: http://vk.com/video26001_79230189 )
Главное чего я хотел избежать - это "говорящих голов" и назойливого дикторского текста. И тут мне пришла идея, правда, не ахти какая новая, но в рамках тех технических средств и материалов, которые я насобирал, вполне осуществимая, идея параллельного монтажа. Я подставлял звуковой и начало видеоряда с репортажной видеосъемкой пятилетней давности, а затем, оставляя звук, т.е. голос говорившего, в качестве видеоряда использовал подходящий случаю материал.
Например, рассказывает одна из наших преподавательниц, как в начальный период блокады Ленинграда они с трудом добирались до школы, и я показываю на экране вначале ее, затем ее же фото в молодости, а потом под продолжение рассказа отыскиваю в хроникальных материалах ленинградскую блокадную киносъемку. Тема блокады мне близка еще и потому, потому что у меня дед и дядя были блокадниками.
Или такой эпизод. Выступает с юбилейным словом начальник вычислительного центра нашего института, рассказывает, какой долгий путь прошел их центр, начиная с вычислительных машин "Урал", а мы подставляем под его речь кадры учебного фильма пятидесятых годов. Заставка этого фильма идет под победоносный дикторский голос: "Современные ЦВМ могут выполнять сотни и даже тысячи операций в секунду!" При этом на экране исполинские устройства, которые обслуживают десятки операторов в белых халатах. Эти кадры и слова не могут не вызвать доброй улыбки, ведь большинство зрителей будущего фильма еще застали эти машины и работали на них!
Включил я в этот фильм и более озорные эпизоды. Например, наш ректор с экрана вещает о том, в каких тяжелых условиях нам приходилось работать в период перестройки, когда зимой за неуплату отключали отопление, и студенты сидели в аудитории в пальто, а писали в перчатках. Я, как помню, в этот период надевал на себя два толстых свитера и ходил вдоль доски, диктуя текст для записи, не в обычном размеренном темпе, а буквально бегал взад-вперед, чтобы согреться. Так вот под продолжение ректорской речи о тяжелых, невыносимых условиях работы и их героическом преодолении я подставлял видеоряд кафедрального застолья и послезастольных танцев на праздновании Восьмого марта на кафедре. Комический эффект был потрясающим.
Но были и печальные кадры. За два года до создания нашего фильма неожиданно скончался заместитель заведующего нашей кафедрой Александр Васильевич Плотников. Он был всеобщим любимцем. Остроумный неунывающий человек, буквально искрящийся выдумками, идеями. В числе его близких друзей были его однокурсники ЛЭТИ - Ким Рыжов, Александр Колкер, Генрих Рябкин. Дружил он также со времен своих спортивных выступлений на первенство Союза с Владимиром Куниным, известным писателем и драматургом. На видео у нас было много материалов с его участием и недавних, и любительских киносъемок 20-летней давности, где он еще молодой, вспомнив свою спортивную юность, выполняет кульбиты и сальто. Мы это все собрали на видео вместе, смонтировали, но вставал вопрос, какое дать звуковое сопровождение? И тут мне пришла идея: музыка, только музыка! Но какая?
Я переслушал массу мелодий, всё не подходило. И тут меня осенило: я нашел очень печальное соло на трубе на мелодию песни "Опустела без тебя земля..." Давать эту песню с текстом было бы слишком в лоб. А вот дать ее сопровождением к кадрам, где он хохочет, иногда смешно гримасничает, в некоторых кадрах буквально стоит на голове, а в других что-то доказывает или просто задумчиво сидит, и все это на фоне пахмутовской мелодии - это была находка.
Два месяца мы провозились с этим фильмом. Техника, имевшаяся у нас, позволяла доводить стыковку при монтаже, и видео, и аудио, с точностью до отдельного кадра.
А мы все вылизывали и вылизывали.
И наконец фильм был готов. Показ его мы осуществили в Комарово на даче, которую арендовал институт. Собралось человек двадцать сотрудников кафедры. Я жутко переживал. Все-таки фильм длился целых тридцать пять минут, как бы люди не заскучали.
Было это в феврале 1996 года. Во время демонстрации раздавались и взрывы хохота, и аплодисменты. Когда включили свет, на глазах у многих я заметил слезы. Это были сожаления по ушедшим безвозвратно годам, по ушедшей молодости. Люди на экране увидели себя, какими они были несколько десятков лет назад. Большинство видели кадры старой киносъемки впервые.
====
На фото: Комарово, 1996 год. После просмотра фильма.
Свидетельство о публикации №214103101373
Виктор Томилов 10.09.2023 19:35 Заявить о нарушении
Владимир Байков 10.09.2023 20:07 Заявить о нарушении