Последний еврей побережья или Рога и копыта
остановке к другому мужчине:
-Вы меня конечно извините, но вы случайно не еврей?
-Нет.
-Ах, извините.
Через короткое время, пожилой мужчина подходит вновь:
-Вы меня конечно извините, но может вы всё-таки еврей?
-Нет, я не еврей.
-Ну, извините, пожалуйста.
Через короткое время, пожилой подходит вновь:
-Послушайте, молодой человек, бросьте эти ваши еврейские
штучки и скажите уже честно, вы еврей?!
-Да, еврей, еврей! Только отстаньте от меня!
-Это же надо, а как не похож!
Анекдот, как эпиграф к рассказу.
Расскажу Вам об одной встрече, которая произошла в городке Дорнум, что находится в Германии на побережье Северного моря. Но, если уж быть абсолютно точным, то расположен он в трёх километрах от второй дамбы, построенной вдоль всего побережья, как защита от морских приливов.
Городок этот был когда-то основан одним осевшим здесь, уставшим от разбоев на морях, пиратом.
В этом равнинном городке есть несколько достопримечательностей. Среди них — два замка. Один замок 18 века, окружённый широким рвом заполненным водой, выстроенный в манере классицизма. Там сегодня школа. Второй — старинный, маленький, находящийся на другой улице, тоже на островке. Там теперь уютный ресторанчик.
Так же в городке есть краеведческий музей и большой католический Костёл. И, как у всех Костёлов побережья,- звонница его расположена на земле, рядом со входом в Костёл. А ещё в Дорнуме есть музей-Синагога.
Был чудеснейший летний день. Светило ярко солнышко, настроение отличнейшее.
Мы с женой стоим перед Синагогой, маленьким, похожим на игрушечный домик, зданием из красного кирпича и читаем то, что написано на доске, прикреплённой на стене. Надпись на немецком языке рассказывает о том, что здание Синагоги было построено в 18 веке и, что в 1939 году было разграблено и практически разрушено. Сохранились тогда лишь остатки задней стены. В 1978 году горожане восстановили здание в сегодняшнем виде и усилиями одного из жителей города здесь создан небольшой музей.
Дверь Синагоги отворилась и оттуда вышли две женщины. В проёме дверей, провожая их, стоял мужчина, прощаясь с уходящими посетительницами музея.
Мужчина, увидев нас и мило улыбнувшись, пригласил войти внутрь здания.
Внутри, Синагога представляла собой одну комнату, отгороженную от входа деревянной перегородкой. Вдоль стен стояли застеклённые столы с какими-то документами и высокие шкафы-витрины с различными предметами иудейской культуры. Мужчина представился нам:
"Меня зовут Георг Мурра, филолог, преподаватель университета и создатель этого исторического уголка. Здесь представлены различные документы, некоторым из них более 400 лет. Это история одной еврейской семьи, моей семьи."
Теперь я уже с бОльшим интересом посмотрел на мужчину. Скорее всего, мы были с ним ровесники. Седые, чуть вьющиеся волосы были прикрыты на макушке кипОй (еврейским головным убором). Очки с круглыми стёклами. Седые усы и бородка клинышком. Одет он был в костюм стального цвета, белоснежную рубашку и вишнёвого цвета галстук. От него шёл приятный запах дорогого мужского одеколона.
В ответ мы рассказали, что приехали из Петербурга и нас действительно заинтересовала история этого местечка. В частности то, что хранится здесь, в этом музее.
Во время увлекательной экскурсии по жизни его предков я задавал господину Мурра некоторые вопросы, он с удовольствием отвечал на них. О чём-то и он спрашивал у меня, интересуясь жизнью в моём городе. К концу его рассказа мы уже чувствовали друг к другу большое расположение.
Нужно было как-то закончить наш визит, но хотелось ещё и ещё общаться. Очевидно, мужчина чувствовал примерно то же. Когда я протянул ему руку для прощального рукопожатия, то он предложил нам продолжить нашу беседу в соседней чайной. При этом с гордостью произнёс: "Там, кстати, есть выставка фамильного фарфора из моего дома. Есть и образцы Ломоносовского завода из Ленинграда."
Заметив наше колебание, он, как последний аргумент, произнёс: "Там подают совершенно замечательный цветочный чай по старинному рецепту, на дождевой воде."
Я засмеялся: "Ну уж если на дождевой, то тут не может быть с нашей стороны никаких возражений. Тогда поспешим туда"!
Перед тем как выйти из Синагоги, я подошёл к открытой картонной коробочке, стоящей на сидении стула при выходе и положил в неё деньги. Господин Мурра поблагодарил меня и, сняв с головы кипУ, вышел вместе с нами на улицу.
Чайная располагалась метрах в тридцати от Синагоги. Георг, с не меньшей гордостью, чем экспонаты музея, показывал нам свою коллекцию фарфора. А мы, стараясь быть искренними, хвалили представленные в коллекции изделия. После осмотра фарфора мы вышли из здания и сели за один из свободных столиков, выставленных на площади перед чайной.
- У нас ведь не пьют здесь кофе. Народ издревле употреблял в этих местах различные чаи. Но, поскольку грунтовые воды здесь очень близко расположены к поверхности земли и поэтому не слишком чисты, - то раньше жители для приготовления пищи использовали исключительно дождевую воду. Да и домики то были здесь устроены так, что подвалы строились не для хранения продуктов, как в других местах, а лишь, как канистры для сбора и хранения дождевой воды.
Мы пили чай, пахнущий какими-то цветами, и говорили, говорили, говорили.
Вы спросите, о чем же могут говорить люди, едва познакомившиеся и имеющие разное представление на многое в этом мире? Да мы просто рассказывали друг другу еврейские анекдоты. Он — свои, европейские, а я переводил на немецкий наши, руссско-еврейские. Увлёкшись, мы говорили довольно громко, смеялись громко. Люди за соседними столиками, прислушиваясь к нашей болтовне, тоже смеялись.
Понизив голос, я задал вопрос, который почему-то не решился задать раньше.
- Приходят ли в вашу синагогу верующие евреи? Приезжает ли к вам Раввин?
Георг, театральным жестом показывая на себя, произнёс: "Уважаемые! Ну, о чём вы говорите? Вы видите перед собой здесь последнего еврея побережья! Даже мои два взрослых сына уже не евреи. Моя жена голландка - католичка." При этом он грустно улыбнулся.
- А много ли посетителей бывает у вас?
- Летом гости довольно часты, много туристов, но зимой здесь жизнь вообще замирает.
- И всё же, какие вопросы чаще всего задают Вам люди посетившие музей?
- Это зависит от того, из какой страны приехали гости. Одних интересует история моей семьи, обычаи еврейского народа.
Другие, и это, не примите, пожалуйста, за обиду, в основном, ваши соотечественники, при прощании задают один и тот же вопрос - "Но, почему же вы так совсем непохожи на еврея?"
- И, что же Вы отвечаете на это?
- На этот вопрос, как и всякий еврей, я отвечаю тоже вопросом.
Но, что бы вы ожидали увидеть у меня — по 8 пальцев на каждой руке или рога и копыта?
Поблагодарив нашего нового знакомого за приятное общение, мы обменялись телефонами с обещанием звонить друг другу ...
Свидетельство о публикации №214103101824
или просто способность это талантливо отразить
многое мы пропускаем
а сейчас - даже важное уже не хочется
было и было
Исабэль 16.02.2024 16:28 Заявить о нарушении
Эгрант 16.02.2024 16:32 Заявить о нарушении
Мы живём не воспоминаниями, просто эта жизнь — она же наша, она в нас живёт, прорастает, а вспоминая — восприятие постоянно меняется, это зависит от нашего желания — копаться в г. или понять причины, почему это воспринимается как грязь.
Это ведь тоже жизнь.
И т. п.
Вы стараетесь показать себя с лучшей стороны
и в других это видите — то, что заслуживает внимания.
хорошо ли это? Думаю- да. Главное- быть честным с самим собой
Исабэль 16.02.2024 17:57 Заявить о нарушении