Встречи с двойниками

Начать можно с того, что на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ) работал в Релейно-наладочной лаборатории отдела Главного энергетика старший инженер. От лица, которого и пойдёт этот рассказ.
Старший инженер, помимо прочих наладочных работ, занимался автоматикой сталеплавильных печей. А в электроцехе завода работала обмотчицей электродвигателей молодая незамужняя женщина. Обмотчица была родом из Кишинёва, общительная, с тонкими чертами лица, довольно симпатичная, весёлая и остроумная. Звали её Ларисой. Старшему инженеру по роду работ приходилось часто бывать в электроцехе. Лариса выполняла его заказы по перемотке электродвигателей. Они были знакомы и если были свободны, общались - находя общие интересы. Лариса заканчивала электротехническое отделение техникума. Старший инженер помогал ей выполнять контрольные работы и консультировал перед зачётами и экзаменами. А она выполняла его заказы вне очереди.
Во время одной из таких встреч, уже после окончания техникума, Лариса сказала, что она, возможно, уедет в Кишинёв к сестре - там ей, на одном из заводов, предлагают работу инженера-конструктора. Вскоре Лариса уехала.
По прошествии некоторого времени (где-то около двух лет) после отъезда Ларисы старший инженер поехал в командировку в город Волгоград на заводы: Красный октябрь и Волгоградский тракторный. Командировка была связана с проработкой возможности адаптации на этих заводах новой автоматической системы управления сталеплавильными печами. Работа была напряжённой, так как за две недели нужно было выполнить больной объём работ.
Жил старший инженер в двухэтажном здании гостиницы принадлежащей тракторному заводу. Здание гостиницы стояло на окраине города. Надо заметить, что город Волгоград в то время, в начале шестидесятых годов прошлого столетия, был вытянут вдоль берега реки Волги - километров на семьдесят пять. Ширина же города в отдельных местах была менее двух километров.
Стояла золотая осень. Погода была прекрасной. За гостиницей в ста метрах от неё начиналась берёзовая роща. Невольно вспоминались слова Сергея Есенина: «Отговорила роща золотая…».
На второй или третий день командировки, возвращаясь с тракторного завода пешком в гостиницу, старший инженер боролся с двумя противоречивыми желаниями. Бросить всё и пойти погулять в берёзовую рощу или засесть за чертежи и просидеть за ними часов до двух - трёх ночи, а на следующий день в девять часов утра быть уже на заводе. И вот находясь в таком настроении и переходя улицу по пешеходному переходу, он увидел знакомое женское лицо, но понял это только тогда, когда женщина почти скрылась в толпе. Его так же удивило то, что женщина, находясь, некоторое время рядом с ним, безразлично посмотрела на него, как на абсолютно незнакомого человека. И тут он вспомнил, и понял, что это была Лариса. То же лицо, фигура, быстрая походка, вот только на сантиметр, полтора выше, но она была на каблуках - это он успел заметить. От неожиданности он даже остановился. И на него сзади налетел какой-то мужчина. И пока они извинялись друг перед другом, Лариса окончательно растворилась в толпе.
Каково же было его изумление, когда он на следующий день, нос к носу, столкнулся с Ларисой на лестнице гостиницы. Он поднимался, а она спускалась. От неожиданности он замедлил шаг, как бы пропуская её. Она его поблагодарила за галантность и спокойно прошла мимо него. Он обалдел окончательно - голос был её - и те же искорки в глазах. Пока он приходил в себя, она успела спуститься по лестнице на несколько ступенек. И только тогда он слегка севшим голосом спросил:
- Лариса! Ты что? Не узнаёшь меня? Или на что-то обиделась?
Она удивлённо оглянулась и с насмешкой в голосе в свою очередь спросила:
- Это что? Новый способ знакомиться с женщиной? В общем-то, оригинально. Даже интересно. К тому же, меня зовут не Лариса, а Раиса.
После этого диалога последовала немая сцена с почти отвисшей челюстью старшего инженера и ещё более удивленной новоиспечённой (для старшего инженера) Раисой.
Раиса поднялась на пару ступенек вверх и спросила:
- Вы кто? Актёр? Или оригинальный ловелас? И, как Вас зовут? Я же Вам представилась. А теперь, очередь за Вами. И всё-таки Вы оригинал! Да придите в себя. Что с Вами?
Старший инженер, с трудом выговаривая слова, с большими пропусками между ними, начал неуверенно, сбивчиво говорить:
Меня… зовут… Виктор. Нет! Этого… не может быть. Здесь…, что-то не так. Ты кто...? Простите…, Вы кто? Нет…, правда…, ты, Вы кто? Раиса или…, всё-таки Лариса. Я… ничего не понимаю. Вот так…, наверное, сходят с ума. Но если я думаю, что я с ума сошедший - то я не сумасшедший.
- Может быть, я сплю! Или умер! - с ужасом подумал старший инженер. Медленно садясь на ступеньку лестницы. Перед ним явно была Лариса.
- Может быть, она так шутит. Да, нет, я такого раньше за ней не замечал. Или она действительно Раиса. Но тогда это двойник Ларисы. Мистика какая-то! Или она надо мной просто издевается! - Лихорадочно думал он, сидя на ступеньке с подозрением и тревогой, всматриваясь в Ларису или Раису. Паспорт бы её посмотреть!!!
Но тут его мысли перебил голос Ларисы, именно Ларисы, он внутренне похолодел, голос был подлинно ее, со всеми нюансами, оттенками и модуляцией:
- Виктор, если Вас так действительно зовут, Вы воистину великий актёр. Такое впечатление, что я нахожусь в театре одного актёра. В каком театре Вы играете? Вы своей игрой почти покорили меня. Такого способа знакомства я ещё не встречала. Нет, правда, здорово! И оригинально. К тому же даже, очень талантливо. Будем считать, что спектакль окончен, а с другой стороны, жаль - такое редко увидишь и услышишь. Теперь давайте поговорим серьёзно. Что Вы хотите от меня? Я здесь в командировке на тракторном заводе. Я инженер-снабженец с одного из Воронежских заводов. Окончила Московский технологический институт. А Вы из Волгограда или проездом здесь? Пойдёмте, выйдем из гостиницы и поговорим на свежем воздухе. Посмотрите, какая прекрасная осень! Какая роща! Такое впечатление, что здесь писал свои стихи Есенин.
За время этого монолога Виктор пришёл в себя и почти успокоился. Он даже подумал, что в жизни, чего только не бывает. Но всё-таки надо бы посмотреть её паспорт. Вот тогда, всё станет на свои места. А если вдруг она Раиса, то кто тогда Лариса. Вот, снова начинается! Хватит паниковать! По ходу дела - разберёмся, что к чему и кто есть кто. Раз зовут надо идти и разбираться, не сидеть же здесь на лестнице до утра. Так, чего доброго, действительно с ума сойти можно. Но всё-таки здесь что-то не так. Вот, опять. Всё хватит! Надо идти и разбираться!!!
В конце концов, разобрались. Потом долго вместе смеялись. Даже обмыли это дело в ресторане. И паспорт посмотрели. Действительно - Раиса Николаевна Родько. Но была такая же точно Лариса Дмитриевна Булатко - практически не отличимый двойник и это не выдумка, а действительно быль, как говорят: медицинский факт. Так что не удивительно, что Виктор, как образно и в шутку говорится, чуть не съехал с катушек. Такое надо самому прочувствовать, чтобы до конца понять всю сложность психологического состояния человека попавшего в такую ситуацию.
Опять же, по чистой случайности, командировки кончались у Виктора и Раисы с разницей в один день. Но уехали они из Волгограда, почти в один и тот же час, с разницей в двадцать минут. Первым ушёл поезд на Воронеж, а вторым, спустя двадцать минут, поезд в Ростов-на-Дону. Изменение расписаний отправки поездов было связанно с открытием памятника-комплекса на Мамаевом кургане в городе Волгограде - бывшем Сталинграде. В центре комплекса возвышался огромный монумент Мать Родина. Комплекс открывался на следующий день после отъезда Раисы и Виктора. На открытие были приглашены гости из разных городов республик и областей, и в первую очередь, конечно же, из Москвы. Гости не простые граждане Советского Союза, а руководящие работники и члены правительства. Поэтому, было негласное распоряжение, по возможности убрать из города всех командированных в Волгоград и прочих приезжих, для обеспечения гостей гостиницами, а так же их безопасности. В течение дня и ночи, предшествующих дню открытия монументального комплекса в Волгограде, в город было завезено и размещено в нем несколько тысяч милиционеров из ближайших к Волгограду городов. Когда уезжали Раиса и Виктор, вокзал Волгограда был практически забит милиционерами, которых увозили в город на автобусах, и даже в кузовах грузовиков. А поезда с милицией всё прибывали и прибывали. У всех уезжающих проверяли документы и билеты на поезда. У кого документы отсутствовали, тех задерживали: до выяснения личности. Ждать отъезда из Волгограда Раисе и Виктору пришлось около трёх часов. Их при оформлении командировочных удостоверений в Управлении тракторного завода предупредили, о возможной задержке выезда из Волгограда.
Раисе и Виктору, накануне отъезда, удалось осмотреть весь комплекс. Пропуск для осмотра выдали Виктору, как старшему инженеру, выполнившему особо важную работу на Волгоградском тракторном заводе. Пропуск по его просьбе был выдан на двух человек.
Комплекс произвёл на Виктора, да на и Раису тоже, незабываемое, неизгладимое впечатление. Огромный монумент Матери Родины. Аллея памяти погибшим при защите города-героя Сталинграда, с её многометровыми барельефами. Большой, мраморный пантеон с большим количеством фамилий погибших при обороне города. Везде играла траурная музыка в прекрасном исполнении, казалось бы, не громкая, но слышимая везде и отовсюду. Погода была исключительная, ясное синее небо, увядающая багрово-жёлтая листва деревьев, полное безветрие, тепло, но не, как летом, а как-то особенно, по-осеннему. Вечерело, надвигалась ночь, включили подсветку, шла последняя репетиция перед показом комплекса приезжающим завтра высоким гостям. Людей осматривающих комплекс было мало - только по пропуском. Комплекс был оцеплен милицией. Создавалось впечатление почти полного отсутствия людей, особенно когда стало смеркаться. Неяркая подсветка и прекрасно подобранная музыка создавали, какое-то торжественно-печальное настроение. Но, в тоже время, вызывали чувство гордости и уважения к людям, отдавшим жизнь в борьбе с тёмными силами нацизма, угрожавшими всему миру Земли. Здесь в центре мемориала, как будто всей кожей тела чувствовалось напряжение людей стоящих здесь, на последнем рубеже. Захват, которого привёл бы к порабощению нацистами государств, всей Земли.
Но хватит о грустном. На Волгоградском тракторном заводе, Виктору рассказали такую байку.
Якобы, перед праздником Первого Мая, группа уже слегка поддавших мужиков, поспорила со слесарем-сантехником. Причём,
почти подбежал к ней и взял за руку. Но когда он поздоровался с ней и назвал Раисой – спросив, почему она не позвонила ему перед приездом в Новочеркасск. Выражение её лица изменилось и стало не приветливо-радостным, а удивлённо-обиженным. И она спросила:
- Почему я тебе должна была звонить? Мы же не договаривались…. И почему ты назвал меня Раисой? Ты что забыл моё имя?
И тут старши Но тут его мысли перебил голос Ларисы, именно Ларисы, он внутренне похолодел, голос был подлинно ее, со всеми нюансами, оттенками и модуляцией:
- Виктор, если Вас так действительно зовут, Вы воистину великий актёр. Такое впечатление, что я нахожусь в театре одного актёра. В каком театре Вы играете? Вы своей игрой почти покорили меня. Такого способа знакомства я ещё не встречала. Нет, правда, здорово! И оригинально. К тому же даже, очень талантливо. Будем считать, что спектакль окончен, а с другой стороны, жаль - такое редко увидишь и услышишь. Теперь давайте поговорим серьёзно. Что Вы хотите от меня? Я здесь в командировке на тракторном заводе. Я инженер-снабженец с одного из Воронежских заводов. Окончила Московский технологический институт. А Вы из Волгограда или проездом здесь? Пойдёмте, выйдем из гостиницы и поговорим на свежем воздухе. Посмотрите, какая прекрасная осень! Какая роща! Такое впечатление, что здесь писал свои стихи Есенин.
За время этого монолога Виктор пришёл в себя и почти успокоился. Он даже подумал, что в жизни, чего только не бывает. Но всё-таки надо бы посмотреть её паспорт. Вот тогда, всё станет на свои места. А если вдруг она Раиса, то кто тогда Лариса. Вот, снова начинается! Хватит паниковать! По ходу дела - разберёмся, что к чему и кто есть кто. Раз зовут надо идти и разбираться, не сидеть же здесь на лестнице до утра. Так, чего доброго, действительно с ума сойти можно. Но всё-таки здесь что-то не так. Вот, опять. Всё хватит! Надо идти и разбираться!!!
В конце концов, разобрались. Потом долго вместе смеялись. Даже обмыли это дело в ресторане. И паспорт посмотрели. Действительно - Раиса Николаевна Родько. Но была такая же точно Лариса Дмитриевна Булатко - практически не отличимый двойник и это не выдумка, а действительно быль, как говорят: медицинский факт. Так что не удивительно, что Виктор, как образно и в шутку говорится, чуть не съехал с катушек. Такое надо самому прочувствовать, чтобы до конца понять всю сложность психологического состояния человека попавшего в такую ситуацию.
Опять же, по чистой случайности, командировки кончались у Виктора и Раисы с разницей в один день. Но уехали они из Волгограда, почти в один и тот же час, с разницей в двадцать минут. Первым ушёл поезд на Воронеж, а вторым, спустя двадцать минут, поезд в Ростов-на-Дону. Изменение расписаний отправки поездов было связанно с открытием памятника-комплекса на Мамаевом кургане в городе Волгограде - бывшем Сталинграде. В центре комплекса возвышался огромный монумент Мать Родина. Комплекс открывался на следующий день после отъезда Раисы и Виктора. На открытие были приглашены гости из разных городов республик и областей, и в первую очередь, конечно же, из Москвы. Гости не простые граждане Советского Союза, а руководящие работники и члены правительства. Поэтому, было негласное распоряжение, по возможности убрать из города всех командированных в Волгоград и прочих приезжих, для обеспечения гостей гостиницами, а так же их безопасности. В течение дня и ночи, предшествующих дню открытия монументального комплекса в Волгограде, в город было завезено и размещено в нем несколько тысяч милиционеров из ближайших к Волгограду городов. Когда уезжали Раиса и Виктор, вокзал Волгограда был практически забит милиционерами, которых увозили в город на автобусах, и даже в кузовах грузовиков. А поезда с милицией всё прибывали и прибывали. У всех уезжающих проверяли документы и билеты на поезда. У кого документы отсутствовали, тех задерживали: до выяснения личности. Ждать отъезда из Волгограда Раисе и Виктору пришлось около трёх часов. Их при оформлении командировочных удостоверений в Управлении тракторного завода предупредили, о возможной задержке выезда из Волгограда.
Раисе и Виктору, накануне отъезда, удалось осмотреть весь комплекс. Пропуск для осмотра выдали Виктору, как старшему инженеру, выполнившему особо важную работу на Волгоградском тракторном заводе. Пропуск по его просьбе был выдан на двух человек.
Комплекс произвёл на Виктора, да на и Раису тоже, незабываемое, неизгладимое впечатление. Огромный монумент Матери Родины. Аллея памяти погибшим при защите города-героя Сталинграда, с её многометровыми барельефами. Большой, мраморный пантеон с большим количеством фамилий погибших при обороне города. Везде играла траурная музыка в прекрасном исполнении, казалось бы, не громкая, но слышимая везде и отовсюду. Погода была исключительная, ясное синее небо, увядающая багрово-жёлтая листва деревьев, полное безветрие, тепло, но не, как летом, а как-то особенно, по-осеннему. Вечерело, надвигалась ночь, включили подсветку, шла последняя репетиция перед показом комплекса приезжающим завтра высоким гостям. Людей осматривающих комплекс было мало - только по пропуском. Комплекс был оцеплен милицией. Создавалось впечатление почти полного отсутствия людей, особенно когда стало смеркаться. Неяркая подсветка и прекрасно подобранная музыка создавали, какое-то торжественно-печальное настроение. Но, в тоже время, вызывали чувство гордости и уважения к людям, отдавшим жизнь в борьбе с тёмными силами нацизма, угрожавшими всему миру Земли. Здесь в центре мемориала, как будто всей кожей тела чувствовалось напряжение людей стоящих здесь, на последнем рубеже. Захват, которого привёл бы к порабощению нацистами государств, всей Земли.
Но хватит о грустном. На Волгоградском тракторном заводе, Виктору рассказали такую байку.
Якобы, перед праздником Первого Мая, группа уже слегка поддавших мужиков, поспорила со слесарем-сантехником. Причём, й инженер понял, что насторожило его. Раиса, а вернее Лариса, была приблизительно на сантиметр ниже Раисы - хотя была на каблуках. То же произошло и при первой встрече с Раисой, но это различие между ними затмилось тогда большим количеством совпадений их обликов, а также - даже - их эмоций.
Вот собственно и всё. Ларисе он рассказал о встрече с Раисой. Она была очень удивлена и даже сначала не поверила этому считая, что таким образом он хочет загладить то, что перепутал - забыл её имя. Но, подумав - согласилась с тем, что это хотя и маловероятно, но всё же, наверное, может быть. Тем более после того, как Виктор дал ей номер телефона Раисы и предложил позвонить и самой поговорить с ней.
Лариса вернулась на электровозостроительный завод и работала в производственном отделе завода. Сначала старшим техником, а потом инженером.

22 октября 2011 года.


Рецензии