4 ноября. День народного единства

День народного единства.

С 2005 г. по указу В. Путина в нашей стране каждое 4 ноября празднуется День народного единства. По слову Патриарха Алексия II, поддержавшего идею праздника, «этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

Конец света.
1598 г. – начало Смутного времени на Руси. Это были страшные годы. Со смертью Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, прервалась династия Рюриковичей. В 1601-1603 гг. разразился великий голод, когда и в летние месяцы случались заморозки. Сократился урожай зерна, и цена на хлеб возросла в шесть раз. В стране из-за голода за это время умерло около трех миллионов человек. Появилось много беглых крестьян и обедневших людей. Не в силах прокормиться честным трудом, они занялись грабежом. К этим людям присоединились и вольные казаки. Число голодных и недовольных росло, и они собирались в целые разбойничьи отряды. Самый большой насчитывал до шестисот человек. Ими руководил атаман Хлопко, сумевший собрать эту дружину из оголодавших и взбунтовавшихся людей. Ими было поднято восстание, охватившее земли близ Москвы. В 1603 г. они двинулись к стольному граду, но были разбиты войском, снаряженнвм  Годуновым. Самого Хлопко был ранен, его схватили и казнили в Москве. В эти же времена распространились и слухи о том, что жив царевич Дмитрий. Он был младшим сыном Ивана Грозного. Погиб в 1591 г. Причины его смерти до сих пор не выяснены. В исторических документах сохранились показания очевидцев: царевич играл в «тычку» (заостренный кусок железа нужно бросить так, чтобы он воткнулся в колечко, лежащее на земле), во время броска у него случился припадок эпилепсии, и он случайно ударил себя острием в горло. Но фактически это невозможно, поскольку во время такого припадка человек не способен что-то держать в руках; однако он мог упасть на «тычку» и пораниться, но Мария Нагая (мама Дмитрия) утверждала, что царевич был убит по указанию из Москвы, в интересах вступившего на престол Бориса Годунова. Вскоре распространились слухи, что царевич жив. Так объявился самозванец – Лжедмитрий I. В 1604 г. он принял католичество, и польский король Сигизмунд решил помочь ему завоевать русский трон, а самозванец обещал за это подарить Польше Северские земли (северо-восток современной Украины) и Смоленск. Еще он решил жениться на дочери воеводы Мнишека для укрепления союза с Поляками, но тогда он должен быль подарить невесте Новгород и Псков. Мнишек собрал войско, с которым Лжедмитрий завоевал несколько русских городов и направился к Москве. Но войско, снаряженное Годуновым, разгромило неприятеля, однако Лжедмитрий I остался жив. 20 июня 1605 г. он все же ворвался в Москву, к тому времени уже как два месяца скончался Годунов. Московские бояре признали его правителем, рассчитывая получить за это награду. В столице нашлись и противники самозванца – в ночь на 17 мая 1606 г. они подняли восстание, и Лжедмитрий I был убит. И вновь распространились слухи, что царевич жив, что был убит какой-то другой человек вместо него.

В появлении Лжедмитрия II были заинтересованы поляки и бояре, уже изменившие Москве. Новый самозванец со своими отрядами покоряет многие русские земли, и поляки вновь берутся за разбой. В ответ на погромы летом 1610 г. была организована семибоярщина – союз семи бояр, выступивших против Лжедмитрия II, но предложивших возвести на трон польского королевича Владислава, который в ответ должен был отказаться от некоторых полномочий правителя в пользу боярской думы и Земского собора, а также сохранить неприкосновенной Православную веру. Но его отец Сигизмунд сам жаждал обращения русских в католичество, поэтому и отказал боярам, да и принятие православия королевичем означало ослабление Польши, обращенной к католическому западу. Для многих становилось очевидным – в результате всех этих событий русское государство оказалось в шаге от гибели. Было необходимо единение народа для того, чтобы прекратить Смуту и изгнать поляков из России.

Прозрение.
Еще до Минина и Пожарского была сделана попытка выбить поляков из Москвы. Во главе первого народного ополчения встал Прокопий Ляпунов. Он был из старинного дворянского рода Рязани. Ляпуновы представляли интересы земляков в Москве, поэтому были уважаемы рязанцами. Прокопий поверил в спасение царевича, потому поддержал Лжедмитрия I. Уже после смерти самозванца он убедился в ложности слухов, а позднее смог защитить родную Рязань от нападения войск Лжедмитрия II. После попыток возвести на престол Владислава, разорений земель Лжедмитрием II Ляпунов осознал весь ужас, воцарившийся на Руси. Он разослал по городам грамоты, призывая людей собраться и вместе выбить поляков из Москвы, а затем всем вместе «учинить совет, кому быть на Московском государстве государем». В грамотах говорилось и о патриархе Гермогене, который «душу свою за веру полагает». Еще до призывов Ляпунова Гермоген собрал в церкви народ. Напуганные поляки окружили ее, но все ж на проповедь к патриарху смогли проникнуть москвичи. Он призывал их стоять за Москву и Православие.

По всей стране собирались люди в ополчение – призывы патриарха и Ляпунова были услышаны. В марте 1611 г. Ляпунов уже шел с ополчением к Москве, соединяясь на пути с отрядами из разных городов. Ополчение подошло к Москве на Страстной неделе. В столице вдруг появилось много извозчиков – это для того, чтобы стеснить врага, не дать ему простора действий. Напуганные поляки стали саблями рубить извозчиков, а это уже всколыхнуло всю Москву. Враг поджог город и укрылся в Кремле и Китай-городе. Изменники-бояре и поляки обступили Патриарха и стали требовать написать Прокопию, чтобы тот увел свои полки от Москвы. Слово Гермогена для многих людей было весомым. Но в ответ Патриарх благословил войска ополчения, за что был заперт в Чудов монастырь, где многое претерпел от врагов Руси.

Поляки были в панике, но первое ополчение не смогло одержать победы – оно не было единым, ведь его возглавляли еще двое – Трубецкой и Заруцкий, хотя основная власть была все же у выходца из Рязани. Каждый из них обещал своим служилым людям в вознаграждение земные поместья, часто – одни и те же земли обещались разным приближенным, поэтому возникла междоусобица. К тому же Ляпунов вооружил против себя казаков – за их нежелание подчиняться он казнил их, а однажды по его указу утопили 28 человек. Об этом узнал Госневский, назначенный поляками наместником Москвы. В стан ополченцев вместе с пленным он отправил письмо с подделанной подписью Ляпунова, от имени которого казаки назывались разорителями Москвы и предателями. Казаки, прочитав подложное письмо, поверили. Уже озлобленные расправами Прокопия, они набросились на него с саблями. Но один из них, бывший врагом Ляпунова, понял, что письмо – обман. Этим казаком был Иван Ржевский. Он стал защищать рязанца, но казаки в ярости зарубили обоих – и Ляпунова, и Ржевского. Останки их тел погребли у церкви на Воронцовом поле, а позднее перенесли в Троице-Сергиеву лавру.


Спасение.
Будучи в заточении, Гермоген благословил русский народ на ратный подвиг, призывая всех «души свои положить за дом Пречистой и за веру». Патриарх более девяти месяцев был под арестом, а 17 февраля 1612 г. мученически скончался от голода и жажды. Весть о его кончине только сильнее сплотило новое ополчение, теперь возглавляемое Мининым и Пожарским. Ополчение начало собираться в Нижнем Новгороде, бывшем одним из влиятельных по политическому и экономическому значению среди русских городов. Стоящий на торговых путях, он привлекал многих купцов, а во времена Смуты – и многих разбойников. Город пережил и нападение войск Лжедмитрия II, но нижегородцы, имея численное меньшинство войск, сумели отбить осаду внезапной вылазкой и атакой. В столь тяжелые времена Кузьма Минин на городских сходках стал призывать людей объединиться и отдать все ради победы. Сам он имел большую мясную лавку на базаре, а осенью 1611 г. избран земским старостой, т. е. главой городских собраний, управлявших городом. Козьма Минин несколько раз выступал с воззваниями о единении, пока, наконец, все горожане не поддержали его.  По совету Козьмы выбрали воеводой Дмитрия Пожарского, родом восходившего к князю Всеволоду, сыну Юрия Долгорукого. Пожарский участвовал и в ополчении Ляпунова, был тяжело ранен и вывезен соратниками в Троице-Сергиев монастырь, претерпевший от войск Лжедмитрия I 16-месячную осаду. Пожарский согласился возглавить ополчение, но с условием, что хозяйственными делами войск будет управлять Минин.

Из Нижнего по всем землям стали рассылать грамоты с призывом к единению и сбору средств для ополчения. В нижегородском гарнизоне было менее восьмисот человек, но это число увеличивалось – приходили новые люди. Второе ополчение было организовано лучше первого – не было распрей, велось правильное распределение средств, наладили тесную связь со многими городами. Но Минину и Пожарскому чинили препятствия интервенты и бояре, мечтавшие о власти, а еще – Заруцкий и Трубецкой, воеводы первого ополчения. Но все же второе ополчение было организовано и двинулось на Москву. На этом пути Пожарский, на время оставив войско, ездил в Спасский суздальский монастырь ради молитвы перед боем, а еще до этого он получил просфору и благословление от Иринарха Ростовского со словами: «Увидите славу Божию». К Москве подошли с Казанской иконой Богородицы. К столице еще в 1611 г. с этой иконой прибыл протопоп из Казани, но казаки из первого ополчения встретили ее холодно, равнодушно. С ее появлением связана и деятельность Гермогена – после обретения в Казани он переносил ее в местный собор. Протопоп же возвращаясь из Москвы, встретился с войском Пожарского. Люди пожелали взять икону с собой.

В апреле 1612 г. ополчение остановилось в Ярославле и провело здесь четыре месяца. В городе был создан «Совет всея земли», взявший на себя роль столицы государства – совет издавал указы, чеканил свои деньги, примирял русские города и фактически управлял многими землями. Совет возглавили Минин, Пожарский и представители знатных родов.

Ополчение  стало сильнее, уже проникло в Москву, но к полякам отправилась подмога: 21 августа 1612 г. через Москва-реку переправился гетман Ходкевич с войском. Он вез провиант. Пожарский со своим отрядом встал у них на пути, на помощь пришли и люди из войска Трубецкого, вставшего на другом берегу реки. Завязалась битва. Вышли и вооруженные поляки из Кремля. Но эта вылазка была отбита, к тому же по вышедшим полякам стали стрелять из разрушенных домов и церквей Земляного города сами москвичи. 24 августа произошло страшное сражение, длившееся 14 часов, в бою Минин с немногими всадниками разбил передовые отряды Ходкевича, покинувшего с войском Москву следующим утром. Теперь ополчение окружило Кремль и Китай-город, где засели поляки и бояре-изменники. Осажденные терпели голод, и Пожарский предложил им сдаться. Последовал отказ. 4 ноября (н. ст.) 1612 г. штурмом взяли Китай-город – голодные поляки не могли яро обороняться, ушли в Кремль. По словам историка Н. Костомарова, первое, что увидели в Китай-городе русские – это чаны, полные человеческого мяса. Голод окончательно превратил врага – в зверя. Вскоре с большим торжеством внесли икону Казанской Божьей Матери и дали обещание построить в честь Ее церковь, сейчас она находится в Москве – напротив Никольских ворот. 8 ноября поляки сдались и покинули Кремль, а 9-го был торжественный вход войск Пожарского, и у Лобного места совершен молебен в честь победы.

Весной 1613 г. избран на трон Михаил Романов, нареченный царствовать Земским собором еще зимой. Конец зимы он и его мать, инокиня Марфа, провели в селе Дёмино. Об этом узнали в польско-литовском отряде отступавших войск и попытались захватить царя – они искали дороги к этому селу. Но известный подвиг Сусанина сохранил жизнь Романовым. В 1649 г. царем Алексеем Михайловичем (сыном Михаила) был издан указ – праздновать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 4 ноября – в день рождения его первенца Дмитрия.
Так день 4 ноября стал Дннм воинской славы России, символом единения всех народов страны и заступничества Богородицы за наше государство.


Рецензии