Грант матевосян почему пошлость завладела нашей ст
У Белинского есть фраза: «Пушкин есть отклик Петру I через сто лет.» Эти слова я приводил в отношении Ованеса Туманяна, который в прошлом своем не имел Петра I и потому не мог перекликаться с ним, но сам сотворил своего Петра из армянского языка, убогой и нищей действительности, из будущего Армении и как с реальным царем установил с ним взаимодействие. «В последний раз я видел чисто выметенный Ереван под ногами Лигачева», - писал я в одной из статей. Сможем ли мы чувствовать ответственность, как Пушкин перед Петром, как Туманян перед сотворенным им Петром, как перед папой римским? Ответ пока не внушает надежды, и продолжается победное шествие провинциализма, но куда?..
Прежний режим создавал и личностей, и дело. Потеря критерия была очевидна, и это ясно виделось и чувствовалось всеми в те далекие добрые времена. Но тогда понятие «массовая культура» таило в себе известное очарование, и мы думали: «А что плохого в том, чтобы пел, плясал, ценил, судил весь народ?» Выступать против этого казалось антинародным и, следовательно, нашествие было неотвратимым. Владимир Маканин даже закончил одну из своих повестей так: во всем виноват телевизор. Но это преодолимо. Процесс напоминает наплыв христианской веры на весь континент, однако постепенно благодаря чувству достоинства наций и времен всплыли островки различных стран, различных вероисповеданий и в конечном итоге – культур. И сегодня народы и страны, языки и времена тоже проникнуты ответственностью перед будущим, озабочены тем, чтобы не оставить после себя пустыни. И это обнадеживает. Культура – это свойство человека, нации. Хотя Борис Пастернак предлагал заменить «культуру» словом «работа». Ренессанс, Древняя Греция – это хорошая работа, говорил он, а творящий человек – это плодотворно работающий человек. Я с гордостью думаю о том, что Российская империя завоевала Кавказ с целью ассимиляции и создала здесь нового Пушкина – Туманяна. Человек даже в далеком селе Каракерт создает бога и молится ему, чтобы соотнестись с остальным миром.
Но куда девалось рыцарское благородство наших полуграмотных дедов, почему пошлость завладела нашей страной? Человек на своей земле, в своей стране, в своем доме не бывает пошлым, если является их хозяином, ибо пошлость тогда приравнивается к богохульству. Даже цыганский табор вряд ли пошл внутри себя, это было бы самоуничтожением. Однако на чужой земле это и пошло, и невыносимо. Мы пока не стали хозяевами на своей земле, мы пока не в своей стране, она не стала для нас родиной, чтобы чувствовать ответственность за нее. Тот, кто ворует, считает, что его может остановить лишь кто-то издалека. И когда этот человек при слове «столица» представит себе Ереван, при слове «солдат» - себя, при слове «царь» - не царей из сказок, а себя, то сумеет остановить паломничество к чужим цивилизациям, чужим идолам, увидит их в Араратской долине и перестанет быть пошлым и провинциальным. Когда арабские завоеватели истребили армянских князей и тем обезглавили страну, то армянский пахарь вынужден был признать себя и хозяином, и работником на этой земле, взвалив на себя эту нелегкую ответственность. Именно в земле таится это достоинство, благородство, рыцарство.
Что видел Мартирос Сарьян в 20-е годы в Армении? Завшивевших беженцев, глинобитную, нищую, голодную страну. То же и Чаренц. Но какую родину создали и подняли они из этой страны, влюбив нас в нее? Сегодняшняя Армения все же позволяет видеть красоту перспективы. Наше положение неважное. Но все же лучше, чем во времена Сарьяна и Чаренца. Значит, мы можем представить завтрашнему дню сегодняшнюю Армению тоже в лучшем свете. Это вопрос точки зрения, веры, наконец...
2001г.
Свидетельство о публикации №214103100240