Гоптаначка

У детей была чудачка
Под именем - Гоптаначка.
Не девчушка, не старушка,
Не зверюшка, не хлопушка,
Просто – детская игрушка.

   Слово - «гоптаначка» я впервые услышал от дяди Тараса, брата моего отца.  В январе или феврале 1929 года мы всей семьёй ездили в гости к дяде Тарасу, .  Жил он в соседней деревне, в четырёх километрах от нас.  Мне   тогда уже было полных четыре года, хотя многое и забылось с той детской поры, а эта поездка в памяти сохранилась.  Конечно, не во всех её подробностях, а только так, небольшие отрывки.

   Помню, как  мы со старшим братом залезали в новые сани, которые летом смастерил отец.  Помню нашу любимую красавицу - вороную лошадку «Чирву», которая нас везла по снежной дороге, это было ещё до коллективизации.  Такое имя дал лошадке наш отец, у неё на лбу было белое пятно, похожее на знак карточной масти.  А через год нашу лошадку забрали в колхоз.  Помню, как нам с братом было весело в той поездке.

   Так вот, когда мы у дяди Тараса с его многочисленной детской командой тогда садились обедать, дядя Тарас сказал:
   - Сегодня у нас на обед - гоптаначка.
   Услышав впервые такое название еды, мы с братом переглянулись и стали ожидать, что же это такое.  Оказалось, что это было обыкновенное картофельное пюре с мясом, какое и наша мама часто готовила и какое мы с братом всегда с охотой уплетали.  Правда, как не будешь уплетать, когда перед этим хорошо набегаешься.

   Не знаю, откуда дядя Тарас взял это слово – «гоптаначка», сам придумал или от кого слышал.  Или что-то похожее было в лексиконе его жены – немки, которая нарожала ему дюжину детей.  Где мой дядя нашёл себе жену с немецкого племени, я тоже не знаю.  Правда, разве дети тогда думали о том, кто какой национальности, да и говорила эта наша тётя так же, как и все наши деревенские женщины.

   А причём здесь – детская игрушка?  А вот при чём.  Самый старший сын дяди Тараса, которому тогда было 14 лет, его в семье уже все называли как взрослого, – Дмитрий, делал игрушки для своих младших братишек и сестрёнок.  В то время крестьянские дети даже не знали, что игрушки покупают в магазинах.  Дмитрий был хорошим мастером в этом деле, он же сам и придумывал имя каждой своей игрушке.  Мы с братом тогда долго любовались его игрушками, а несколько из них нам подарили, и мы их увезли домой.

   Так вот, одна игрушка, которую наш кузен сделал несколько дней назад для своей двухлетней сестры Веры, и называлась – «Гоптаначка».  Это была кукла, которую игрушечный мастер сделал с мягкой древесины липы. Он так умело придал этой игрушке форму обыкновенной продолговатой картофелины, что, как нам рассказал сам Дмитрий, когда отец увидел её, со смехом сказал:
   - Ну и смастерил, хоть гоптаначку с неё вари.

   Как потом все узнали, наш кузен с самого начала делал эту игрушку под имя – «Гоптаначка».  Мы с братом долго рассматривали ту интересную куклу, которую маленькая Вера не выпускала со своих рук, не разрешала нам с братом и дотронуться до неё.

   Чем старше я становлюсь, тем чаще вспоминаю своё детство.  Вспомнишь  что-то такое маленькое, такое обыкновенное, а оно тебе так дорого, потому что это твоё, это было в твоём детстве.  И об этом так приятно вспоминать, хотя и немного грустновато, конечно.  Вот и та наша поездка к моему дяде Тарасу всей нашей семьёй, из которой я один ещё могу о ней вспомнить и немного погрустить осенним вечером.

   P. S.  Этот маленький, возможно, не весьма удачный рассказ я написал вчера вечером.  А в эту ночь мне приснилось такое удивительное, что я не удержался от соблазна дополнить им этот свой маленький рассказ.  Мне приснилось, что я – молодой и талантливый художник.  Что я нарисовал красивую куклу по имени – «Гоптаначка», похожую, как две капли воды, на картофельный клубень.  Что на фабрике детских игрушек уже вышло несколько партий этих моих «Гоптаначек», которые поют песню - рекламу о полезных свойствах этого продукта, и в магазинах к этим "моим" "Гоптаначкам" выстраиваются очереди.
 
   И ничего я вчера вечером не ел и не пил такого подозрительного, что могло бы спровоцировать подобное сновидение, хотя я и живу не по принципу: "Ужин отдай врагу", а вот надо же такому сну было посетить меня.  Видимо, это от того, что в последнее время, сам не знаю, за какой надобностью, я много смотрел передач о наших бизнесменах.  Больше не буду.

    31.10.2014


Рецензии
Уважаемый Василий! До чего же хорошо Вы вспомнили своё дестсво, теперь и я знаю о Гоптаначке. В конце рассказа, не смотря на глубокую ночь, громко смеялась, читая про Ваш сон.
Сон Ваш приснился не зря: Вы настолько детально вспомнили ту поездку и куколку , которую смастерил Дмитрий, что ночью подсознание напомнило о Гоптаначке ещё раз...

Сердечно желаю Вам благополучия и гармонии в душе,
с благодарностью,

Любовь Архипова   01.11.2014 01:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Люба, за весёлый отзыв о моей "Гоптаначке"! От ваших слов и мне стало веселее в этот мрачный осенний день! Рад, что мне удалось вызвать у Вас смех среди ночи.
Желаю Вам успехов во всех делах и помыслах!

Василий Чечель   01.11.2014 09:58   Заявить о нарушении