Детские Шахматные Комментарии

Искусство преподавания шахмат детям – это совершенно особый раздел педагогики. Вспоминаю таких мастеров детской педагогики, как учитель бального танца Станислав Ефимович Лосихин (Урай) или преподаватель игры на струнных инструментах Ищенко (Качканар). И тот и другой используют в преподавании тот же самый приём, который использовал при преподавании детям шахмат автор этих заметок. А именно – микродеятельностный подход. На захват и удержание внимания шести-семилетнего малыша вам отводится максимум полторы – две минуты. М.П. Щетинин написал целую книгу о девятистах педагогических секундах. Ш.Амонашвили также всегда обращает самое пристальное внимание на каждую микродеталь при разработке сценария взаимодействия с учеником. Но девятисот секунд у нас точно нет. Малыши такого гигантского времени нам не выделят. Тридцать секунд – ЗАХВАТ внимания и полторы минуты – УДЕРЖАНИЕ. Это всё, чем мы располагаем. Далее ребенок начинает активничать сам. Вот за эти миллисекунды и необходимо выдать ему инструкцию, которая организует его собственные активности так, что он сможет успешно реализовать микродеятельность.
Ищенко показывал детям ТРИ АККОРДА и они УЖЕ В СЛЕДУЮЩУЮ МИНУТУ играли и пели самостоятельно. И успешно! Поэтому аккорды брались – двухпальцевые, а песни подбирались трёхструнные. Пять минут – и весёлая компания уже вовсю играет и поёт. И получает от этого удовольствие.
С.Лосихин за тридцать секунд разучивал два па и затем дети уже успешно ТАНЦЕВАЛИ первый небольшой танец!

Мне удалось разбить материал на несколько тысяч микроигр (вот почему гениальный Капабланка говорил о том, что начинать надо с эндшпиля – каждая задача – микроигра!).
Двадцать – тридцать секунд – ДЕМОНСТРАЦИЯ с повторением ЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМУЛЫ ЗАНЯТИЯ и затем – игра с партнёром!
Но сегодня я обращу ваше внимание только на один аспект педагогического сопровождения – шахматного комментария для детей.
Обычно тренеры этот арсенал вырабатывают десятилетиями.
У каждого это свой собственный наработанный словарь образов и оборотов речи. Главное его качество – пародоксальность и яркость образов. Если вы только начинаете учить своего малыша, можете использовать мои заготовки.
Итак: дети играют, и вам приходится вмешиваться: подсказывать, наводить на мысль, повторять, акцентировать внимание… Вот как это делаю я.

ПЕШКА-КОНЬ-СЛОН-РОКИРОВКА! ПЕШКА-КОНЬ-СЛОН-ФЕРЗЬ! (логическая формула !!!)
А ГДЕ У НАС ТЁТЯ СЛОН?
ТЁТЯ ФЕРЗЬ! – ПРЯЧЬСЯ!!
ДЯДЯ ЛАДЬЯ СМОТРИТ НА ТЕБЯ И ДУМАЕТ…
ТЁТЯ КОНЬ!!!
ДЕДУШКА КОРОЛЬ РЕШИЛ ЖЕНИТЬСЯ! ЗНАЧИТ… РОКИРОВКА!
РОКИРОВКА – ЭТО СВАДЬБА КОРОЛЯ!
ПЕШКА  - НОЖКУ ВПЕРЁД!!
ПРИЛЕТИТ КРЫЛАТЫЙ СЛОН!
СМОТРИ КАКАЯ ЛАДЬЯ ПУХЛЕНЬКАЯ! ОНА УЖЕ ОБЪЕЛАСЬ!
ПЕШКА ЗА КОНЯ, КОНЬ ЗА СЛОНА, СЛОН ЗА ЛАДЬЮ ВЫТЯНУЛИ КОРОЛЯ!
СЕЙЧАС ВЕСЕЛЫЙ ДОБРЫЙ ФЕРЗЬ БУДЕТ КАТАТЬСЯ ВЕРХОМ НА ТВОЁМ ХУДЕНЬКОМ КОНЬКЕ-ГОРБУНКЕ
А ЧТО ЭТО У НАС ТЁТЯ ЛАДЬЯ ЗАГРУСТИЛА?

Полагаю для начала  выработки собственного словаря комментариев достаточно.
Главное Вы уже поняли.
Оживляйте фигуры, наделяйте их характеристиками сказочных персонажей.
И тогда вы и ваши дети получите массу положительных эмоций на фоне которых теоретический и практический материал усваивается во много раз глубже и эффективней.


Рецензии