Отрывали пуговицы с гимнастерок

14 октября исполнилось 50 лет с момента начала Карибского кризиса – тяжелейшего противостояния между США и СССР, которое едва не привело к ядерной войне. Накануне этого события в Калининградской области, на полигоне Павенково, для кубинских офицеров провели тактические учения, которыми руководил Владимир Алексеевич Жилкин. Полковник в отставке, заместитель председателя Ярославского городского совета ветеранов вспоминает:
- В 1962 году я служил начальником штаба дивизиона в артиллерийском полку 1-й Московской Пролетарской дивизии, дислоцировавшейся в Калининграде. Однажды в конце сентября наш дивизион подняли по тревоге и отправили в Калининградский учебный центр, расположенный в Повенково. Там нам предстояло провести показательные тактические учения с артиллерийской стрельбой для кубинских офицеров, которые обучались на курсах при наших военных академиях и готовились к выпуску. Кроме нашего дивизиона в учениях участвовали мотострелковые и другие подразделения дивизии.
В назначенный день, около 9 часов утра, на наблюдательный пункт дивизиона прибыла группа кубинских офицеров-артиллеристов, одетых в советскую военную форму, но только без знаков отличия на погонах. Их интересовало буквально все: действия командира, начальника разведки, дальномерщиков, связистов, какие команды подаются на огневые позиции, через какое время после их передачи открывается огонь. От их любопытных взглядов не ушла не замеченной ни одна даже самая малейшая деталь. Офицеры добросовестно выполняли наказ Фиделя Кастро при отправке в Советский Союз – обучиться военному искусству.
В ходе учений снаряды попадали точно в цели, что вызывало восхищение кубинцев. А в заключение им предложили самим открыть огонь по выбранным целям. Бойцы с острова Свободы показали отличную точность стрельбы. После каждого разрыва снаряда кубинцы радовались как дети, обнимали наших солдат, поднимали большие пальцы рук вверх, восклицая по - кубински «Вот здорово!». По окончании стрельбы их направили на огневые позиции, где они досконально осмотрели инженерное оборудование.
Кубинцам хотелось что-нибудь взять с собой в память об этих учениях. Но, к сожалению, у нас не было никаких сувениров. Так они снимали звездочки с солдатских пилоток и даже отрывали пуговицы с гимнастерок.
На следующий день, по возвращению с полигона, в клубе полка состоялась встреча наших военных с кубинцами, на которой звучали заверения о нерушимой дружбе между Советским Союзом и островом Свободы.
В то трудное время нам посчастливилось внести свой не большой вклад в дело подготовки артиллеристов молодой Кубинской армии. И я буду счастлив, если кто-нибудь из них вспомнит, как тревожной осенью 1962 года они совершенствовали свое мастерство, перенимая советский опыт, восхищаясь точным огнем наших артиллеристов, как радовались, получая в качестве сувениров звездочки с солдатских пилоток.
   


Рецензии