Психология и умственная отсталость

            Для психологии эта тема наиболее актуальна и наиболее глобальна по сравнению с другими темами, хотя на первый взгляд это может казаться и не так. Но обоснуем позицию.
            Если говорить просто, без нагромождений технической терминологии и излишних технических подробностей, за которыми можно скрыть или потерять основную истину, то умственная отсталость — это пониженная способность к связыванию образов для получения образов следующего порядка сложности. Так в социальном диапазоне человеческого сознания можно обнаружить четыре типа связи: ассоциативные, мотивационные, смысловые и ценностные. Нарушение в любом из этих типов связи вызывает соответствующие нарушения умственной деятельности. Это первый тезис. Второй тезис — это фундаментальное построение сознания, т.е. если дефект заложен уже в ассоциативном принципе, то всё здание умственных возможностей идёт с перекосом, крупными недоделками и с компенсирующими механизмами. Нарушение в мотивационной сфере уже менее фатально, так как нарушено аргументированное логическое действие ума, но может великолепно действовать свободное ассоциирование. Проблемы же со смысловым типом связи в сознании ведёт к нарушению сопряжения умственных моделей. В норме человеческое сознание способно вести параллельно несколько умственных моделей и попутно сопрягать их между собой. Технически в этом и заключается суть смысла. Так что получается: умственная отсталость может быть очень различной по своей сути, и её могут даже порой не распознать за множеством наработанных социальных и наукообразных шаблонов. Ну а ценностная умственная недостаточность вообще таковой не считается в социуме, поскольку привычное хождение по головам зачастую уже считается нормальным (человек просто делает карьеру); а бросить всё и уйти в неожиданную, но вожделенную деятельность кажется более, чем странным для современного социально адаптированного человека.
            Наибольший интерес для нас сейчас представляет смысловая умственная недостаточность, как одна из разновидностей олигофрении. Эти люди прекрасно могут связывать между собой представления и понятия, опираясь на достаточное ассоциирование; они могут даже выстраивать аргумент за аргументом, создавая мотивацию и формируя на ней свою деятельность; на основе мотивационно-деятельностной работы их ума у них приемлемо функционирует логика; но при недоразвитом смысловом мышлении у них нет сложного умственного моделирования, нет способности к осознанию роли, способности сопрягать, диалектически рассуждать, а также видеть простые и прямые ходы без инструкций, канонов и писаний. Такие люди не могут на себя взять серьёзную ответственность, и им приходится маскироваться на тех видах социального труда, где они могут скрыть свой дефект. Одной из таких приемлемых для них областей является область психологии, в которой практической нормой является игнорирование рациональных идей и сведение всего к ассоциативным комплексам в уме человека. Область психологии для них и является наиболее привлекательной, так как психология не содержит никаких сколько-нибудь рациональных идей, спокойно оперирует словами, за которыми нормально развитый человек подразумевает очень сложный смысл,они же оперируют ими как элементарными понятиями (личность, характер, мышление…), что тоже является одним из симптомов олигофрении. Принцип "волшебного слова", когда произнесение термина для человека тождественно выполненному действию или постижению механизма. Надо заметить, что так называемая теория психологии всегда является беспорядочным набором отвлечённых мнений со множеством ссылок и по содержанию даже не соответствует названиям книг и статей, в которых две трети объёма обычно заняты историей вопроса, а чёткого вывода так и нет. Произведения Алексея Николаевича Леонтьева являются ярчайшим примером литературы, написанной олигофреном.Найти там малейший отблеск хоть какой-нибудь идеи не представляется возможным: ни темы, ни структуры, ни выводов. Одни только наукообразные выражения, надо отдать должное, построенные гипнотическим способом, что, видимо, и вызывает иллюзию полноты и интереса. Но это всего лишь иллюзия, потому что, если задаться целью найти рациональное зерно, хотя бы завязку идеи, то поиски будут утомительными и безуспешными. Аналогичными свойствами глубоко завуалированной смысловой олигофрении обладают и произведения Бориса Герасимовича Ананьева, а также Льва Семёновича Выгоцкого. Да и практически вся эта, так называемая, литература по "теории" психологии выдаёт на поверку симптомы смысловой олигофрении, при которой не наблюдается простого тематического сопряжения и сквозной цели. Да и выводов тоже нет.
            Таким образом, для психологии эта тема, тема олигофрении (особенно смысловой), наиболее актуальна и наиболее глобальна, потому что практически целиком контингент этой области состоит из таких людей. Умственная отсталость — это даже не столь предмет психологии, сколь её проблема, внутренняя проблема. Ну и, конечно же, проблема общества с ней, с психологией, которая обещает произвести отладку общественных механизмов, но не осуществляет этого, не выдаёт своего общественного продукта, а только разговаривает, причём весьма убедительно. Кстати, высокая степень убедительности - это тоже один из характерных признаков олигофрении, особенно в сочетании со словоохотливостью. Олигофрен подобного рода никогда не сомневается в том, что говорит, а говорит он хорошо отработанными наукообразными фразами.
            Для справедливости надо отметить, что умственная отсталость на основе недоразвития смысловых связей может давать даже некоторое социальное преимущество (как это ни парадоксально), поскольку обладает двумя качествами: убедительностью и экстракомбинаторностью. Первое качество объясняется тем, что имеется умение подбирать аргументы, но заторможен механизм их проверки, а отсюда берётся самоуверенность, столь важная для убедительности. Экстракомбинаторность же определяется компенсаторикой: ведь, если не работает механизм некоторого уровня, то усиленно трудится и переразвивается механизм предшествующий по уровню и функциям. Для смысловых олигофренов надежда возлагается на мотивационный механизм, как предшествующий смысловому. Т.е. деятельность, речь и даже статьи подобных людей могут быть весьма убедительными, но понятно, что в глобальном смысле они не могут принести пользы обществу, и, более того —  они несут за собой неминуемую опасность, так как декларируют, создают общественный заказ и общественную надежду, а затем уводят все доверенные им проблемы в латентную форму. Из этого следует, что все доверенные им общественные структуры непреднамеренно ввергаются ими в хаос, поскольку они, как специалисты, не обладают единым комплексным и вообще сколько-нибудь целостным и универсальным мышлением, способным им предоставить пластичность в оценке действительности. Это заставляет их применять одни и те же приёмы к несовместимым на деле конструкциям.

PS   Все технические рассуждения о связях и образах, приведённые здесь, взяты отнюдь не из психологии. В психологии полностью отсутствует какая-либо возможность инженерного рассуждения в виду отсутствия хоть сколько-нибудь строгих понятий.


Рецензии
Автор не дал решение вопроса. Тогда его дам я.

Работать можно с двумя вещами:
1) С тем, что измеримо
2) С тем что наблюдаемо - как говориться, "не посмотришь - не узнаешь"

Теперь посмотрим, какой из этих способов можно применить к психике и сознанию:
1) Как измерить психику и сознание? Никак. Значит первый вариант отпадает.
2) Можно ли наблюдать психику? ДА.

В чем главная причина того, что невозможно наблюдать реальное состояние психики человека? В скрытности, мимикрии, в сокрытии глубинных структур психики от внешнего взгляда за маской традиционного поведения. Значит нужно активировать истинные, настоящие структуры психики - глубинные структуры, т.е. подсознание.

И для проявления психики и ее наблюдения уже давным давно изобретено такое средство - это ЛСД.
Наглядное описание этих наблюдений (при двух вариантах - маленькая доза и большая доза):
http://bookap.info/psyanaliz/grof_lsd_psihoterapiya/gl26.shtm

Цитата из ссылки:
"Индивидуальные характеристики, которые усиливаются при низкой дозировке, представляют собой наиболее поверхностный, но очень важный на практике аспект личности. В повседневной жизни эти элементы настолько неочевидны, что их практически невозможно заметить и опознать, или субъекты успешно противодействуют им или скрывают их при помощи различных стратегий поведения. ЛСД усиливает эти едва заметные черты до такой степени, что они начинают бросаться в глаза. Под усиливающим действием препарата они могут стать настолько очевидными, что не смогут избежать внимания и терапевта, и субъекта. Широкий спектр явлений, относящихся к этой группе, может быть разделен на несколько типичных категорий.

...Ко второй категории относятся проблемы, связанные с самовосприятием и самооценкой. Наиболее часто встречающиеся явление этого типа – мучительное ощущение собственной ничтожности в разных областях жизни. Также пациенты часто выражают недовольство, сожаление или даже отчаяние по поводу своего физического облика. Они жалуются, что они некрасивы, уродливы или обладают отталкивающее внешностью, указывают на выдуманные или незначительные физические дефекты, а также преувеличивают значение некоторых существующих в действительности недостатков. Эта озабоченность, связанная с самооценкой, часто относится и к интеллектуальным способностям. Субъекты называют себя глупыми, тупыми, нетворческими, неспособными, примитивными и необразованными, часто очевидно противореча своим реальным качествам и социальным достижениям. Для невротиков очень типично принижать свои собственные способности по сравнению со способностями значимых для них людей, например, родителей, братьев или сестер, коллег и со-пациентов.

....Реже можно увидеть активизацию тенденций самовозвеличивания, таких как неестественная напыщенность и хвастовство, снисходительность и покровительственное отношение, преувеличенные демонстрации силы, снисходительность к язвительным замечаниям и критическим комментариям, или склонность к цинизму и насмешке. Раздутость и карикатурность такого поведения позволяет с легкостью узнать в нем компенсаторные маневры, прикрывающие глубокое чувство собственной неполноценности, в основе которых достаточно часто лежат важные проблемы субъекта.

....К третьей категории явлений, связанных с личностными характеристиками, относится усиление типичных моделей социальной активности субъекта. Некоторые индивидуумы демонстрируют ярко выраженное увеличение способности к общению, сопровождающееся постоянным поиском контакта с людьми, безостановочной болтовней, стремлением паясничать, шутить и развлекать окружающих. Иногда наблюдается огромное желание получить внимание окружающих, и тогда пренебрежение, воображаемое или реальное, воспринимается очень болезненно. В дело идут различные стратегии, направленные на привлечение внимания, обычно те же самые, что и в обычной жизни. Они варьируются от шумных, театрализованных представлений до эмоционального поведения и поиска нежного физического контакта."
(из книги С.Гроф "ЛСД психотерапия")

Короче, как сказал Станислав Гроф: "ЛСД - это царская дорога в подсознание".

Александр Вышний   19.05.2019 23:40     Заявить о нарушении