Фрак Собинова
На протяжении многих лет Валентин Лепешкин собирал все, что связано с именем артиста, встречался с его родственниками, поддерживал с ними связь, составлял родовое дерево семьи Собиновых. В его коллекции насчитывается свыше тысячи предметов – фотографии, открытки, негативы, в том числе на стекле, документы, театральные программки, грампластинки, книги. Незадолго до смерти Валентин Лепешкин передал коллекцию в дар дому-музею Л.В.Собинова.
На стенах – множество открыток и на каждой – Собинов: красивый, утонченный, элегантно одетый, источающий какое-то неизъяснимое обаяние. Весь его облик, манера пения, легкий чарующий голос сделали его любимцем публики. Везде он был триумфатором.
Известный историк моды Александр Васильев написал книгу о русских артистах, которые являлись в начале прошлого века воплощением элегантности. Так вот, на обложку книги он поместил портрет Собинова.
На выставке можно увидеть великолепный, безупречно сшитый и хорошо сохранившийся фрак "Орфея русской сцены", в котором он выступал в последние годы жизни. И этот наряд – не единственный в коллекции музея. Кроме личных вещей артиста Ярославль обладает большим набором костюмов оперных героев Собинова. Свой сценический облик он создавал сам, тщательно продумывая каждую деталь. Подбирал все аксессуары, вплоть до галстуков и пуговиц. И даже – косметику для театрального грима. Особенно любил французский парфюм, сам ездил за ним в Париж.
В доме-музее хранится множество баночек, коробочек и флаконов с косметикой, которой пользовался Леонид Витальевич. Удивительно, остатки пудры и духов до сих пор источают тонкий аромат.
Для театральных костюмов Собинов подбирал материю в лавочках, антикварных магазинах. Бывая за границей, и там обязательно смотрел ткани. Атлас, бархат, парча, шелк, золотая тесьма - его сценические наряды всегда отличались роскошью. А работал он над ними с такими именитыми художниками как Коровин, Билибин, Бакст.
Артист необычайной культуры, Собинов все время рылся в исторических книгах, чтобы изучить среду, обычаи и костюмы эпохи, чтобы в точности воспроизвести тип, который жил в то время и который он должен был представлять.
В музейной коллекции есть фрагменты костюма Ромео к опере Гуно «Ромео и Джульетта». Работая над образом шекспировского героя, Собинов поехал в Италию, ходил по музеям, смотрел произведения художников эпохи Возрождения. Облик Ромео он увидел в персонажах знаменитой картины Витторе Карпаччо «Легенда о святой Урсуле». А, увидев на фреске Бернардо Луини (ученика Леонардо да Винчи) венецианского юношу, пришел в восторг от его рыжих волос. И тут же заказал парик. Так на сцене появился рыжеволосый Ромео.
В 1906 году в миланском театре Ла Скала с триумфом прошла опера Верди "Травиата". Постановка была посвящена пятилетию со дня кончины великого композитора. Итальянцы собрали отовсюду лучшие оперные силы. Среди них был единственный русский певец – Собинов. Он познакомился с итальянским художником Луиджи Сапелли и заказал ему несколько костюмов для своего персонажа - Альфреда. А облик оперного героя он взял с французского поэта-романтика Альфреда де Мюссе.
В музейной коллекции есть один костюм из того исторического спектакля – фрак зеленого цвета и жилетка.
Свидетельство о публикации №214110102130