Машина. Раздумья ездового пса

          То, на чем я летаю по воздуху, называется  «среднемагистральный пассажирский самолет Ту-154». Но как в английском языке слово «корабль» – женского рода, так и мы, летчики, говорим о своем родном самолете: «она», «машина». Кормилица наша. Одно это подразумевает, что мы, мужчины, должны ее любить и беречь.
         Я никогда не пойму летчика,  плохо отзывающегося  о машине, которая его кормит. Ну, ладно еще, ушел ты, сбежал от нее, боишься ее, не сошлись характерами... но будь мужиком – не охаивай, не погань ту, что тебя отвергла. Оглянись лучше на себя: может, ты сам не дорос. Такое бывает.

         А я сам выбрал. По любви. Отдался ей душой и телом, как женщине. И не пожалел. И один ли я?  Эта машина как никакая другая делает нас мужчинами.
         Для мужчины невозможно, немыслимо, неприемлемо видеть, как падает прекрасная женщина, прекрасная лошадь, прекрасная машина. Нельзя.
          Вот и приходится все силы этому отдавать. Нет, ну, летать, возить – само собой. Но… чтоб упасть… Чтоб такая красота – и упала, и превратилась в груду железа?
          Никогда. На то мы и есть мужчины.
          Когда мы, еще безусыми мальчишками, впервые подходили к своей первой машине – с открытым сердцем, с горящими глазами, с чистой душой, с ожиданием и трепетом, – мы мечтали хотя бы прикоснуться к ее прелестям, точно так, как мечтали о любимой, но пока еще недоступной девушке. Потом, кувыркаясь в небе, мы, как новобрачные, упивались радостью первого обладания, дрожащими от радости руками неумело вылепливая корявые фигуры полета. От полета к полету нащупывали мы то невидимое, что составляет гармонию слияния человека и машины. Как в любимой книге – и как в любимой женщине  – перелистывая и перечитывая страницы жизни, с возрастом открываешь новый смысл и новую прелесть в, казалось бы, твердо, раз и навсегда усвоенных, уже банальных истинах, – так с новыми и новыми десятками и сотнями часов налета из робких юношей-влюбленных мы превращались в зрелых мужчин, умеющих ценить прелесть и наслаждение от слияния с любимой машиной, как с любимой женщиной.
        Как же  я могу посметь ударить ее о землю…

        Как невозможно мужчине выразить, за что он любит женщину – да просто любит за то, что она есть на свете, – так невозможно сказать, за что я люблю свою «Тушку». За скорость? За мощь? За необходимость великого труда над собой, чтобы почувствовать всю радость обладания?
        За все это вместе и за многое, многое другое, чему отдано двадцать три года полетов. Это как старая, верная, ворчливая,  заботливая жена, с ее болячками и морщинами, с ее претензиями и капризами… но с ее надежностью и твердым, раз и навсегда, местом в твоей жизни. Без этого уже нельзя, без этого жизнь будет ущербной, неполноценной, пустой. Моя машина для меня даже не любовь, не страсть, не мания, не диагноз. Это судьба.
        Как же я без нее. Без нее – это уже все; это конец старого пса, это доживание на цепи.
        Без этой машины я бы не состоялся как мужчина, как капитан, как мастер.
        Скоро я ее покину. Она своей зрелой красотой снова завлечет молодых, отдаст им себя, позволит, если сверкнет божья искра, влюбиться в мощь и скорость, понять, прочувствовать восторг обладания и радость мастерства.
        А я останусь у края взлетной полосы. Я удовлетворен. Я не ревную. Что мы уже можем дать друг другу? Я ее изучил до тонкостей. Нет пределов углублению в тонкости мастерства… но нет уже и сил. Все, что я знаю и умею, я попытался передать смене.
        И один ли я такой? И один ли я люблю и взамен получаю высшее наслаждение мягкой, как поцелуй влюбленных, посадки? И один ли я в свое время вдруг замечаю, что на обладание этой красавицей при всем моем опыте и искусстве, старании и терпеливости – уже не хватает внутренней силы? Это горькое  чувство рано или поздно постигает каждого стареющего мужчину. Но одно дело – с любимой женщиной, а другое – с пассажирами за спиной.
        И надо решать.

        Наша обоюдная любовь строга и требовательна. Наш союз – союз равных. В свое время я сложил к ее ногам свою гордость покорителя. Поэт был неправ: нельзя заставить машину работать из-под палки. Это – не тот самолет.
        Каждый из нас должен в чем-то уступать друг другу, где-то что-то прощать в мелочах. Но истинная любовь продуктивна: мелочей и шероховатостей должно становиться все меньше и меньше, а чистого золота настоящего Полета – все больше. По мере познания друг друга машина вырастает все больше в моих глазах – какие возможности! А я расту в мастерстве, и мне кажется, она может гордиться своим достойным партнером.
        Какая там власть… омерзительное чувство неравенства…  Нет, мы в одной упряжке делаем свое дело. И наш самолет, наши нарты становятся еще одним живым персонажем в стремительном беге по бескрайним просторам неба.
        Никуда мне, ездовому псу, не уйти от образа единой упряжки. И как бы я ни уважал себя как мастера и вожака, нас в упряжке четверо… нет, пятеро; и я как вожак обязан сделать все, чтобы у каждого из нас крепла любовь к нашей прекрасной живой машине.
        Союз равенства предполагает, что каждый из нас – человек и машина – что-то отдает друг другу. За свою любовь к этому умному и прекрасному куску железа я получаю материальные блага. И это нормальный плодотворный союз. Если же нет любви, а остается только кусок железа и деньги, то это попахивает проституцией. Или я строю Храм или иду «на панель» за штурвал.

        Любовь заставляет высоко держать планку мастерства. Использование летательного аппарата в целях добывания куска требухи – плодит троечника.
        Но выходят мои сроки. Пора решать, когда можно чуть опустить планку.
        Но чуть опустить планку – это как чуть забеременеть. Пока штангист в колоссальном напряжении удерживает штангу трясущимися руками, он – чемпион. Стоит только чуть ослабить – штанга неумолимо, безвозвратно рухнет вниз. И за спиной скажут: «Что ж…»
         Я не могу допустить, чтобы у меня за спиной ходил шепоток. Ослабить напряжение, чуть опуститься – это измена любимой. Тут каждый решает в меру своих нравственных  ориентиров.
         На одной чаше весов – великая любовь к своему Делу, к Машине, к Искусству… на другой – проклятая копейка. И слишком часто она перетягивает.

         Седые псы, мы все еще мчимся, хромая, за своим куском требухи… и нарты раскачиваются.  И ведь мы знаем, что хитрый погонщик привязал ту требуху на длинную палку, и вожделенный кусок, болтающийся перед носом и манящий нестерпимо вкусным запахом, –  недосягаем. Но нет сил остановиться, отгрызть свои постромки… и понять, что… всё.


                *****

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2014/11/01/683


Рецензии
Позволю себе дать два добрых совета для повышения популярности Вашего творчества. Во-первых, думаю стоит написать единую исчерпывающую статью по техническим нюансам разных летательных аппаратов. Вот, например, чем конкретно превосходит 154-й другие лайнеры? Почему некоторые самолёты медленно "наскребают" высоту, при том, что могут продолжать взлёт с отказавшим двигателем? Преимущества и недостатки разных аэродинамических схем, расположение крыльев, двигателей, и т.п. Почему не могут нашим советским, ещё крепким планерам поставить новые, современные, экономичные движки, а закупают готовые иномарки? Используют ли для аварийных посадок широкие автотрассы? Вы конечно можете сказать, что всё это есть в Интернете. Но это разрозненно, и не всякий умеет правильно формулировать запросы. Если же будет в одной статье доходчиво и компактно - читателям непременно понравится. А у некоторых, как Вы любите выражаться - загорятся сердца. Во-вторых, по теме авиации в Интернете немало красивых фото, так что украшайте каждый рассказ иллюстрацией. Желаю успехов в популяризации этой темы, ну и конечно здоровья и духовных сил...

Репозитор   11.08.2015 19:41     Заявить о нарушении
Написать-то стоит, но мне это не по силам. Невозможно в одной статье осветить все эти вопросы - разве что в объемной книге.
Украшение текстов иллюстрациями лично для себя принципиально отвергаю: пусть читатель думает и представляет себе, а не жует глазами.

Спасибо за добрые пожелания.

С уважением,

Василий Васильевич Ершов   14.08.2015 05:06   Заявить о нарушении
Видел Ваши интервью в 4-х серийном д/ф "Ту-154 моя легенда", на который случайно набрёл вчера. К вопросу о горящих сердцах - http://knigosite.org/library/read/55447

Репозитор   14.08.2015 18:42   Заявить о нарушении
Ну да. это как вывести "теорию всего"... Физики пытаются: то теория струн, то похожее что-то. Топчутся на месте - ни доказать, ни опровергнуть не могут. Хотя, казалось бы, что сложного?

Так и тут. И политика, и деньги, и сферы влияния, и конструктивные особенности - да тут только перечислять можно до вечера. И не на Прозе это делать надо, а в другом месте. Там, где это систематизированное увидят, прочитают и по достоинству оценят.

Пока я такого места себе не представляю. Не те люди у штурвала. А значит добротный труд сгинет как вода в песок.

Вот это действительно обидно.

Мурад Ахмедов   04.03.2017 06:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.