Вандализм-за гранью разума

                Вандализм – за гранью разума

   Из событий прошлого и настоящего нам хорошо известны вандальные нападения на произведения мирового искусства живописца Рембрандта ван Рейна.

   С 1997 года, рембрандтовская «Даная»  демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Государственного Эрмитажа, в Санкт-Петербурге, под защитой бронированного стекла.
   По материалам следствия известно, что в субботу 15 июня 1985 года в зал Эрмитажа, где представлены произведения Рембрандта, «вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из под полы склянку, выплеснул её прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину.
   Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим. Им оказался житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами» (более подробно см.: Художественная галерея. http://archive.diary.ru/~artgalery/p37297797.htm).

   Другой источник (http://spb-art-antik.ru/?page_id=57) сообщает:
«Картина голландского художника (Рембрандта ван Рейна, «Ночной дозор» (1642 г.), Государственный музей, Амстердам, Нидерланды – А. О.), являющаяся самым известным экспонатом Государственного музея в Амстердаме, трижды стала предметом посягательств вандалов.
   Первый случай произошел в 1911 году, когда бывший корабельный кок напал на полотно с ножом, но не сумел прорезать густую лакировку творения.
Затем в 1975 году Вильгельм фон Райк несколько раз ударил в картину ножом. Он утверждал, что сделал это по приказу Христа, и был отправлен на лечение в психиатрическую клинику. Полотно восстановили, но следы порезов по-прежнему различимы.
   Затем в 1990 году картина вновь подверглась нападению. Пациент психиатрической больницы, оказавшийся на свободе, выплеснул на творение Рембрандта серную кислоту. Благодаря быстрой реакции работников музея, оперативно сумевших нейтрализовать действие серной кислоты при помощи воды, пострадала лишь лакировка. Картину восстановили».

   Мы, в свою очередь, нашли подобный случаи вандализма с картиной русского живописца, Василия Васильевича Верещагина, в Вене.

                Иностранные художественные известия (1886 г.)

   Выставка картин В.В. Верещагина в Вене до самого своего закрытия не переставала быть предметом толков в венской публике и необычайных происшествий. Даже перед самым её окончанием, на ней произошёл случай, заставивший говорить о себе весь город.
   Какой-то фанатик, оставшийся не открытым, принёс с собою на выставку флакон серной кислоты и, пользуясь теснотою толпы пред картиною «Воскресенье», пробовал уничтожить её этой жидкостью. Однако попытка его неудалась, и брызги кислоты, испортив только драпировку около картины, лишь немножко повредили одну её сторону, у самого края, и раму. Повреждение это оказалось легко поправимым.
   Незадолго до того, некто Лец, содержатель гостиницы, одержимый религиозным помешательством и вдобавок нафанатизированный архиепископским пастырским посланием по поводу верещагинских картин: «Воскресенье» (1) и «Св. Семейство», то и дело являлся на выставку, бранил их на все лады и требовал от дирекции Кюнстлергауза, чтобы их убрали прочь.
   Однажды он бросился на колени и, обратившись к публике, кричал: «Меня послал сам Бог, и я приказываю его именем сжечь эти картины».
   Подозревали, что виновник происшествия с кислотою – не кто иной, как этот больной; однако следствие не оправдало этого предположения.
   Венские газеты сообщают ещё один курьёз по поводу верещагинской выставки. Уполномоченный художника, А. Филимонов, за отсутствием его самого, был, 24 декабря, привлечён к суду за неразрешённую управлением по делам печати продажу в Кюнстлергаузе фотографических снимков с картин г. Верещагина.
   На судоговорении защитник Филимонова сослался на то, что последний – более ничего, как слуга Верещагина, исполнявший приказания своего господина; живописец же, со своей стороны, и не подозревал, что совершает преступное деяние, так как дирекция Кюнстлергауза, в контракте с ним, приняла на себя обязанность вступать, когда это окажется нужным, в сношение с властями.
   Судья оправдал Филимонова, а Верещагина, за нарушение одного из параграфов закона о печати, приговорил к уплате денежной пени в пять гульденов, а в случае несостоятельности – к аресту на 24 часа.
   Представитель Верещагина тотчас же внёс пеню в указанном размере.
_______
Источник: Приложение к журналу «Вестник изящных искусств». 1886 г. Т. 5.

(1) – точное название картины – «Воскресенье Христово». 1884 – 1885 гг.
(2) – Картины «Воскресенье Христово» и «Св. Семейство», принадлежат к Священной истории, входивших, наряду с другими, в Палестинскую серию живописца Василия Васильевича Верещагина.


Рецензии