Путешествие во сне

                Путешествие во сне


Жила-была в торговом русском городе Мценске  купеческая вдова, и был у неё единственный сын Иван. Вдова любила сына и ни в чем ему не отказывала. Иван рос, мужал. Стало ему в городе тесно и скучно. Пришёл он к матери и говорит:
- Матушка, вроде я и лицом вышел, и здоровьем не обижен, но ничто меня не радует. Отчего я такой несчастный? Как становятся счастливыми?
-Нет для всех единого понятия счастья, - ответила мать. -  Каждый ищет его и находит сам.
-Отправлюсь  и  я искать счастья в чужие края! – воскликнул Иван.
-А как же я? – спросила мать. – Как я одна управлюсь с делами?
-Управишься, матушка. А я не могу всю свою молодость у твоей юбки просидеть.
Собрался Иван, сел на коня и отправился в путь. На самом выезде из города встретился ему закадычный  дружок  Фома, мельников сынок.
- Далеко ли собрался, Ваня? – спрашивает Фома.
-Еду в чужие края счастья искать.
- А как же я?
- Поехали вдвоём.
- Я не могу. Отец старый, а мельница то и дело починки требует. Если она остановится, то люди останутся без муки – хлеб не из чего печь будет.
-Ну и оставайся!
Иван так обиделся на Фому, что даже ни разу не оглянулся. Ехал он целый день, и вот наступила ночь. Видит, стоит на опушке избушка, а  в избушке – маленькая старушка.
-Пусти, бабушка, переночевать.
-Заходи, молодец, гостем будешь.
Накормила хозяйка Ивана, напоила и спрашивает:
-Куда путь держишь, соколик?
-Да вот еду в чужие края счастья искать.
- А в наших краях не сыщешь?
- Да какое тут счастье? В чужих краях, я думаю, жизнь веселее будет!
-Может и так! – пожала плечами старушка. – Ложись спать, соколик, завтра у тебя долгий путь.
Лёг Иван на приготовленную хозяйкой постель и уснул. Просыпается – что за чудо? Нет избушки, нет старушки – спит он в поле у подножия холма, а рядом конь его травку щиплет. Въехал Иван на холм. Видит, у подножия его с другой стороны раскинулся большой торговый город. В городе – порт, и там полно всяких больших и малых кораблей. Иван спустился в город, продал коня, заплатил за проезд на корабле и отплыл в дальние края.
Прибыв в чужеземное королевство, Иван нанялся на военную службу. Служил он честно, со старанием. Жалованье его увеличивалось. Однажды он так отличился на войне, что сам чужеземный король выдал ему награду из своих рук и сделал его знатным человеком. Иван купил большой дом и женился. Вскоре родились у него двое детей.
Про свою родину Иван вспоминал: «Хорошо, что там не остался, а то бы гонял по реке матушкины баржи с хлебом и ничего не достиг в жизни». Матушку он тоже вспоминал, но никак не мог собраться ей написать.  Так и  пролетело семь лет.
И вот однажды вызвал Ивана к себе чужеземный король и сказал: «Ты – один из лучших моих военачальников, а потому назначаю тебя главой всего войска. Хочу идти войной на Русь». Иван обмер: как же он приведёт чужих солдат на свою землю? Неужели он прикажет спалить огнём родной город, где живёт матушка и где стоит на реке мельница Фомы?
«Нет, - сказал Иван, - на свою родину войной не пойду».
Рассердился король, обвинил Ивана в измене и посадил его в подземелье в ожидании казни. Пришла к узнику жена и стала плакать: «Одумайся, здесь, в чужеземном королевстве твоя родина! Если тебя казнят, то и меня с детьми не помилуют!» 
Закручинился Иван: что ему делать? Предать родную землю, но спасти свою семью, или стоять на своём, но погубить жену и детей? Вся его знатность и всё богатство не могли помочь ему в этом деле!
«И зачем я только прельстился деньгами да титулом в чужих краях! Завтра меня казнят, чужеземный король двинет на Русь свои войска, а я не смогу защитить ни мать, ни друга, ни семью! Ах, если бы вернуть всё назад, прожил бы я жизнь по-другому!» -  подумал узник и заснул тяжёлым сном, в котором виделись ему родной дом и родной город.
«Проснись! Проснись!» – услышал Иван сквозь сон.
«Должно быть, будят на казнь», - подумал он, открыл глаза и удивился.
Видит, лежит он в маленькой избушке, где хозяйка – маленькая старушка.
«Проснись, соколик, утро уже, - сказала хозяйка.  – Ты ведь в чужие края за счастьем собрался».
«Пока, бабушка, чего-нибудь не потеряешь, не понимаешь, как много ты имел и как был счастлив. Не нужны мне чужие края, моё счастье на родине, в родном городе».
Вернулся Иван в торговый город Мценск и стал гонять по реке баржи с хлебом. Он покоил старость своей матушки, успел порадовать её внуками. Был верным другом и честным купцом. Прожил Иван долгую жизнь и оставил по себе добрую память.


Рецензии