Лучшее наследство

Старая мощеная улочка криво поднималась по короткому, крутому склону вверх, от побережья к городу. Даже и не к городу, а к примыкающему недорогому кварталу русских переселенцев. Так странно, но здесь они действительно «русские».

Улочка выходила к неухоженным пыльным зарослям пестрой бело-розовой азалии, за которыми на первом этаже старого двухэтажного дома приютился небольшой ресторанчик.

Ресторанчик был какой-то смешной, изношенный, что ли, но невероятно уютный, как старая бабушкина кухня. Несколько круглых столиков из щербленного, видавшего виды, дерева и такие же стулья, покрытые плотными, чуть линялыми,стилизованными под домотканые, накидками. Стены – кладка из крупных голышей. Медные, грубой работы, светильники на стенах, под какую – то не известную мне старину, дающие желтый тусклый свет. Европейская кухня с яркой восточной ноткой.

Я была там всего один раз – в последний день пребывания на этой странной земле. Решила почему-то подняться с пляжа не по обычной своей дороге и свернула на эту улочку. Нет, конечно, ничего я не решила, просто пошла на чистый, прерывающийся хрипотцой звук. Кто-то играл на кларнете.

Господи, если бы я не любила Тебя так безмерно и могла бы продать свою душу – ценой был бы плач кларнета!

Играли в ресторанчике. Высокий худой мужчина лет сорока. Бледнокожий, седоватый брюнет. Небольшая борода сплелась с локонами, спадавшими из-под новенькой фетровой шляпы. Глубокие в пол-лица глаза невероятно яркого черного цвета – живые, теплые, излучающие печальную нежность. Не очень свежая к концу жаркого дня мятая белая рубашка, темные мешковатые брюки и туфли – остроносые, черного лака, дорогие и совершенно безупречные.

Тонкие пальцы с синеватым полумесяцем на лунке, мягко скользили по инстру-менту. Кларнет пел. Плакал. Страдал и смеялся.

Музыка – чужая и близкая, плыла по воздуху, играя с ароматом кофе и экзотических приправ, смешиваясь с морским зефиром, тихой беседой, движениями рук и глаз, дыханием смотрящих…  Захватывала в плен, плела тягучие, заунывные узоры пустынь, рвала в клочья вопли кровавых сражений, скорбела молитвой обрученного с Богом народа, заливались счастливым смехом, нежно ласкала и тешила …

Когда море проглотило солнце и ушел последний посетитель, мы с хозяином – кларнетистом долго сидели на каменном выступе крыльца, пили горький кофе с корицей и белым перцем, густое каннское вино и смотрели тишину.

Он вспоминал Ленинград, работу в каком-то бюро и ночную игру в ресторанах.
Сейчас почти все то же самое. Только здесь. На родине.

Тихо катилась ночь. Мы говорили и молчали. Снова пили вино, говорили и молчали.

Родина. Что это и где это для таких, как мы с ним? Свой и чужой. И здесь и там. Ушел, потому что чужой и не держали, но так никуда и не пришел, потому что чужой и никто не ждал.

Оторвался от старого, к новому не прирос. Я понимала. Такое же перекати-поле.

Но что-то есть внутри, глубоко, секрет, связующее звено, как геном, по которому можно идентифицировать – да, я из этой стаи, а еще – вот из той, пусть не принят ни в одной из них, ни на кого не похож и не чистокровен. Но я один из тех и из этих, и у меня есть музыка. Особенная музыка, которую может создавать и распознавать только один из тех или из этих…

И мы слетаемся на звуки, отвергнутые полукровки, не вписанные в наследство своих народов, сбиваемся в стаи себе подобных, распознавая друг друга по за-паху и звуку.

Ведь по сути, все, что нам досталось по рождению – это музыка. Кларнет и дудук, скрипка, бубен и барабан. Бродячее племя своих-чужих.

…За нашими спинами вставало огромное Солнце. Свежий бриз мягкими рывками путал волосы.

Над побережьем земли Завета разливалась песня кларнета.

Все-таки, мы взяли себе лучшее…

Сыктывкар, Февраль 2005г.


Рецензии
Добрый вечер, Татьяна. Мне показалось, или в этом рассказе и в самом деле затаилась твоя давняя давняя Боль?
Очень грустный рассказ. И нельзя даже сказать почему. Но если бы можно было сказать - исчезла бы магия.
"Музыка – чужая и близкая, плыла по воздуху, играя с ароматом кофе и экзотических приправ, смешиваясь с морским зефиром, тихой беседой, движениями рук и глаз, дыханием смотрящих… Захватывала в плен, плела тягучие, заунывные узоры пустынь, рвала в клочья вопли кровавых сражений, скорбела молитвой обрученного с Богом народа, заливались счастливым смехом, нежно ласкала и тешила…".
Совершенно фантастический абзац. Ни одного лишнего звука.

P.S.В ответ на эту рецензию совсем не нужно считать себя обязанной писать рецензию мне))) Для меня было удовольствием прочитать эту вещь... поэтому это я тебе должен)))


Кафковедов Дэн   23.04.2016 21:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Ден! Сложные вопросы по твоей части :) У полукровок выбор небольшой - либо сливаешься с одной из сторон, напрочь подавляя другую половинку, либо принимаешь себя таким, как есть, но тогда (не всегда, но чаще всего) остаешься одинок, что не совсем весело. Это не одиночество в социуме вообще, но отсутствие радости полносердечного растворения и слияния в среде себе подобных. И это не изменить.

P.S. Я никогда не писала тебе рецензии из обязанности :) Но всегда от желания их написать (кстати, хороших желаний было больше, чем в итоге вышло рецензий - вот такая я, что поделать)

Татьяна Радич-Гамзян   23.04.2016 23:09   Заявить о нарушении
"У полукровок выбор небольшой - либо сливаешься с одной из сторон, напрочь подавляя другую половинку, либо принимаешь себя таким, как есть, но тогда (не всегда, но чаще всего) остаешься одинок, что не совсем весело".
Есть еще один способ которым пользуюсь я...
Да, да, я тоже полукровка. Представь себе, какой сюрприз)))

Во мне не только русская... (барабанная дробь)... но и еврейская кровь.

Своей русской половинкой я живу в реальном мире. А своей еврейской (так как в окружающем меня реальном мире нет других евреев)) в воображаемом. И тут, на Прозе ру кстати тоже))

Так что проблема мне эта знакома. И эта Боль тоже.

Кафковедов Дэн   23.04.2016 23:24   Заявить о нарушении
Таки можно было догадаться...

Татьяна Радич-Гамзян   24.04.2016 00:06   Заявить о нарушении
Согласна с автором этой рецензии, и поэтому не стала писать своей, потому что хорошо сказано о вашем рассказе.
Удачи!

Абасада   02.05.2016 18:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.