Интерес к духовной музыке был всегда

В Ярославль приехал на фестиваль «Преображение» легендарный коллектив – Московский камерный хор под управлением народного артиста СССР, профессора Владимира Минина. Выступление прошло в церкви Ильи Пророка.
Хор Минина, так его называют во всем мире, недавно отметил свой 40-летний юбилей. Появление его в 1972 году стало событием в культурной жизни Советского Союза. Именно в исполнении этого коллектива возродились запрещенные в советское время духовные сочинения Чайковского, Рахманинова, Гречанинова, Чеснокова, Кастальского. Владимир Минин – единственный из ныне живущих дирижеров, кому посвящали свои произведения Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин, Родион Щедрин, Владимир Дашкевич, Гия Канчели.
Гастрольные маршруты хора пролегли через все континенты. На церемонии закрытия Олимпиады в Ванкувере хор Минина исполнил Гимн России, вызвав овации 60-тысячного стадиона. Его услышали 1,5 миллиарда телезрителей во всем мире.
Ярославцам посчастливилось послушать вживую совершенную красоту хорового пения прославленного коллектива. В программе концерта прозвучали фрагменты из «Литургии Святого Иоанна Златоуста» Сергея Рахманинова, произведения Валерия Гаврилина, Владимира Дашкевича и русские народные песни. Особенно потрясла Литургия. Идеальное пение и отличная акустика храма создавали впечатление чего-то фантастического. Казалось,  многоголосый голос льется откуда-то сверху, словно глас небесный…    
Я пришла на концерт с виниловой пластинкой, выпущенной в 1981 году с записью исполнения хором фрагментов «Литургии Святого Иоанна Златоуста». Но на диске это духовное произведение обозначено как «Семь хоров». После концерта я показала Владимиру Минину пластинку. Увидев знакомую обложку, Владимир Николаевич рассмеялся.
- Чтобы исполнять в советское время духовные произведения, приходилось использовать эзопов язык, - сказал он.
- Владимир Николаевич, как вы думаете, почему народ, воспитанный в духе атеизма вдруг сразу потянулся к русской религиозной музыке, принял ее душой?
- Народ, какой бы он ни был, у него всегда есть какая-то религия, независимо от конфессии. Политический строй не имеет отношения к вере. Она либо есть, либо ее нет. Вопрос веры сохранился, несмотря на 70 лет советской власти. Веру отнять невозможно. А интерес к духовной музыке я вижу в стремлении к высокому, нравственному. В ней затрагиваются вечные проблемы – жизни и смерти, совести, поиска нравственного идеала. Интерес к русской духовной музыке был всегда, только он не проявлялся так широко и открыто, потому что это не поощрялось властями. Время показало: нельзя росчерком пера отменить целый пласт культуры, которая создавалась поколениями. Ее можно заглушить, но в какой-то момент она даст о себе знать, что и произошло.
- Вы много работали с Георгием Свиридовым – выдающимся композитором современности. Какую роль он сыграл в вашей творческой судьбе?
- С точки зрения становления меня как музыканта и художника Свиридов сыграл в моей судьбе решающую роль. Когда я впервые услышал его музыку, она ошеломила меня, произвела переворот в моем сознании. Его взгляды на хоровое искусство привели меня, молодого тогда дирижера, к осознанию своей профессии как истинного призвания и дела всей жизни. Именно благодаря Свиридову я стал тем, кем являюсь.
- Вам  ведь даже доверили сделать эталонную запись Гимна Российской Федерации. Как это случилось?
- После того, как мы исполнили Гимн на Олимпийских играх в Ванкувере. Правда, там мы пели без сопровождения. А эталонную запись сделали с оркестром под управлением Владимира Федосеева.
- А чем вызвано исполнение хором песни «Fragile» знаменитого британского рок-певца Стинга? Насколько вам близка эстетика такой музыки?      
- Мне близко по духу содержание этой песни, в ней речь идет о том, насколько хрупок человек в современном мире. Мы сделали запись в прошлом году, накануне концерта Стинга в Москве. Мне хотелось сделать подарок певцу к его 60-летию.


Рецензии