Путь апостола Варфоломея
Сценарий к художественно-документальному фильму.
Введение.
В данном произведении предлагается форма изложения, при которой документальное кино обрамлено художественно-постановочными сценами и анимацией, которые, являясь органичной частью фильма, при необходимых пропорциях призваны усилить ощущения документальности у зрителей. События основаны на основе фактов различных исторических свидетельств, на текстах Библии и по мотивам «Жития Святого Варфоломея».
Путешествуя в бесконечном Космосе неба, созерцая спирали галактик, можно видеть и планеты вокруг звезд. Это же небо можно увидеть и с одной такой планеты под названием Земля через зеленую густоту деревьев азербайджанских лесов, меж скалистых гор и поверх потухших вулканов, это небо отражается в реках и озерах, и особенно в море Хазар, так же известном, как Каспий. Свет неба виден и через горы «Беш бармаг», похожие на пальцы человеческой руки – один из символов мусульманства, который, если вложить в него свиток, может немало поведать о древней истории этих мест, известных, как средоточие трех великих религий единобожия: Ислама, Христианства и Иудаизма.
Мы расскажем о пути апостола Варфоломея, принесшего учение Иисуса Христа на земли Азербайджана в 1 веке нашей эры, называвшимся тогда Кавказской Албанией.
В комнате, где на стенном слайде и страницах книг, лежащих на письменном столе видны фразы на арабском языке из Корана. Здесь мужчина совершает намаз. Молитвенный ритуал он проводит около стола, где, кроме прочего расположена пишущая машинка и листы бумаги. Через окно виден край Девичьей Башни.
Солидный мужчина (тот самый, что совершал намаз), которого по фигуре и походке, еще нельзя было назвать «в возрасте», двигается в направлении Девичьей Башни. Он встречается с женщиной возле Башни. Это – доктор исторических наук, директор Албановедения, Фарида Мамедова. Они разговаривают и смотрят на зороастрийский Храм, называемый сегодня – Девичья Башня.
Начало нашей эры. 33-ий год. Предместье Иерусалима.
На небольшой площадке высокой горы между скал одиннадцать мужчин-апостолов провожают взглядом луч-сноп Света, уходящего к солнцу. Затем они спускаются с горы, входят в одно из нескольких хижин, жилищ. Молятся. Петр указывает, после небольшого обсуждения, на одного из двоих, предложенных для замены, повесившегося Иуды Искариота. Группа апостолов ходит по селениям, разговаривают с обитателями хижин. Возвращаются в дом. Рассаживаются возле очага. Молятся.
Прошло 40 дней после Распятия Иисуса Христа.
В деяниях апостолов сказано, что в присутствии 11ти учеников Учитель вознесся на небеса. После этого, потрясенные, они спустились с горы Елеон, где это происходило и, собравшись в горнице, не переставая, молились.
Раскрывается Библия
На 50-тый день после Распятия.
Из Евангелия:
«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились;
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили на каждом из них.
И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать.»
Огненные языки пламени опускаются на головы апостолов и проникают, растворяясь в их тела.
Лицо Варфоломея. Он вспоминает, когда впервые увидел Иисуса, к которому его привел Филипп. Слова Учителя: « Вот поистине израильтянин, в котором нет лукавства». Но вот они начинают бросать жребий. Ему выпадает идти в сторону Индии, через Малую Азию, Месопотамию и Персию.
В конце встречи, все встают, по древней традиции обнимаются и идут своим путем. Они разделены на три четверки.
Список Апостолов передается тремя евангелистами и в книге Деяний Апостольских.
Апостол ПЕТР, стоящий первым в списке, является главой ПЕРВОЙ ГРУППЫ, которую составляют трое других наиболее близких к Иисусу Христу апостолов: Андрей, Иаков и Иоанн.
Апостол ФИЛИПП, который также очень рано последовал за Спасителем, выступает во главе ВТОРОЙ ГРУППЫ, которую составляют: ап. Варфоломей, собственное имя - Нафанаил, друг ап. Филиппа, который привел его к Иисусу Христу, ап. Фома или "Близнец", и Матфей, который в своем Евангелии называет себя мытарем.
Во главе ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ стоит двоюродный брат Иисуса Христа Иаков, называемый Малым. Он стоит во главе менее известных лиц: Иуды, своего брата, (который у Матфея называется Леввеем, а у Марка Фаддеем.) Симона Кананита или Зилота, и, наконец, вместо повесившегося Иуды, Матфий.
Круг апостолов, разделенный на три части, движется по разным дорожкам - тропинкам. Кто через горы, кто песками пустыни, кто по воде на ладьях. Группа апостола Филиппа движется на трех ослах и верблюде мимо скалистых гор, мимо моря и по пустыне песчаной.
О Варфоломее, известно со слов евангелиста, Иоанна Богослова, что он был родом из Канны Галилейской.
Полное арамейское имя апостола – Натамаэл бар Толами или бар Фоломей. То есть сын Фоломея . Кстати, в Азербайджане до сих пор осталась древняя традиция называть вместо фамилии – сын такого-то. Например, Полад Бюль-бюль оглы.
Итак, один из 12-ти Избранных, видевший Христа, общавшийся и находившийся рядом с Ним несколько лет, Варфоломей, приняв свой жребий, имел странствие в Малую Азию, Месопотамию, Парфию и Индию.
В Малой Азии Варфоломей был распят вместе с Филиппом, но остался жив.
Священник рассказывает:
«В одном из лидийских селений они (Варфоломей, Филипп и сестра Филиппа, Мариамна, проповедовавшие в Малой Азии) встретили возлюбленного ученика Христова, святого Иоанна Богослова и вместе с ним отправились в страну Фригийскую.»
Далее в Житии сказано, что группа апостолов совершила многие подвиги распространения веры Христовой, исцеления больных и уничтожения ехидн-идолов в городе Иераполь (область Фригии). Затем Иоанн разлучился с ними, направившись в другие города.
Смертельно пораженная женщина лежит в постели в комнате, где стоят слуги ее. Прямо возле нее Варфоломей, Филипп и Мариамна, возложив на нее руки, молятся. Исцелившись, она благодарно встает и молится вместе с ними.
Когда они исцелили жену начальника города, и она приняла Новую веру, об этом узнает сам градоначальник, Никанор, которому доносят, что его жена приняла Новую веру. В гневе он отдает приказ: Схватить пришлых странников!
Слуги исполняют приказ, вламываются в дом, где идет крещение жены Никанора, и с побоями апостолов заключают в темницу. Дом тот сжигают, а хозяина прогоняют ударами плети.
Когда сняли одежду со святого Филиппа, думая, что в ней заключаются чары колдовства, то ничего не нашли. Так же поступили и со святым Варфоломеем. Когда же они приблизились к Мариамне, чтобы снять с нее одежду, внезапно она в их глазах превратилась в огненный пламень и нечестивцы со страхом бежали от нее.
На площади у языческого святилища. К Никанору собрались все идольские жрецы, и жалуясь на апостолов просили его умертвить их.
Перед дверью в языческое святилище слуги Никанора распинают Филиппа на кресте вниз головой, подвесив его на веревках, продетых сквозь просверленные ступни его ног. Мучители и приспешники жрецов-обвинителей кидают в Филиппа камнями. Варфоломея распинают пониже Филиппа, подвешенного высоко над дверью. Начинается землетрясение. Все в страхе и вопле бегут прочь. В разверзнутую землю падают Никанор и жрецы ехидны.
Филипп молится Богу. Оставшиеся в живых, верующие люди поспешно кидаются снять с крестов апостолов. Варфоломей оказывается жив, но когда снимают Филиппа, тот уже мертв. Из трещины в земле вытаскивают многих людей.
Святая Мариамна, все время смотревшая на страдания и смерть своего брата, с любовью обнимала и лобызала снятое с дерева тело его и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа.
Варфоломей вместе со сподвижниками хоронят тело Филиппа. Затем, Варфоломей совершает над многими уверовавшими в Господа – крещение в водоеме. Назначает им главою – хозяина того дома, который был сожжен слугами Никанора. Варфоломей и Мариамна кланяются друг другу, прощаясь.
После погребения апостола Филиппа, святой Варфоломей с блаженной девой Мариамной отправились каждый в свой путь. Она направилась в Ликаонию (в Малой Азии), где после успешного благовесвования слова Божия, мирно преставилась ко Господу. Он отправился в индийские страны.
Историк рассказывает:
В письмах Евсевия Кесарийского и блаженного Иеронима говорится, что Варфоломей оставил в Индии, благодаря своим проповедям, Евангелие от Матфея.
После проповеди Евангелия в Индии, Варфоломей направился в Кавказскую Албанию. Известно, что с древности между Индией и Албанией были установлены теснейшие религиозные и торговые связи, так как, эти страны объединялись зороастризмом. Поклонение верховному божеству зороастризма Ахура-Мазде выражалось в первую очередь в ритуалах с огнём. Поэтому зороастрийцев называют огнепоклонниками.
С этим определением не совсем согласны последователи зороастризма.
Древняя религия Огня, возникла на рубеже 1. — 2. тысячелетия до н. э. в Персии и затем распространившаяся в части стран средней Азии, Ближнего Востока и Закавказья. Зороастризм был официальной религией в Персии, вплоть до эпохи Сасанидов
Основателем зороастризма считается Заратустра, живший на территории Южного Азербайджана, приблизительно в VII веке до н. э.. Новруз байрам – это празднование дня его рождения, во время весеннего равноденствия.
«Аристотель и Евдок относят его к эпохе не меньше чем за 6000 лет до времён Платона. Есть сведения о том, что Зороастр под именем Забрат ( есть такой поселок на Апшероне) был духовным наставником Пифагора в 6-ом веке до н.э».
Не секрет, что волхвы, принесшие дары младенцу Иисусу Христу – были зороастрийские волхвы, вычислившие по звездам место и время Его рождения. А Кавказская Албания, как уже говорилось, являлась самым просвещенным в зороастризме государством на Востоке, в связи с чем, версия, что волхвы пришли оттуда, вполне имеет право на существование.
Множество почитаемых зороастрийских храмов находилось в Кавказской Албании. К этим храмам направлялись караванные пути из Индии и Ирана. Можно предположить, что таким маршрутом и воспользовался проповедник христианства в Индии – святой Варфоломей, который наверняка слышал рассказы паломников о «стране огня» - древней Албании.
Варфоломей в Индии наблюдает за отправлением ритуала поклонников Митры. Словно прислушивается к внутреннему голосу.
От Иоанна (гл. 13, ст. 20)«Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает пославшего Меня…»
От Иоанна (гл. 14. ст. 27 «…Да не смущается сердце ваше и да не устрашается».
Небесполезным будет показать, что представляла собой страна, куда пришел апостол Христа, в политическом, географическом и религиозном планах по свидетельствам различных историков и путешественников.
Большинство средневековых историков: Бируни, Балазури, Казвини, Ягут аль-Хамази и др., ссылающиеся на зороастрийские источники, считали, что зороастризм возник именно на территории южного Азербайджана, так как Зороастр был родом именно из этой страны.
Французский путешественник Жан Шарден (1664-1670-г): «Эта провинция была названа Азербейан, то есть «место огня» или «страна огня», потому что там (Сурахана) был построен самый знаменитый храм огня»
Английский путешественник и купец Ханвей (1746-г): « Здешние индусы уверяют, что это пламя существует всегда с самого потопа, и они убеждены, что оно погаснет лишь при конце света, и, если помешать выходу его в этом месте, то оно появится в другом…»
Об «Аташкя» необходимо некоторое пояснение. Переводы надписей храма, в том числе надписи на алтаре, сделанные учеными С.Б. Ашурбейли и В.С. Воробьев-Десятовским, свидетельствуют о том, что они составлены на языке – хинди и древнем санскрите. Почти все они начинаются со слога «Ом». В них говорится о поклонении Ганеше (богу мудрости), сыну Шивы в честь богини Джаваладжи. (есть такого типа Храм и в Индии) Символ Шивы – трезубец сохранился на куполе главного святилища. В некоторых надписях есть и сикхские формулировки. Построен настоящий храм был в конце 18-го века. С. Ашурбейли предполагает, что жрецы храма относились к сикхской секте – Моннас.
Известный ученый Э Кемпфер, посетивший Сураханы в 1683 году, называет живших здесь индийцев потомками персов, переселившихся в Индию во время прихода Ислама, то есть причисляет их к парсам. До того, как было построено сохранившееся поныне храмовое сооружение, по Кемпферу: « …Были видны семь трещин, из которых некогда горело это пламя, а когда оно погасло, оно вырвалось наружу в том месте, которое я описал.»
Название «Атешгя» древнее самого храма и входило в состав названия самого селения. По С.Ашурбейли, название Сураханы состоит из двух компонентов (по персидски и по татски) – «Сурах» - яма, отверстие, дыра; «ханы» - источник, фонтан. Вместе с названием «Атешгя» это переводится – «Капище, бьющего из ямы источника». Вероятно, в составе названия селения было и слово «семь», но оно, как и слово «атешгя» впоследствии выпало.
Бакинцам прекрасно известно изображение быка на стене Крепости «Гоша гапы».
Античные авторы говорят о священных землях в Азербайджане и о вечных огнях, горящих на островах Каспия, особенно на острове Пираллахи, где по всему острову горели вечные огни и был глубоко почитаемый Храм Огня. Изображения, почитаемого у зороастрийцев, Быка наблюдалось на многочисленных археологических находках в старом Баку и в его окрестностях.
Священный бык это Апис, СИМВОЛ СОЛНЦА ВО ВРЕМЯ ВЕСЕННЕГО равноденствия. Это ведет в еще более глубокую древность.
Из книги Франца Комюна:
«В ту неведомую эпоху, когда предки персов еще составляли одно целое с предками индусов, они уже поклонялись Митре. Гимны Вед точно так же прославляют его имя, как и гимны Авесты. Буквально, имя: Митра - означает - верность, клятва. Бог Митра имеет 1000 глаз и ушей, и пристально следит за тем, чтобы все поступали по справедливости. Митра носитель света, чистоты и нравственности, олицетворение Солнца. В то же время, Митра - воин, победивший чудовищного быка. Кроме плодородия, бык представляет собой звериную страсть, но почитатели Митры умели усмирять эту силу и владели секретами самодисциплины. Постепенно культ Митры распространился до викингов, он был известен в Британии и даже у древних славян. Так как культ Митры допускал участие только мужчин, он был особенно популярен в армейской среде, религиозные обряды производились в пещерах или в специально выкопанных подвалах. Особой популярностью митраизм пользовался в римских легионах, стоявших в приграничных областях империи.» В том числе и возле Кавказской Албании.
Вот в эту-то землю, древнюю страну огней и отправился Варфоломей.
Варфоломей вместе с караваном путешествует в сторону Кавказской Албании.
Учеными собраны убедительные материалы о том, что Девичья Башня в древности была зороастрийским храмом. Этот Храм был одним из трех главных огней, символизирующих Абшерон. Атропатена, Каспиана и Кавказская Албания объединялись близкими по сходству, верованиями. ( Небесный Огонь, Свет, Нур, Тангри). Не случайно, Прометея приковывают именно на горах Кавказа за то, что он похитил Священный огонь у Олимпийских богов с Зевсом (Юпитером) во главе.
Девичья БАШНЯ, по убеждению академика М,А. Набиева, который на основании детального изучения ее внутренних и наружных конструкций, пришел к выводу, что она не оборонительное сооружение, не маяк (хотя могла пользоваться такой необходимостью), не сигнальная башня. Она является зороастрийским культовым сооружением, называемым по пехлевийски термином «Дахма».
Символ Баку – Девичья Башня была построена – по предположению Сары Ашурбейли, в первые века нашей эры; по предположению Д.А.Ахундова – В 8- ом веке до н.э. Именовалась ранее Девичья башня как Хунсар или Гюнзар. Доктор исторических наук Г. Гасанов доказывает, что Киммерийско-скифский тюркский этнос(протоазербайджанцы) и воздвигли это культовое сооружение. «Скиф» в исходной древнегреческой редакции у Геродота звучал как «скуз», т.е.тюрки-огузы. А.Исламов выдвигает гипотезу о культовом назначении Девичьей башни, священного места, где происходил ритуал «посвящения», инициации, возрождения и реикарнации, все связывалось с умиранием и возрождением Солнца – в день зимнего солнцестояния. Сегодня учеными признается ошибочность, общепринятого положения, что на основании арабской надписи, она построена в 12 веке, которая на самом деле являлась просто надписью на обломке могильного камня, взятого недалеко, чтоб залатать разрушенное место на башне.
Историк рассказывает:
О поселениях древних евреев в землях Азербайджана. Район Кубы, «Красная слобода», о том, что в наши дни ученые-специалисты приезжают из Израиля поучиться девственно донесенному ритуалу иудейской молитвы. О потерянном колене Израилевом.
Великий шелковый путь существовал за сотни лет до Рождества Христова. По этому пути из Индии, через Китай, Иран и Кавказ в Европу шли не только торговые связи, но так же проникали восточные идеи и религиозные знания.
Например, известно, что орден Тамплиеров возник в период крестовых походов, когда многие знатные рыцари, переняв идеи зороастризма, образовывали секретные общества, в последствие ставшие прообразом масонства.
Не без участия оных совершались многие судьбоносные события в истории. Например «Варфоломеевская ночь», когда во Франции в средние века вырезали гугенотов, при короле Филиппе Красивом, который приказал схватить предводителя Тамплиеров, Жака Моле и сжечь его на костре живьем.
О роли огня в Азербайджане свидетельствует тот факт, что в слове Азербайджан (Атубадаган, Адурбадакан) в течении две тысячи триста лет его существования корень слова АТУР-АДУР-АЗЕР всегда означал огонь.
Священник рассказывает:
По церковному преданию Южный Кавказ посетили с проповедью пять святых апостолов: четыре из числа двенадцати – Андрей, Матфей, Варфоломей, Иуда Фаддей и один из семидесяти – Фаддей, а так же, ученик апостола Фаддея, святой Елисей.
Историк рассказывает:
О самом начале появления христианства на Кавказе. Понимание контекста, что это земля, где пророк Ной причалился к берегу горы Арарат (территория нынешней Турции) или «Агры-даг» после Всемирного потопа.
Историк 13 века Стефан Орбелиани, живший в Албанской области Сюник, сообщает:
«Прежде Армении приняли христианство сюнийцы, которые через апостола Варфоломея приняли учение святого Евангелия. Когда Варфоломей возвратился из Персии, прошел через Атрапакан, прошел вместе со своими учениками реку Аракс и вступил в пределы Сисакана (Сюника) и приступил к проповеди в селе Ордубад, во владении Багха и в Гохтане, которые, приняв евангелийскую проповедь, просветились крещением в купели посредством святого Варфоломея. А святой апостол построил церковь в Гохтане»
В Гохтане он позже рукоположил в епископа одного из своих учеников по имени Кумси.
Скалы у реки стали свидетелями перехода через Аракс (Араз) Варфоломея с учениками. Они переходят на лошадях. Хотя передвигались и на ослах и на верблюдах. По обычаю совершают ритуал «Мир сей земле».
Из работ Ф.Мамедовой:
Область Сюник (Сисакан), в котором проповедовал апостол Варфоломей, этнически, культурно и политически была в большей мере связана именно с Албанией, чем с Арменией. В первом-втором веке от Р.Х. по свидетельству армянского авторитета Моисея Хоренского, а так же албанских историков Стефана Орбелиани и Моисея Каланкатуйского - область Сюник, Гохтан и Нахичевань, расположенные на левом берегу реки Аракс, входили в состав Албании.
Из работ профессора З.Ямпольского.
Анализ топонимов Абшерона показывает, что названиям населенных пунктов, в которых сохранились Башни-Храмы в основном характерны окончания: хан(а), сан, кан, кян, ван в значении место, дом. Храмы Огня тоже называли Домом или Местом Огня.
Город Баку – Храм Бога. Бага-ван. Баге ( Богу Огня) посвящался седьмой месяц-багаядис (месяц- поклонения Богу – Митре)
Поселок Сурахана. – Сура-Хана. Храм Суры, богини вод и плодородия Аредви-Суры-Анахиты.
Поселок Мардакян – Марда-Кян.(М) Арта-Кян. Храм Арты.
Поселок Нов-Хана – Храм Новруза. Новруз – Новый день. Новруз посвящался огню и отмечался в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день родился Зороастр.
Поселок Маштага – Храм Мазды-верховного божества. В глубокой древности было известно написание имени Ахура Мазды в виде Машдаку, Маздака или Маздука.
Всего шестнадцать поселков, Храмов, Домов Огня
Святитель Димитрий Ростовский (18-век, составитель Четьих-Миней) рассказывает, что апостолом Варфоломеем была исцелена бесноватая дочь правителя Албанской страны, Полимия. После чего князь Полимий вместе со всем своим домом принимает святое крещение. «Ибо до десяти городов и больше приняли тогда по примеру царя, святое крещение».
Сначала приверженцами новой веры были в основном цари и привилегированные вельможи, знать. Затем, по мере осмысления и другие. О былых временах албанского государства молчаливо свидетельствуют древние постройки церквей и стены монастырей, сохранившиеся по сегодняшний день. –
Историк рассказывает:
О том, что Албания состояла из 26 племен, как известно из всех книг по истории. В том числе азеров, гелов, легов, сильв, амазонок, удин и др. Объединяла религия и сходные основные обычаи. Гелиос, Силена, Луна.
Профессор Гюльчохра Мамедова рассказывает:
О специфических отличиях, особенностях (орнаментов, раскраски и т.п.) албанских церквей, крестов от любых других.
Открывается страница книги «Жития Святого Варфоломея»:
«При появлении святого Варфоломея в Кавказской Албании, идолы или лучше сказать, бесы, обитавшие в идолах, умолкли, громко прокричав последние слова, что Варфоломей их мучит и скоро изгонит. И, действительно, не только из идолов, но и из людей изгонялись нечистые духи при одном уже приближении апостола и ради него многие обращались ко Христу. -- Варфоломей! И отсюда ты гонишь нас!»
Варфоломей с группой сподвижников идут по землям Азербайджана. Из статуй вылетают абрисы бесов, которые очень недовольны. Но Варфоломей проповедует людям, исцеляет больных (хромых, слепых, немых, парализованных). В царском дворце находилась под присмотром слуг и лекарей дочь царя. Она, не переставая в исступлении кричала и царапала, окружающих. На ее лице написано безнадёжное безумие.
Царь с грустью смотрит на дочь. Услышав о Варфоломее, он приказывает подданным найти его.
Вот, Варфоломей входит во дворец; и когда апостол Христов пришел к беснующейся, бес тотчас бежал от нее и царевна получила исцеление. После этого царь, желая отблагодарить святого, послал к нему верблюдов, навьюченных золотом, серебром, жемчугом и другими драгоценными дарами. Апостол же, исполненный нищеты духовной, ничего из, присланного не оставил у себя, отослав все обратно царю со словами: - Я не эти вещи приобретаю, а ищу душ человеческих и, если приобрету их и введу в небесные селения, то явлюсь великим купцом перед Господом. Царь Полимий умилившись такими словами, уверовал во Христа со всем своим домом, принял крещение от святого апостола вместе с царицей и исцеленной дочерью своей и с множеством вельмож и великим числом людей из народа: ибо до десяти городов и больше приняли тогда, по примеру царя, святое крещение». Эти события стоит считать началом христианства на всем Кавказском регионе.
Варфоломей, совершая многочисленные чудеса и знамения, исцеляя больных и изгоняя нечистых духов из одержимых ими, множество людей обратил ко Христу.
Шёл Варфоломея по красивому ландшафту Кавказской Албании, среди гор и зелени деревьев, испытывая внутреннее горение Любви к Господу Учителю своему, через которого он сподобился узнать Истину Премудрости Божией.
В наши дни на улицах города Баку можно увидеть массу прохожих. Кто-то из них заходит в мечеть, кто-то в церковь, кто-то в синагогу.
О мученической кончине апостола Варфоломея святитель Димитрий Ростовский повествует так:
«…идольские жрецы вознегодовали на святого апостола, тяжко печалясь о том, что боги их уничтожались, идолослужение исчезало, и капища их, откуда они получали пропитание, приходило в запустение. Приступив к брату царя – Астиагу, они научили его погубить Варфоломея и отомстить ему за обиды их богов.»
Далее в «Житии св. Варфоломея» сказано: «Святой же апостол с радостью страдал за Христа и, вися на кресте, не переставал возвышать Слово Божие; верующих он утверждал в вере, неверующих же увещевал познать Истину и от тьмы бесовской обратиться к свету Христову.
Уже распятый Варфоломей возле капища жрецов-идолопоклонников. Толпа вокруг. Огонь пламенеет на башне. Женщина закрывает глаза ребенку. И вся сцена казни показывается через то, что мог увидеть этот ребенок (6 или 7 летний) Лица людей. Дрожь. Стон. Вопли.
Астеаг-мучитель велел с апостола содрать кожу, палач выполняет казнь. Варфоломей, с великим терпением перенося эти мучения, не умолкая, поучает всех о Боге и возносит славословия Ему. Наконец, мучитель повелел усечь и главу святого Варфоломея. Лишь тогда умолк его голос, тело же осталось висеть на кресте, имея ноги, обращенные кверху, как бы показывая тем шествие апостола к небу.
Бывшие при кончине святого апостола верующие, сняв с креста его тело, главу, кожу положили в оловянную раку и предали погребению в городе Альбане, что в Кавказской Албании. И подавались от мощей апостольских чудесные исцеления болящим, ради чего многие из неверующих обращались к Христовой Церкви.»
Церковные сведения, несут информацию о том времени, когда могила апостола покоилась в Баку.
Из монографии Иеромонаха Алексия.
«Достаточно прочесть свидетельство Экумения, чтобы понять, что этот автор, как, впрочем, и остальные, имеет очень малое представление о политической географии Кавказа. Иллюстрацией того, что под Арменией древние авторы часто подразумевали вообще Кавказский регион, может служить описание Закавказья Захарием Митиленским в седьмой главе двенадцатой книги своей «Хроники», где он путает Армению с Грузией и Персией. Логично заключить, что ни Иберия, ни, тем более Албания составными частями Армении никогда не являлись».
Историк, Ф. Мамедова рассказывает об истории Албанской церкви.
«История албан» описывает истоки этого народа, ведущего происхождение от Иафета сына Ноя вплоть до 999 года. Албанская Церковь считалась автокефальной уже к 340 г. от Р.Х. Так как здесь проповедовал апостол Варфоломей, а так же святой Елисей, который основал первую церковь на Центральном Кавказе и, который получил рукоположение в патриархи Албании от первого патриарха Иерусалима Иакова, брата самого Иисуса Христа.»
Кто такой Астиаг и, как ему удалось улучшить момент для злодеяния, в точности неизвестно. Хотя в книге - монографии, Никаноров приводит версию, что Астиаг – возможно одно из имен армянского царя Санатрука, который в то же время казнил апостола Фаддея в Армении. Как известно, цари, короли, владыки разных стран, при общении называли друг друга – «брат». Возможно, потому и остался Астиаг в церковных записях, как брат царя Полимия. И поэтому, есть немалая доля вероятности, что апостол Варфоломей (как и апостол Фаддей) был казнен так же в Армении, не принявшей Учения Христа, а царь Кавказской Албании, Полимий, как было сказано, «принявший со всем своим домом - учение Иисуса Христа», поместил останки святого у себя в стране, в городе Альбан у Древнего Храма, сегодня называемого Девичья Башня.. …Наверное, поэтому Иаков (двоюродный брат Иисуса Христа) советует Елисею (ученику апостола Фаддея) идти в Кавказскую Албанию, избегая Армению.
По преданию, св. Елисей построил церковь божию в селе Гиш, именно на месте, описанного языческого храма. Эта Церковь – «Матерь всех церквей восточных», этот храм был недавно отреставрирован специалистами Азербайджана и Норвегии.
Каковы же причины казни св. Варфоломея!? Сказано лишь, что жрецы идолов, чародеи вознегодовали на него за то, что их боги-кумиры уничтожались, идолослужение исчезало, а капища их, откуда они получали пропитание, приходили в запустение. Как и во все эпохи, карьеристы-жрецы увидели в нём удачливого конкурента и помеху к безбедному существованию.
Иерарх католичества высказывает мнение по данной теме.
В дальнейшем, около 508 года византийским императором Анастасием (491-518г.) мощи Апостола были перенесены в горoд Дары в Месопотамии. Когда в 574 году этим городом овладели персы, то мощи были переправлены на один из эолинских островов между Италией и Сицилией – Липару . В 833 году Липара была взята арабами, останки апостола Варфоломея были перенесены в Неапольский город Беневенто. В конце 10 века, по желанию германского императора Оттона 3-го мощи Варфоломея были положены в храме в честь Апостола на острове Тиберина в Риме, где находятся и по сей день.
В 2003 году частица святых мощей Варфоломея была перенесена в Баку в дар Русской Православной Церкви.
В 2007 году Ватикан даровал новооткрывшемуся католическому Храму Непорочного Зачатия еще одну частицу мощей святого Варфоломея.
В 2008 году состоялось торжественное открытие Храма с участием первых лиц государства.
Существует немало красноречивых кадров межконфессиональных встреч в Баку, являющем пример миру, как центр межрелигиозной толерантности и сотоварищества.
Прекрасен вид из вертолета на остров Тиберина, где Храм Апостола. Не менее красиво и внутри Храма, где сегодня покоится священная рака Варфоломея..
Иерарх Православия выражает мнение по данной теме.
Сцена исполнения Намаза символизирует, что историю пути апостола, стало возможным рассказать именно в мусульманской стране. Что показывает веротерпимость Ислама.
Совершает намаз тот журналист, что проводил его в начале фильма. Через окно видна Ф.Мамедова, которая следует по улочке «Ичери Шехер».
Надписи из Корана по – арабски видны у входов в мечети. Некоторые буквы похожи на птиц, на голубей. А голуби являются частью христианской культуры. Так даже на деталях узревается связь общая, составляющая Единое..
С некоторых пор каждый год 24 июня в Баку у Девичьей Башни православные христиане проводят ритуал традиционного служения в память о Варфоломее.
В Житии, город Альбан тождественен с нынешним Баку. Местное церковное предание указывает и место упокоения апостола Варфоломея у подножия Девичьей Башни на территории старого города «Ичери Шехер», где согласно историческим сведениям в 6-веке на фундаментах языческого храма Арта была сооружена христианская церковь. В начале 19-века на месте обветшавшего албанского храма Русской Православной Церковью была построена часовня в честь святого Апостола, простоявшая до 1936 года. Памятная мраморная доска на стене часовни сообщала, что на этом месте покоились останки святого апостола Варфоломея, пролившего кровь за Христа.
КОНЕЦ.
Автор – Али Намаз.
avtor film
Oleg Namazov (Ali Namaz)
Mob +99450 4954382
E mail: oleg-namazov@rambler.ru
Свидетельство о публикации №214110200385