Отцы и дети

           Поначалу эту публикацию я задумывал как рецензию к пьесе Максима Горького «Мещане». Вот, сподобился прочитать это произведение пролетарского писателя после 50-ти лет жизни. Надо сказать, что в отрочестве и юности Горький не был моим любимым автором. Все эти босяки Челкаши, призывы к революции не находили в душе отклика, хотя в юности все мы революционеры. Мне больше импонировал мистицизм трёх Б – Брюсова, Бальмонта и Блока, а Горький, на мой взгляд, был не слишком убедителен. Позднее, увлекшись на короткий срок Ницше, я понял, что Алексей Пешков подражал ему. Даже усы носил, как у Фридриха. Вот только в дурдом не попал. Если, конечно, не считать дурильником советскую Россию конца 20-х, начала 30-х годов.
  Но в «Мещанах» Горький коснулся близкой мне темы – конфликта отцов и детей. А тема эта, затронутая  Гоголем и Тургеневым, не потеряла злободневности.
  «Мещане» созданы в 1901 году. Двумя годами ранее в России разразился финансовый кризис, переросший в экономический, а в пятом году и политический.
  Итак, 58-летний небедный мещанин Бессеменов – старшина малярного цеха, то есть человек, принадлежащий к «рабочей аристократии», ну, или мелкой буржуазии. Василий Васильевич доживает свой век в собственном доме, имея на иждивении сына и дочь. Хотя дочь его Татьяна работает школьной учительницей. Кроме родных детей в доме живёт его пасынок Нил. Также в доме квартируются два нахлебника - Тетерев и Шишкин и одна квартиранка Елена Кривцова.
  Сын хозяина Пётр исключён из университета за участие в студенческих беспорядках, и, уж простите, другого слова не нахожу, лоботрясничает на деньги отца. При этом мечтает вновь вернуться к студенческой жизни. Василий Васильевич любит детей, но не находит с ними взаимопонимания. И проблему видит в том, что сам он, в отличие от детей, не получил образования. Но никогда образованность не заменяла житейской мудрости. Знавал я людей с неполным средним, обладающих природным умом. С ними можно было говорить на любые темы. Знавал и профессоров, одержимых глупым самомнением. Ибо мудрость, как говорил царь Соломон – в страхе Божьем. Но в своей пьесе Горький об этом, естественно, не говорит. Потому что ещё в молодости разочаровался в религии. Но, если верить знавшему его Ходасевичу, не любил и суровой правды жизни. Владислав Ходасевич в своём очерке «Горький» приводит несколько случаев, когда великий пролетарский писатель предпочитал горькой правде сладкую ложь. Не зря в другой его знаменитой пьесе самый обаятельный персонаж – лукавый старец Лука.
  Но вернёмся к теме отцов и детей. В «Мещанах» Горький показывает нам крушение патриархальных устоев, то есть отход русского общества от традиционализма. Но, подумалось мне, если семья – ячейка общества, то не приведёт ли её разрушение к краху самого социума? Или замене его на какой-то другой, что мы и наблюдаем нынче на Западе? Когда дети до 12 лет бесполые, а после 12-ти сами выбирают себе пол, не согласуясь со своими физиологическими особенностями. Один мой приятель живёт в Западной Европе с двухтысячного года. Его дочь, впитавшая в себя все «прелести» тамошней демократии и толерантности, к тридцати годам поменяла с полдюжины сожителей разной национальности и цвета кожи, но полноценной семьёй так и не обзавелась. А разве не в самой нашей природе заложено продолжение и сохранение рода? Другой мой знакомый в сердцах как-то бросил камень в православие, как самую косную религию: - Оно держится на одних догмах! А что ты имеешь против догм? – спросил я. Они тормозят прогресс! Я, видя его трепетное отношение к 10-летнему сыну, ответил: Православие держится на десяти Божьих заповедях. Уж не хочешь ли ты изменить догму «Не убий» или «Чти отца и мать и будешь благословен на земле»? Ну, ты ляпнул, отвечает, разве это догмы? А что же это? Сколько прошло со времён Ноя, а почитание родителей до сих пор считается добродетелью. Причём, наше отношение к своим родителям разнится с отношением поколений в западном мире. У нас отправить отца или мать в пансионат для престарелых считается чуть ли не предательством по отношению к ним. У них – в порядке вещей. Причём родители сами не хотят обременять своих детей. Правда наши и их пансионаты сильно отличаются. Я видел один стардом в Швейцарии. Уверяю вас, его пансионеры вполне счастливы, ну, или в худшем случае, довольны. В наших домах содержатся люди в основном с поломанной судьбой.
  Мой друг пять лет назад построил просторный дом на окраине живописной деревушки. Его родителей уже нет на этом свете, но вместе с ним, женой и детьми живёт его тёща. Вот она-то по-настоящему счастлива! Жить вместе с детьми и внуками в просторном, уютном и красивом доме – это ли не счастье? В этой семье проблемы отцов и детей нет.


Рецензии
А потом я в сортире ночами перечитывал Горького "Мать". И клозет испоганил бычками, не умея с собой совладать.
Как-то летом в заволжском лимане под мычанье колхозных коров увлекался я пьесой Мещане, отбиваясь от злых комаров.

Гильермо   25.01.2016 19:21     Заявить о нарушении
А однажды один мой ровесник угостил сигаретой "Опал". Мы курили и вдруг буревестник сверху нас, дураков обос..л!

Олег Крюков   25.01.2016 19:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.