Даль светлая. Глава3
Появилась я в Суровке восемнадцатого августа, а уже через неделю в одной из современных школ Нового Города проходило заседание секции учителей английского языка.
Мероприятие показалось довольно скучным: доклад с цифрами и именами, выступления учителей по принципу «делай, как я» и награждение достойных.
А вот школа очень понравилась.
Спроектирована с умом: светлая, не тесная, блестящая от своей новизны.
Студенткой на практике в Казани побывала в нескольких, но все они были старше меня по возрасту, а по виду - даже старше руководителя практики.
Не разбираясь в архитектуре, я удивлялась тому, что во многих оба зала: спортивный и актовый, располагались на четвёртом этаже - над учебными классами.
Одноэтажная, деревянная, с печным отоплением суровская «старушка» без всяких залов проигрывала всем, но я уже к ней привыкала.
Днём мы отмывали классы после ремонта, а вечерами я знакомилась с другим бытом: без телевизора, радио, телефона. И мне это очень нравилось. Было ощущение, что я вернулась в молодость моей мамы.
Нравилось общение с новыми такими разными подругами.
Может быть, сказалось желание иметь старшую сестру, а тут их сразу две.
Хотя Елену я позже стала принимать за младшую.
Узнав, что в школе нет никаких наглядных пособий, взялась за плакатное перо и принялась вычерчивать на карточках тушью буквы английского алфавита, потом транскрипционные знаки, потом таблицы времён английского глагола.
Круглый стол был раздвинут в овальный. И теперь мы делили его с Ольгой.
С ней сразу перешли на «ты», а Елена Васильевна не «искушала расстояния».
За глаза мы называли её только по имени, Ольга иногда иронизировала до «прекрасной», атмосфера в доме была дружелюбной.
Как и положено математику, Ольга умела задавать вопросы и делать выводы.
А Елена поощряла мои рассказы восхищённым взглядом и лукавой улыбкой.
В такой благоприятной обстановке я заливалась соловьём, вспоминая мельчайшие подробности моего несостоявшегося романа:
«Выпускной вечер после окончания института наша группа отмечала в ресторане «Акчарлак» (чайка). Находилось заведение в другом районе.
Чтобы ночью не ехать через весь город, мама посоветовала мне переночевать у наших близких друзей. Их дом был в двух шагах от ресторана.
Выпускной прошёл официально-скучно. Танцевала весь вечер с каким-то парнем из КАИ, который и проводил меня до места ночлега.
Парень просил о свидании на следующий день, а я ему рассказывала о своей большой любви так, что он, по-моему, уже начал симпатизировать Конькину и хотел с ним познакомиться.
И вот утром, когда я возвращалась домой, встретила его.
С рюкзаком за плечами и сумкой в руке, Конькин стоял возле своего подъезда.
- Откуда ты такая красивая? - спросил он, улыбаясь.
А у меня в душе уже пели свирели. Да, я была в том самом платье цвета нежной сирени.
- С выпускного.
- Хорошо гуляли, - заметил он и закурил.
- А ты уезжаешь или только что приехал?
- В стройотряд через пять минут отправляюсь. Отца жду. Он проводить хотел.
И тут я увидела в его руках старую заштопанную штормовку.
- Слушай, а у меня есть новая штормовка. Она мне велика, а тебе будет как раз. Подождёшь здесь — я быстро.
И, не слушая ответа, помчалась домой.
Перебегая проспект, чудом не попала под машину.
Лифт на удачу работал.
Влетев в квартиру, бросилась в кладовку, сорвала с вешалки штормовку, и крикнув на ходу «Потом объясню» остолбеневшей маме, помчалась назад.
Каблуки при беге явно не помощники: я запыхалась и дышала как паровоз. Совершенно забыв о том, как я выгляжу, пунцовая, вспотевшая, я появилась перед Сашкой и его отцом.
- Здравствуйте! - кивнула я отцу. - Вот! - вручила Сашке штормовку.
Конькин удивлённо посмотрел на меня, покрутил в руках переданную вещь, обнаружил на ней не срезанный ценник.
- Я ведь не на прогулку еду. Мне в ней работать придётся. Ты понимаешь, что она изменит свой вид?
- Вот и хорошо. Пусть она выглядит как у заправской альпинистки.
Они сели с отцом в машину, а я пошла домой, пожелав ему удачи.
Мне было так хорошо, как будто это меня взяли в стройотряд".
Закончила я очередную серию своих воспоминаний. Елена глубоко вздохнула, улыбнулась своим мыслям и пошла на кухню ставить чайник.
Ольга покачала головой и покрутила пальцем у виска.
- Он тебе писал?
- С чего бы вдруг?
- А штормовку вернул?
- Конечно.
- И что потом?
- А потом ничего.
- Чай готов, - сообщила Елена из кухни.
Готовили мы по очереди. Утром на электроплите, а вечером — в печке. Еду простую, без изысков. (Щи и каша - пища наша). На зарплату начинающего педагога трудно было разгуляться.
После ужина мы включали проигрыватель и крутили по очереди два имеющихся диска. Вскоре Николаю Сличенко я подпевала на цыганском, а Песнярам — на белорусском.
Потом слушать одно и то же надоело, а цыгане всё звали в пляс, и мы с Ольгой вышли в круг.
Елена, смеялась, краснея за нас.
Вспомнив про длинную пёструю юбку гаде, которая была в моде в том сезоне, я надела её, накинув на плечи Ольгин платок с кистями.
Ежевечерние получасовые пляски теперь стали ритуалом.
Однажды, когда за окном было уже темно, а наш "дуэт ромэн" отплясывал на полную катушку, в окно громко постучали.
Мы тут же выключили музыку и свет, отдёрнули занавеску и никого за окном не обнаружили.
Освещение было чисто символическое: единственный фонарь тускло светил с другой стороны дома.
Он находился на территории школы. Но даже при таком свете человека бы мы разглядели. Но там никого не было. Только включили свет — стук повторился. Проверили ещё раз - никого.
Тогда Ольга сделала очередной вывод.
- Значит, лось вернулся.
- Какой лось? - я прошептала с ужасом в голосе.
- Есть тут один ученик — Лёша Лосев — после восьмого в училище собирался. Уехал куда-то к бабушке, а вчера мать встретила — говорит, придёт в девятый.... Вот тебе повезёт, если он в твою группу попадёт! - в голосе Ольги звучали угрожающие нотки.
Стук в окно затихал как только мы выключали свет. Решили посидеть без электричества у окна в засаде.
Стучат! Вышли на улицу — ни души. Подошли к окну, и вот тогда обнаружили проволочную конструкцию, закреплённую к раме, на конце которой была увесистая картофелина, обвязанная ниткой, уходящей на другую сторону улицы.
Дёргал Лёша за ниточку, и картошечка стучала.
Позже Елена по секрету рассказала, что у Ольги спор с этим учеником идёт давно. Учится парень легко, и на выдумку горазд.
- По-моему, он так симпатизирует Ольге Николаевне, - вся в смущении сделала Елена свой первый вывод.
Накануне первого сентября директор объявил, что в РОНО не разрешают деление классов на группы. У меня набиралось всего одиннадцать часов.
И тогда Мансур Халилович стал предлагать все имеющиеся вакансии: «Ты пет можиш — бери щетыре щаса пения! Хощищ, три щаса географий дам? Вот и ставка!»
Я категорически отказывалась: «Ну, что вы?! Я же этому не училась!»
- «Наущищся!» - настаивал директор.
Оптимизм этого человека удивлял и восхищал. Сам он вёл уроки труда и умел всё.
Моего авантюризма не хватало на такие отчаянные поступки, как преподавание пения без владения музыкальным инструментом.
Вот если бы речь шла о танцах, то я бы задумалась, потому что Ольга поставленным голосом завуча так и заявила: «На день учителя будешь плясать цыганочку».
При своих одиннадцати часах нагрузки я была занята в школе весь день. Причём в две смены.
«Окон» было в разы больше, чем уроков. Ольга объясняла это так: «Какая тебе разница?! Всё равно через дорогу живём. Провела урок — дома отдохни. Что здесь ещё то делать?! Ходить здесь некуда».
И в этом она была права.
Один продуктовый магазин, где, как в настоящем сельпо, продавались и продукты, и некоторые промышленные товары; ещё баня с мужским и женским днём, где все были равно голы: и ученики, и учителя.
Этот факт меня больше всего напряг, ибо в нём я нашла прямую угрозу своему будущему авторитету.
Такой степени открытости я даже в страшном сне не могла себе представить.
Тогда Ольга договорилась с коллегой, имеющей частную баню.
И весь период моего преподавания в Суровке мы, подобно лучшим героиням русской литературы, «ходили в баню по субботам».
Мне в те годы часто казалось, что жизнь очень похожа на кино. То есть мысль о том, «жизнь-театр, а все мы в нём — актёры» мне тоже приходила в голову, но до меня это классик уже сказал.
Про что это она - хотите спросить? Так я отвечаю: никогда не считала себя учителем. Мне всегда казалось, что я играю в школу. Роль такая. До самого последнего дня работы я всё думала, что это очень несерьёзно.
А тогда это были самые первые уроки моей игры в школу. Мне всё время приходилось себя сдерживать, чтобы не бежать вприпрыжку и не скакать от счастья, что меня принимают за взрослую.
Казалось, что я всех удачно обвела вокруг пальца.
Шестнадцатого сентября на утреннем рейсовом автобусе мы с Мансур Халиловичем поехали в РОНО, чтобы прояснить ситуацию с моей нагрузкой.
Не знаю на что он надеялся.
Может быть, думал, что сердце чиновника дрогнет при виде молодого специалиста в платье цвета нежной сирени, и нашей школе разрешат деление неполных классов на группы, или просто по отцовски понимал, что на такую зарплату этот специалист не проживёт, и надо что-то решать....
Сама я над такими пустяками не задумывалась, хотя аванс озадачил.
Воспитание в лучших традициях социализма не позволяло думать о материальном.
Да и что о нём думать, если есть куда более интересные темы, такие, например, как недостаточная эффективность преподавания иностранного языка.
Вот и ломай над этим голову: твори, выдумывай, пробуй!
Доехали мы до старого города минут за сорок.
По дороге зашли в хозяйственный магазин, где директор купил оцинкованное ведро и навесной замок для нужд школы.
И с пустым позвякивающим ведром зашли в здание администрации.
Мой снобизм отказывался понимать подобные действия, и в то же время я восхищалась неординарностью поступков нашего директора.
Выходила я из кабинета начальника РОНО уже учителем другой школы.
Там обещали достойную нагрузку.
Мои сожительницы встретили новость о переводе в Новый город очень сдержанно, и даже, как мне показалось, с долей сожаления.
И мне это льстило.
Я тоже к ним привыкла и не хотела никуда уезжать.
К тому же пока и нЕкуда было.
Вторая моя школа находилась в Новом городе. Типовое современное трёхэтажное здание двух лет от роду. Свет, простор, чистота и красота.
Там мне выделили кабинет с лингафонным оборудованием, которое до меня успели вывести из строя.
Классы: с пятого по десятый - мы делили с коллегой — Людмилой Александровной, тоже англичанкой.
В школе была ещё и немка.
Теперь я вынуждена была просыпаться на полтора часа раньше, чем прежде. Десять минут шла до остановки, Час десять - тряслась в автобусе, и за пять минут — добегала до школы. Этим же маршрутом, только в другой последовательности, я возвращалась в Суровку.
Ольга и Елена сладко спали, когда я покидала наш дом...
И вот однажды, я не смогла открыть дверь.
Ключ провернулся на полный оборот, а дверь не открывалась.
Я уже сделала не одну попытку. Безрезультатно.
Начиная нервничать, и соображая, что делать, я решила обратиться к Ольге с вопросом.
- В доме есть отвёртка?
- На кой тебе отвёртка в такую рань? - ответила подруга вопросом на вопрос.
- Замок заклинило. Дверь открыть не могу.
- Лезь через окно, - посоветовала она, не открывая глаз. И, поворачиваясь лицом к стене добавила. - Не забудь убрать полено с той стороны. Опять Лось...
Думая, что она уже бредит этим парнем, я удивилась быстрому и правильному решению математички.
Одетая в плащ и сапоги, встав на стул, я сначала спустила за окно свою сумку с зонтом, а потом, посмотрев по сторонам, совершила прыжок без парашюта.
Не самое это приятное занятие, скажу я вам, прыгать на каблуках, даже и с первого этажа....
Дверь действительно была подпёрта поленом со стороны улицы.
И выбила я его тоже не с первой попытки.
В этот день я установила собственный рекорд, сократив наполовину время до остановки.
(Продолжение: http://www.proza.ru/2017/08/17/462 )
Свидетельство о публикации №214110200808
Сегодняшние, кажется, и не поймут, что это такое. Носил, было дело, геологией бредил (вирус из книг Г.Федосеева). И даже поработал в экспедиции. Правда штормовка было шутейная, из тонкого материала, но с капюшоном.
Виктор Санин 30.01.2020 15:26 Заявить о нарушении
Людмила Вятская 31.01.2020 12:51 Заявить о нарушении