Случай...

Теперь молодежь не знает,что такое - ехать в Москву за колбасой.А в "шестидесятых-семидесятых"это было обычно.И к Новому Году поезда были  забиты народом "по самое никуда".Общий вагон,тесно,счастливцы с верхних полок не встают даже,когда невмоготу. Все хмурые.А вот назад народ  возвращается уже повеселее.Котомки с продуктами,с обновками.Иногда народ расслабляется.И раз в такой поездке,я, еще будучи пацаном,стал свидетелем,можно сказать, отваги пожилого мужчины,а затем слушателем его удивительной истории.Народ достал свои котомки и авоськи, сел покушать,ну и "принять на грудь сто грамм наркомовских".В одном купе нашего вагона молодой парень, видно, принял больше, чем сто граммов,и его потянуло на приключения.Сначала он просто пел,а потом стал оказывать знаки внимания сидящей напротив хорошенькой девушке.И, когда она попросила оставить ее в покое,он совсем распоясался: "Ты,че,коза? Я, знаешь, кто? Да ты за счастье должна почесть,что я на тебя,моль белая,глаз положил." И, когда один пассажир вступился за девушку,началась драка.Пассажиры пытались утихомирить дебошира.Но дело приняло неожиданный поворот:вагон буквально замер-хулиган достал пистолет.Тогда вспомнили про милицию.Надо отдать должное:транспортная милиция прибыла быстро.Но парень схватил девчушку ,лет пяти,и,приставив к ее голове пистолет, велел всем отойти.Тишина была такая:кажется, все дышать перестали.И тут произошло,то,что меньше всего ожидали:на верхней полке лежал мужчина,лет так за семьдесят,одним словом, старик.Он- то и стал героем.Когда бандит пятился с девчушкой к выходу,милиционеры пытались его перехватить.Он тогда и заорал "дурниной":"Куда лезете, легавые,волки позорные!Враз пацанке башку снесу!" Старик как- то весь сжался,а потом ловко спрыгнул на бандита,при этом сумев его обезоружить.Скрутил ему руки назад,сказал:"Забирайте ирода,такой сон не дал досмотреть." Милиционер даже фуражку уронил,только и мог сказать."Ну,ты даешь отец!" Старик сел и попросил проводницу:"Принеси чайку,дочка."Вот тогда я и услыхал удивительную историю старика. "Ишь, волков обидел,а волк- животное с понятием. А дите и вовсе трогать нельзя было".Милиционер сел рядом."Ты,батя,где так научился ловко?"-"Где?Да на фронте, милок.Да и "зону" я топтал три года." "Зону?"Удивился милиционер."Это за что же?"-"Да за молодость и глупость.Родился я еще при Александре Миротворце.Семья у нас не бедная была.Отец на заводе работал,ценили его.Мать по дому хлопотала"-"Это как же- рабочий и- не бедный?"- Спросил кто-то из пассажиров.-"А вот так,батя до тридцатки получал.По тем временам хорошие деньги.Да сеструха старшая- в горничных:матери деньги отдавала.Там ее кормили и одевали.А мать ей приданое копила.А в четырнадцатом я уже вовсю на Путиловском работал,тоже не плохо зарабатывал.Сестра к тому времени замуж вышла за хорошего человека. С голоду не пухли,да еще в деревню родне денег посылали.А тут война с германцем.Мне повестка пришла.Мастер говорит:"Ты,Николаша, тут нужон.А я  все едино ушел на фронт.Попал в пластуны."-"Это что за "пластуны"?-спросил какой-то пассажир."А это-разведка по- нынешнему.Там нас офицер всему обучал.Хороший был,хотя и ,"ваше благородие".А в восемнадцатом нам уже та война поперек горла встала,да и не поймешь,кто за что сражался- брат на брата ,дети- на батьку.В общем, решили мы домой вертаться.Бати уже не было.Сеструха родами померла.Муж ейный к большевикам подался,а дите нам с матерью принес:-"Куды,говорит, я с младенцем,помрет ведь дите без мамки." Так и остались мы с матушкой да дитем на руках. В городе голод,аресты.Ничего хорошего.Решили мы в деревню податься."- "Это что,бежать?"-раздался чей-то ехидный голос: "А ты не суди!"-вмешался женский голос."С дитем да мамашей только и воевать.Да и навоевался он уже."-"Ты не слушай,отец.-"Сказал милиционер.-"Дальше-то,что было"?-"Уехали мы, значит,в деревню.Я мать с дитем к родственникам пристроил,а сам в город вернулся.Кой-какие заводы работать стали.Я ж слесарь,устроился.А тут новая власть пришла добровольцев в милицию звать.Я и пошел.Паек, да и платили.Думаю, матери помогать смогу.Пять годков оттрубил.А потом взяли меня в группу-аресты производить.Не по мне это было".Старик повернулся к милиционеру и сказал:-"Извини ,браток,не про тебя речь."Милиционер усмехнуля:-"Ничего,папаша,среди нас всяких хватает"- старик продолжил:-"Арестантов, порой,не доводили до отделения,а что при обыске взяли- начальство по карманам пихало,вот я  и психанул.Не мое, говорю,не по чести это,разве для того власть меняли?Ну меня за эти-то слова и взяли.Хорошо- к стенке не поставили,а только избили.Да лес валить сослали.Загнали далеко.Днем лес валили.А ночью в облипку спали,потому что спали-то прямо на снегу.К утру  половина насмерть мерзла.И решили мы с таким -же бедолагой бежать.Лучше уж пусть пристрелят ,ежели поймают,чем замерзнуть.И ушли в одну из темных ночей.Долго шли.Ушли от погони.Тайга кругом.Свобода.Но напарник не дошел- в пути помер.Я его в снегу зарыл да крест из еловых веток связал.Дальше один шел.Кору обдирал,да ел.Чуял-долго не продержусь.Сил уже не было,когда на заставу нарвался.Ну,думаю, все,так хоть скорей-бы.А тут волки и ко мне.С одной стороны солдаты,с другой звери.Хана, одним словом.Встал я на колени,решил перед смертью хоть какую молитву вспомнить.Только волки те мимо меня ходом прошли,не тронули.А солдаты деру дали.Вот так я жив остался.Волки,они с понятием.Ну,что,дочка"-обратился он к проводнице."Чаек-то остыл."-"Я сейчас.Я свежего".-Заторопилась проводница.


Рецензии