Глава 8. Три с половиной оборота через крышу

     9 октября 2009 года было пятницей. Последний рабочий день на неделе. Совершенно обычный осенний день, с обычной осенней погодой. Небо затянуло перисто-кучевыми и перисто-слоистыми облаками, с преобладанием первых.
Они не были облаками плохой погоды, но дождевая морось периодически сыпалась на землю.
    
     Работа была выездная.  Надо было объехать четыре детских садиков в Пушкинском районе и отремонтировать на кухнях неисправное оборудование.
Три заявки уже были выполнены, оставалась последняя, но на дальней точке.
Добраться туда можно было лишь по Ярославскому шоссе…

     Время обеденное, ехать надо было в сторону области, а шоссе уже плотно забилось дачниками. Кое-как влились в общий поток, который двигался со скоростью черепахи. Я и водитель Дима, на его ВАЗ 2110, изнывая от нетерпения, тащились по трассе. Казалось, это быстро - добраться до точки, сделать ремонт, и -  кати домой последние 60 км, но Ярославка сопротивлялась этому как могла…

     Пришло время и мы, россияне, сполна познали заграничную «пробковую» жизнь. Люди стали раздражены, с остервенением суются в каждую образовавшуюся щёлку, а порой, от безысходности, начинают делать глупости…

     Две полосы для движения прямо были плотно заняты. Иногда, справа, появлялась ещё одна полоса, для съезда на АЗС и выезда оттуда.
      
      Терпение Дмитрия кончилось на 32 километре Ярославского шоссе.
Впереди показалась заправка, появилась полоса для съезда, свободная от въезжавших и выезжавших автомобилей. Дима решил по ней продвинуться несколько вперёд относительно плотной массы легковушек. Переход вправо, нога на полный газ, скорость возросла до 90 км/час…

     В этот момент, почти перед нашим капотом, из полосы слева красная легковушка резво вырулила на заправку, перекрыв собою наш путь...

     Что бы всё дальнейшее было понятно, расскажу поподробнее о месте действия. Между  закруглённым въездом на АЗС и таким же закруглённым выездом с неё, существует яма длиной около 50 метров. Правый откос шоссе в эту яму был крутой, градусов 60. Глубина ямы около 2-х метров. На Ярославке, возле съезда на заправку стоял какой-то знак, на толстостенной трубе диаметром 50-60 мм. Правее его, совсем рядом, были закопаны ещё два столба с информационными указателями цены на бензин, закреплёнными между ними.  А в глубине ямы, через несколько метров за ценой на бензин, на фундаменте, стояла толстостенная  труба,  сантиметров 30 в диаметре с огромным рекламным щитом наверху. Мощная труба...  Огромный щит…

     Я сидел на переднем сидении, рядом с водителем. Оба были пристёгнуты ремнями безопасности. Я всегда пристёгиваюсь сам и требую того же от водителя.
(Одиннадцать с половиной лет работы на Автополигоне НАМИ не пропали даром)

     Мой водитель, резко тормозя, попытался объехать эту красную легковушку,
слегка её чиркнул,  но дальше свободного пути уже не было...

     Поняв, что мы сейчас будем сносить всё, что попадётся перед капотом, я успел сгруппироваться.  Ногами покрепче упёрся в пол, руками  ухватился за подлокотники и, втянув голову в плечи, прижал подбородок к груди...

     Столбы с ценой на бензин отпрыгнули вправо, а дорожный знак бросился на капот...

     (Уже потом,  этот знак, согнутый  под прямым углом и вырванный  из земли, я убирал с проезжей части  метрах в 40 от места его прежней установки. Диме очень повезло,  что знак, в неуправляемом полёте,  не покорёжил никакой машины на шоссе.)

     Удивительно, но страха у меня не было... Зато, три года назад, был обширный инфаркт и ещё неизвестно чем бы всё закончилось, если бы пришёл страх.

     Мне приходилось попадать в опасные ситуации. Тогда выброс адреналина в кровь всегда ощущался появлением кислого вкуса во рту.  Здесь этого не было.
Было спокойное контролируемое состояние, как у человека, наблюдающего всё происходящее  как бы со стороны.
 
     После сноса знака, машина пролетела над ямой вперёд два-три метра и 
приземлилась на откос шоссе.  Но только двумя левыми колёсами.  А под обоими правыми – была только большая глубина… 

     Почувствовал, как машина превращаясь в штопор, стала резко падать на правый бок.

     Успел закрыть глаза и услышал звон брызнувших внутрь салона осколков стекла правых дверей. Инстинктивно, насколько позволяет пристёгнутый ремень, попытался отодвинуться влево, но инерция ударила меня плечом о правую стойку крыши.

     Открыл глаза. Автомобиль продолжал, вращаясь,  двигаться вперёд, вдоль откоса. Рассыпались в осколки калёные стёкла левых дверей, улетели своим путём лобовое и заднее триплексные стёкла. Трясло, как на булыжной мостовой. Продавленная крыша сузила обзор в 1,5-2,00 раза по высоте и в этих щелях кувыркалась лишь трава, с угадываемым под ней грунтом...  Неба не было вообще.

     Услышал тихое подвывание водителя: «Моя машина...»   
 
     Один оборот..., второй..., третий...

     Меня, что-то периодически било в правое плечо, и мучило лишь одно желание - остановить вращение...

     И вот оно остановилось...

     Ощутил себя наконец-то в покое, но висящим вниз головой, на ремне безопасности. Автомобиль сделал 3,5 оборота и остановился лёжа на крыше...

     Запомнил первое и неожиданное ощущение, что висеть на ремнях было… вполне комфортно. Ремни не резали моё 110 килограммовое тело, как не резала его и перекладина турника в школьные годы.

     И вот только теперь  появилось ощущение опасности.  Не дай Бог,  машина загорится.  А мы в небольшом замкнутом пространстве, да ещё привязанные.  Бензин горит жарко и быстро…

     В первое же мгновение после остановки услышал голос водителя,
так же висящего на ремне рядом:
- Вы живы?
- Жив, - ответил, - а ты?
- Нормально…
- Надо быстро выбираться, – скомандовал  я,  - не дай Бог загоримся…
    
     Попытался расстегнуть ремень безопасности, но не хватало сил нажать кнопку замка.

     (Это самый опасный момент в любой нештатной ситуации, когда что-то идёт не так,  как должно было идти. Кто-то быстро находит нужное решение, кто-то впадает в гибельную панику.)

     Ответ на невысказанный вопрос пришёл мгновенно: «это потому, что вес тела сильно натянул ремень».

     Осторожно опёрся правой рукой о засыпанную стеклянным крошевом крышу, приподнимая себя, - замок отщелкнулся.  И вот я уже стоял на четвереньках на крыше, удивляясь большому свободному пространству в салоне. Вся мебель-то прикручена к потолку…

     Вам никогда не приходилось залезать в собачью будку?  Представьте себе, что вы – сенбернар.  И будка у вас сенбернарская,  а лаз  из неё сделан для таксы…
 
     Такие ассоциации  пришли мне в голову, когда я глядел на сплющенный изуродованной крышей оконный проём передней правой двери, через который мне предстояло эвакуироваться.
    
     Дикое, почти животное  желание вырваться из этого плена стало овладевать мной.

     Снаружи уже подскочили люди. Удивительно много людей для такого случая, человек десять. Обычно возле места аварии водители только притормаживают и медленно проезжают,  разиня рот.

     Люди видели мою голову и руки там, где было стекло двери.
 
     Звучали удивительно верные  первые вопросы о том, сколько нас было в машине и каково  наше состояние. По моей просьбе, начали волоком, на животе, вытаскивать меня за руки наружу...

     Мешал ремень...
 
     Заполз назад, перекинул ремень через голову,  и снова меня волокли на животе наружу...

      И снова ремень не пускал…

      Опять включил «заднюю передачу», вторично заполз в салон, напряг мозги и освободился от ремня окончательно. 

     И все эти действия - под  постоянно крутящуюся в голове мысль о возможном возгорании.

     Третье моё волочение прошло,  наконец-то, успешно. Первый взгляд, ещё с колен, на автомобиль: слава Богу - ни дыма, ни пламени, обошлось…
 
      Вокруг - прибежавшие на помощь люди. Один - с серьёзным ножиком в руках. Полагаю не для того, чтоб прекратить мучения пострадавших, а для перерезания ремней безопасности, если это понадобится.

      Наконец-то я стоял в полный рост, жадно вдыхая воздух и ощущая холод и сырость правой ногой...  Удивлённо посмотрел вниз, так как боли не чувствовал. Правая нога - в одном носке, ботинок остался где-то в салоне...

     Люди, облепив машину, перевернули нашу ласточку на колёса...
Открыли  капот, скинули  клеммы с аккумулятора.
Рядом с машиной нашёл свой правый ботинок…
Всё, теперь можно было и расслабиться...   Что могло произойти, уже случилось...

     У водителя из правой руки сочилась небольшая струйка крови, но это мелочь, просто порез.  Забинтовал его, поданным из-за плеча бинтом. Поблагодарил подавшего и обернулся к нему. Это - водитель красной машины, которую мы цапанули...

     Оказывается, очевидцы уже вызвали и ДПС и, на всякий случай, скорую помощь. В ожидании милиции, изучал следы нашего кувыркания.

     Нам удивительно повезло...

     Только благодаря скорости, нас, с откоса, не бросило на трубу основания огромной рекламы, это была бы явная смерть. Кувыркаясь, мы пролетели дальше, за неё... Оба не поломаны, лишь синяки да ссадины.  А вот автомобиль, как показала дальнейшая жизнь, восстановлению не подлежал...

     Приехали ДПС-ники.
Глядя на нас, задали единственный вопрос:
- Пристёгнуты были? 
- Конечно, - ответил я.
- Хорошо. Вы в этой яме не первые.  До вас были не пристёгнутые.  Были и трупы…
   
      Оформление документов, вызов эвакуатора, погрузка на него нашего металлолома, заняли около четырёх часов. Продрогшие и замёрзшие, мы наконец-то  разместились в тёплой кабине эвакуатора и поехали домой.

     Сидя на широком сидении кабины, я повернулся  к Диме и показывая указательным пальцем вверх, многозначительно сказал:
- Сегодня продемонстрировано, что нам туда ещё рано…

     Единственное, что я тогда ещё не знал, зачем и для чего Господь сохранил мне жизнь. Это выяснилось только на следующий  год, но это уже совсем другая история…


Рецензии
Лёнечка, какая потрясающая история!
Пережить такое!
Мне даже страшно было читать...
Дочитала. Напереживалась.

А теперь слезы в глазах...

Вы уже не с нами, Лёнечка...

Но сколько важного, нужного ДЛЯ жизни рассказываете нам здесь.
Нет, неправильно я сказала, что Вы не с нами. Вы - с нами!!!

Ольга Суздальская   05.09.2017 16:47     Заявить о нарушении
С нами, Олечка! Вернее, С Господом, и с нами тоже, через молитвы о нём Богу можно разговаривать...
"Господи, передай ему, что я его очень-очень люблю".

Ольга Коваленко-Левонович   21.09.2017 20:29   Заявить о нарушении