Мои деревенские каникулы. 8-10 глава

                - 8 -    
-"Егор"- говорит бабушка -"Сегодня я ягодников уже видела. -"Идут в горы-то. Наверное на пригорках уже земляника есть? И нам надо не зевать! А то близко то всё вырвут. А далеко идти, только девку маять. Ты бы ей лапоточки сплёл. В них милое дело по горам то лазить. Не в своих же туфлях  она пойдёт?"- Вот это , да! У меня  будут настоящие лапти! И я жду. Когда же дед будет их плести, чтобы посмотреть, как это делается? Дедушка лезет на подоловку, за лыком, которое развешено там на жерди. Вдруг он кличит меня и просит, что бы я принесла из кухни большое блюдо. Затем он спускается оттуда и у него в блюде яйца, а лыко он сбрасывает в сенях на пол. Я удивлена. Яйца то откуда? Бабушка смеётся -"Так курочки снесли."-  "Как? У них что там гнёзда?"- Я видела, что куры сидят на насесте. Интересно так смотреть, как они рядком укладываются спать на ночь, взлетая на насест. А то, что они несут яйца на подоловке для меня открытие. Бабушка рассказывает -"У каждой курицы своё место. Вот Чернушка кладёт яйца в этом углу, а Пеструшка в другом. Порой нахожу яйцо в самых неожиданных местах. Так, что если полезешь на подоловку, то осматривайся, не наступи на яйцо. Надо чаще осматривать её, а то сделают где нибудь кладку и выведут мне цыплят. У меня однажды так и было. Потеряла я курицу, думала что коршун унёс. Ну уже и смирилась с этой потерей. Как вдруг слышу по подоловке писк. Полезла. Батюшки! А там целый выводок. Эта курица несла яйца в дальнем углу. А я туда и не гляну! Как только там скопилась целая кладка, он  села на неё и вывела мне цыплят."- Дедушка брызгает лыко водой и заворачивает в мокрую рогожку -"Пересохло. Пусть обмякнет не много,  а то гнуться не будет."-  говорит он.

               И всё таки я чуть не проспала изготовление лаптей. Мои старики встают рано, а я люблю поспать. Сплю я в последнее время на полатях. И всё из-за мух. Уж больно в деревне их много.  И во дворе и дома. По первости я пыталась бороться с ними. Бегала  за ними с газетой и хлопала их.  -"Пустое занятие."- сказал дед. -"Скотины полон двор, а ты хочешь, чтобы их не было в доме. Назойливость их поражает  меня. Вот прицепится к тебе и допечёт ведь! Пока не прибьёшь не отстанет. Особенно их много на окнах. Бьются об стекло и так противно жужжат, образуя общий мушиный хор. Но обязательно в нём найдётся солистка, которая жужжит противнее всех и раздражает тебя  больше всех. А на полатях спать одно удовольствие!  Там полумрак, и мухи туда не лезут  и не досаждают тебе. На другой день я просыпаюсь от жужжания  вот  такой противной солистки. Дома тишина, а она жужжит и жужжит, раздражая меня. Я встаю, подхожу к окну и прихлопываю эту солистку. Затем я иду во двор. И что я вижу? Мой дедушка сидит на крыльце и плетёт мне лапти. Рядом стоит уже готовый лапоток, да и второй уже начат. -"Вот померь"- говорит он .    -" По твоей туфле делал. Должны быть впору."-  От досады у меня прямо настроение портится. Я примеряю лапоток. -"В самый раз."- говорит дед. -"Вот и второй скоро будет готов."-  Я сажусь рядышком и наблюдаю, как плетутся лапти. И так ловко у него получается и быстро! Кочедык так и мелькает в его руках. Подходит бабушка, берёт в руки лапоток и любуется им. -"Какой маленький и аккуратненький, просто заглядение! Можно будет теперь и по ягоды идти"- говорит она. Вот, оказывается я ещё должна быть благодарная этой мухе за то, что не дала мне спать. А то я бы так и не увидела, как плетутся лапти. А я её прихлопнула. И мне как то не по себе  от этого.

-"Завтра пойдём по ягоды"- говорит бабушка. -"Пойдём по холодку, пока не жарко. Так что поспать тебе не придётся."-  С вечера она приготавливает всё, что нужно с собой взять. Берёт яйца, огурцы, хлебушек, заворачивает всё в не большое полотенце и кладёт в котомку с одной лямкой через плечо. Туда же кладёт пустую бутылку, вещмешок. -"Водички из родника наберём."- говорит она на мой вопрос о бутылке. -"А в вещмешок нарвём душицу, зверобой и другую лечебную травку."- Бабушка берёт большой берестяной короб  и всё складывает туда. А для меня берёт большой бидон, а ещё две алюминиевые кружки. В них удобнее собирать ягоды, а не таскать за собой тяжёлый короб или бидон.

Утром встали рано. Бабушка обувает меня в лапти, повязывает на ноги онучи, сделанные из старой дедовой рубахи. Поверх платья велит надеть её старую кофту с длинном рукавом, которые приходиться подогнуть. Подпоясывает меня тонкой верёвкой, сплетённой из лыка и подвязывает платок. Представляю какой у меня вид? Я  морщусь, а бабушка говорит -"Ты ещё мне спасибо скажешь, когда слепень начнёт кусать!"- Сама тоже одевается соответственно. Одевает старые дедушкины шаровары, лапти, кофту с длинным рукавом и подвязывает платок. Теперь можно и по ягоды идти.

Мы переходим дорогу и по тропинке обходим первый холм. А за ним видны ещё и ещё холмы. Мы лезем на один из них, затем спускаемся в овраг. Там пахнет сыростью. Я вижу, как из горы течёт вода. Кто-то поставил трубу, прямо вбил её в гору. И по ней струится холодная вода. Бабушка ладошкой набирает воду и пьёт её.  -"Ух, холодная какая!  Прямо зубы ломит."- говорит она. Достаёт бутылку и наполняет её водой. Я тоже подставляю ладошки, набираю воду и пью. Холоднючая, аж дух захватывает! -"Не пей много, а то горло застудишь."- предупреждает меня бабушка. Родник течёт дальше по оврагу и я спрашиваю у бабушки -"А куда он течёт? В речку что ли?"-  Мой вопрос ставит её в тупик. -"Вот сколько здесь живу, никогда не задумывалась, куда же дальше течёт эта вода?"- удивляется она. -"Надо поспрашивать у людей, может кто и знает? И мне тоже стало любопытно узнать. Ах ты, коза, любопытная! И всё - то тебе знать надо! Уж сколько раз ты меня ставила в тупик! Казалось бы задаешь простой вопрос, а как на него тебе ответить не знаю."- признаётся она мне.

Мы поднимаемся из оврага на верх. Вдруг бабушка наклоняется и рвёт какую -то травку. Не высокая травка красного свекольного цвета. -"Смотри. Найдёшь такую травку собирай. Очень полезная травка. Я её сушу. Затем толку в ступе и кладу в супы. Ты понюхай, как она пахнет! А попробуй на вкус! Я нюхаю и жую эту травку. Мне она тоже понравилась, и запах, и цвет и вкус. -"Вот не проходи мимо. Она редко где встречается. Но уж если где есть, то там её должно быть много."- Мы оглядываемся и правда, краснеет целая полянка. -"Рви аккуратно. не повреди корешки, чтобы и на другой год она здесь выросла."- подучает меня бабушка. -"А как она называется?"-  "Не знаю. Вот сколько лет собираю её, а название не знаю. Спрашивала в улице, у шабров, тоже ни кто не знает"- Потом, когда я стала взрослой, то узнала, что эта травка называется - базилик.

Мы идём дальше и набредаем на полянку сплошь состоящую из ягодника. Красные и аппетитные ягоды так и просятся в рот. -"Привал!"- командует бабушка и снимает короб с плеч. Отдаёт мне бидон и кружку. -"Ну, с Богом! Дай Бог не последняя такая полянка! Ты сначала поешь, сколько душе угодно, а потом уж собирай"- говорит она мне, как бы угадывая мои мысли. Становилось жарко, солнышко упорно поднималось всё выше и выше. Вот тут я оценила бабушкину заботу. Слепни, как стервятники, садились на не защищённые места и больно кусали. Я набрала пол бидона, а бабушка уже больше половины короба. И как у неё так быстро получается? -"Давай по обедаем. Есть наверное хочешь? Время наверное уже полдник?"- говорит она мне. -"Ты на огурцы налегай, там воды много и они утоляют жажду."- советует она мне. Меня разморило и есть совсем не хочется. Видя моё состояние бабушка предупреждает -"Пока не наберём полный короб и бидон ягод, домой не пойдём! Так что не расслабляйся."- Она уже нарвала пол мешка травы душицы и зверобоя. И когда она всё успевает? Удивляюсь я.

Наконец набран полный бидон и короб. -"Пойдём на дно оврага, к кустам. Там отдохнём в тенёчке, а потом пойдём домой."- Мы спускаемся в низ. По пути рвём душицу и зверобой. Вот уже и вещевой мешок полный. Я лежу в тенёчке кустов, а бабушка идёт и обходит кусты. Потом зовёт меня. Я не хотя встаю и иду к ней. Вот смотри, это на простые кусты, это орешник. А вот и орешки! Она рвёт соцветие их трёх орехов. И подаёт мне один, а сама берёт и разламывает скорлупу. Она мягкая и зелёная, легко поддаётся. Вытаскивает ядро и говорит: -"Молочное ещё, не поспело. Но через месяц можно будет уже и собирать."- Я раньше не видела, как орешки на кустах растут. И мне было интересно всё увидеть самой. Шла я обратно домой с большим трудом. Ладно ещё под гору, а в гору лезть совсем тяжело. Я думала, что мы не далеко от дома ушли, а оказалось, что далеко. Переходя от холма к холму, мы ушли на приличное расстояние. Домой я пришла никакушная. Дед ждал нас. На столе стоял самовар и еда. -"Ну, ухайдакала тебя бабушка со своими ягодами?"- смеётся он надо мной. Попив чаю, я ложусь на полати. Закрываю глаза, а перед глазами ягоды, ягоды, кругом красные ягоды, наконец я засыпаю и сплю мертвецким сном.

Я, как всегда встаю поздно. -"Ну, что ягодница, отошла немножко? Ничего не болит с не привычки-то?"- Такими словами встречает меня во дворе бабушка. У меня болят ноги и я не могу приседать. Но не жалуюсь. Умываюсь под рукомойником и мы идём трапезничать. Сегодня пшённая каша и дынька. Первая поспевшая дынька! Маленькая такая, жёлтенькая. Бабушка разрезает её. Ложкой убирает семена и разрезает на три равные доли. Ах, какая она вкусная! Жаль, что маленькая! -"Слава богу дыньки начали поспевать. Там ещё две на подходе, а там глядишь и арбузики пойдут. Они тоже, хоть и маленькие, но красные и вкусные. Это какой-то местный сорт, который растёт только в наших краях. А ты не хочешь ягод с молоком поесть?"- спрашивает она. -"Вкусно очень, Мы с дедом сегодня ели так."- "Нет не хочу"- решительно говорю я. -"Что так наелась, что больше и не хочешь?"- смеётся надо мной бабушка. -"Вот я их посушу в русской печи. А зимой пироги из них просто объедение. Дай бог ещё сходим и ты домой увезёшь, гостинцы матери. Ей приятно будет, сама ведь ты собирала для неё."-  Я киваю головой.
                - 9 -
Раз пошли ягоды, значит должна к тёте Поли приехать тётя Агаша с сестрёнками. Они всегда приезжают в деревню по ягоды. -"Нужно к ней будет сходить"- думаю я. Я говорю бабушке, что в деревне у меня ещё есть родня по отцовской линии. Рассказываю ей, где она живёт и кто она такая. Как её в деревне найти, мне рассказала мама. Я говорю бабушке, что из города к этой тёте, должна приехать другая тётя Агаша с сестрёнками. Они в это время приезжают, чтобы набрать ягод. И я должна к ней тоже сходить в гости. Бабушка просит повторить ещё раз, где она живёт и как её зовут. -"Зовут её тётя Поля и живёт она на последней улице, как выезжать из деревни. А на доме у неё, на коньке стоит журавль, вырезанный из фанеры."- Бабушка морщит лоб и вдруг догадка осеняет её лицо. -"Это не Полька ли - Чебучиха? Она, как раз живёт на той улице, про которую ты говоришь." -"Почему Чебучиха? У неё совсем другая фамилия"- говорю я. -"Может быть, может быть"-соглашается бабушка. У неё ещё муж был комитетчиком, двое ребятишек у неё, девка и парень. Я киваю головой. Знаю я эту Чебучиху. -"Так говоришь, она родная сестра твоему отцу?"- Она удивлена и хохочет. -"Вот умора-то. Никогда не думала, чтобы я когда-нибудь породнилась с этой Чебучихой! Ведь это Полькин мужик приезжал с комитетчиками к нам на хутор, на мельницу, раскулачивать моего мужика! Потом муж мой сгинул  неизвестно где. Правда и сам Полькин мужик сгинул на войне. Надо же, теперь мы с Чебучихой же родственнички! Вот скажи мне об этом в молодости, да ни жизнь бы не поверила!" -"А почему ты её называешь Чебучихой?"- спрашиваю я бабушку. -"Да мужик у неё был в комитете бедноты, потом в правлении колхоза. Вечно чего-то придумывал в колхозе-то. Отчебучивал. Вот и прозвали его жену Чебучихой."- Она ещё долго не может прийти в себя от такой новости.

Я стала просить её, чтобы она отпустила меня в гости к тёте Поле. Я видела, что ей неохота меня туда отпускать. Наконец она смирилась и говорит: -"Завтра я пойду в сельпо и провожу тебя к ней."- Мы идём по селу, встречные здороваются с бабушкой, интересуются мною. Бабушка всем с гордостью говорит, что я её внучка. На середине села большой пруд и через него идёт мост из наката брёвен. На пруду белым бело от гусей. И на берегу полно гусей. Бабушка говорит: -"Надо было захватить с собой хворостину. Я, что-то выпустила их из вида. Ты когда от тётки-то домой пойдёшь обязательно захвати, чтобы отгонять ею гусей-то."- Мы идём мимо лежащих на дороге и вдоль берега гусей. А они вытянув шеи бегут вслед за нами. Но бабушка храбро бьёт их ногой и идёт в наступление на них и они отступают. И мы идём дальше по улице. Вдруг бабушка останавливается, разворачивается к странному дому из красного кирпича и крестится три раза и кланяется по пояс. Я смотрю на неё в недоумении. -"Это бывшая церква"- поясняет она. -"Место на моленное, а сейчас здесь склад." Мы идём дальше по дороге и доходим до сельпо. -"Ладно уж, давай провожу тебя до улицы, а потом в сельпо зайду."- И она идёт со мной дальше. Наконец мы доходим до последней улицы и я вижу дом с журавлём. -"Вон тот дом видишь?"- спрашивает бабушка. Я киваю головой. А она разворачивается и идёт обратно.
                - 10 -

У тёти Поли шумно и многолюдно. Их самих трое, да ещё приехала тётя Агаша с девчонками и тут заявляюсь я. Меня встречают общим гулом. -"Ты давно здесь?"- спрашивают они меня. Я киваю головой. -"Недели три наверное." -"А чего к нам не шла?"- спрашивает тётя Поля. Я не знаю, что ей на это сказать. Меня выручает тётя Агаша и говорит: -"Ну пришла же! Чай пить будешь? Мы только, что из-за стола." -"Нет я сытая"- отвечаю я. Мне у них весело. Мы играем и у них в улице много детей моего возраста, не то, что у бабушки. Но к сожалению вечереет и нужно идти домой. -"В следующий раз отпросись у бабушки с дедушкой к нам с ночёвкой"- говорят они. Я прошу Шурку, сына тёти Поли, сорвать мне хворостину и признаюсь, что боюсь гусей на пруду. Он вызвался меня проводить, сказал, что ему нужно идти в ту сторону. Шурке лет шестнадцать и мы с ним давно дружим. Из всех сестёр он почему-то выделяет меня и по доброму ко мне относится. Он переводит меня через гусиный мост, нещадно бьёт гусей хворостиной и они не бегут за нами. Затем он кладёт в канаву хворостину и говорит: -"Запомни где она лежит. Следующий раз пойдёшь и возьмёшь её. Потом положи в канаву на той стороне пруда. Так она всегда будет при тебе. А гусей ты не бойся, бей их и они отступят от тебя."-  Домой я прихожу поздно. Бабушка уже начала беспокоиться.

У тёти Поли сбор по ягоды. Мне тоже хочется идти с ними. Но бабушка против. -"Чего ты наберёшь-то с такой оравой? В поле не за весельем ходят, а по ягоды"- ворчит она. И за ягодами мы идём с ней вдвоём. И вообще она ревностно относится к моим посещениям тёти Поли. Во первых я приехала не к ней, а к дедушке. Потом она только прикипела ко мне сердцем, а тут ещё тётка. И кто? Чебучиха, которую она считает своим врагом! Пожив недельку и набрав ягод, тётя Агаша засобиралась ехать домой и велела мне с пожитками придти к ним. Я распрощалась со своими стариками. Бабушка всплакнула, вытирая глаза кончиком платка. -"Ты уж приезжай к нам в следующем-то году. Может, что не так было, то уж прости нас. Отпиши, как домой-то приедешь. Да не обижайся на нас. Писать тебе не будем. Я не грамотная, а дед не любитель. Да и почта у нас далеко. Лишний раз не находишься."- говорит она мене напоследок. Я киваю головой. Целую их обоих и ухожу. А они долго стоят у ворот и смотрят мне в след. А когда я оборачиваюсь, бабушка машет мне рукой. Так закончились мои первые летние каникулы в деревне.

         Эпилог

Уже потом, в разном возрасте, я  много раз приезжала к ним в гости. Но мои первые деревенские каникулы оставили неизгладимый след в моей душе. С большой теплотой я вспоминаю своих стариков. Особенно Онисью Назаровну, с которой я проводила большую часть своего времени в деревне. У неё хватало мудрости и тепла для всех родственников деда, приезжавших к ним. Деда она любила. Это я поняла с годами. Часто она подсаживалась к нему, оглаживала его и тепло говорила -" Ой, милок ты мой, милок!"- А он стеснялся меня. Мягко отстранял её руку и говорил -"Да ну тебя, лихоманка ты этакая!"-  и усмехался. Это у него был такой признак расположения к кому - либо. И однажды, после застолья, когда был хмельным, он с большим сожалением признался мне -" Вот эту бабку, да мне бы пораньше встретить!"-

Прошло много лет. И я сама бабушка такого же возраста, как когда-то были мои старики. Я часто  вспоминаю о них.  Вспоминаю те пророчества, о которых когда-то говорила мне бабушка. -"А ведь я дожила до них! И ведь они сбываются!"- думаю я. В перестройку сколько девушек стали путанами! А сколько откровенных фото сессий в интернете? А в кино  что показывают? Вот тебе и девицы бесстыжие лица! А интернет? Это же всемирная паутина! Тоже сбылось. Я с опаской и сожалением думаю. Неужели и третье пророчество, о котором говорила мне Онисья Назаровна сбудется?  И на земле не будет чистой воды? А  ведь всё к этому идёт.  Прогресс и развитие промышленности приводят к загрязнению рек, озёр, которые были когда-то кристально чистыми. Вот уже пишут в прессе, что губят Байкальскую водицу. Страшно! Неужели человечество доживёт и до этого? Не хотелось бы! Хотелось бы оставить потомкам чистую планету. Задумайтесь над этим люди! В библии зря не напишут!

                сентябрь 2014г.               


Рецензии
Очень добрый рассказ о далеком детстве, о близких. Написано задушевно, с бережным отношениям к деталям. Спасибо Вам, Нина! Понравилось!
С уважением и теплом, В. Д.

Владимир Дементьев 3   03.11.2014 16:05     Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир! Спасибо за Ваши теплые слова.Это действительно автобиографическая повесть о моём дедушке. О нём у меня есть ещё рассказ "Дедушка Егор".Желаю Вам творческих успехов и здоровья.

Нина Салина   03.11.2014 19:39   Заявить о нарушении
Спасибо, прочту обязательно. В.Д.

Владимир Дементьев 3   03.11.2014 19:41   Заявить о нарушении