Мысли о Боге Ч. 2

ЧИТАЯ БИБЛИЮ

Библия – это древнейшая священная книга, вернее книга книг. В ней в основном повествуется о деяниях Бога. Нет никакой другой книги, которая в подобной степени повлияла на судьбы человечества. Эта книга написана многими людьми в течение тысячелетий и посвящена истории, философии, поэзии, пророчествам и откровениям. Ни одна другая книга не смогла приблизиться к Библии по количеству экземпляров. Библия переведена на все языки мира. Для верующих людей Библия является таким высоким авторитетом, что ссылки на неё принимаются как бесспорные. Вместе с тем, она представляет собой неисчерпаемый источник, из которого можно извлекать цитаты на все случаи жизни и по самым разнообразным поводам.
Считается, что Библия написана «при вдохновении Бога и под Его руководством». С этим я не могу согласиться, так как в таком случае Библия была бы лишена многих неточностей и неувязок, которые простительны людям, и были бы невозможны, если бы роль редактора взял на себя Бог. В дальнейшем тексте я цитирую Библию.
Библия начинается словами: «Вначале сотворил Бог небо и землю». Хорошее начало для сотворения мира. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» следует далее.
А теперь перенесёмся ко времени до сотворения мира, когда не было ничего, но уже были Бог, херувимы, серафимы, ангелы и архангелы. Среди них были также и падшие ангелы, то есть дьяволы. И все они пребывали во тьме, пока в первый день сотворения мира не появился свет.
В настоящее время общепризнанной считается теория Большого Взрыва ограниченного сгустка материи, в результате которого образовалась Вселенная. Предположим, что это было на самом деле. В таком случае возникают вопросы: что было до Взрыва и что послужило его детонатором? Вразумительного ответа не может дать никто. Если принять допущение, что Большой Взрыв сотворён Богом, то ветви сходятся.
Во второй день Бог сотворил твердь для отделения воды от воды. Мы могли бы подумать, что твердь – это суша, но это не так, ибо назвал Бог твердь небом. Современному человеку трудно представить небо твердью, однако тысячелетия назад такое положение вполне укладывалось в сознание человека. Вспоминается средневековая гравюра, на которой монах, лёжа на краю земли, пробил дыру в небесной тверди и заглянул за неё.
На третий день Бог создал моря и сушу, на которой сотворил растительный мир.
Четвёртый день Бог посвятил созданию светил на тверди небесной для отделения дня от ночи. Далее цитирую Библию: «И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды». Оказывается, Бог создал огромную и беспредельную Вселенную, все небесные тела, включая Солнце и Луну, всего лишь для освещения, а также для знамений и исчисления времени. Не будем относить современные представления ко времени написания Торы.
На пятый день Бог сотворил из воды пресмыкающихся, рыб и птиц, напутствуя их словами: «плодитесь и размножайтесь».
Шестой день Бог посвятил созданию из земли скотов, гадов и зверей. В этот же день Бог сотворил человека по образу своему и подобию, поставив его владычествовать над всеми животными.
По большому счёту, трудно ответить на вопрос: для чего Бог создал человека, несовершенного во многих отношениях и явно не дотягивающего до его подобия? Этот промысел Божий недоступен для понимания человеком.
И только на седьмой день Бог почил от всех дел.
Как видим, сотворение мира произошло за шесть дней. Срок этот довольно короткий, даже предполагая, что сутки тогда были значительно длиннее теперешних. Однако для Бога нет ничего невозможного. Весь мир был сотворён ради и для человека.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» повествует Библия. Для проживания человека Бог поместил его в рай, который он насадил. Деревья в райском саду были приятными, со съедобными плодами, а среди них были дерево жизни и дерево познания добра и зла. Человек был поселён в Эдемском саду для его возделывания и хранения. Другими словами, человеку отводилась роль садовника и сторожа. Бог заповедал человеку есть со всякого дерева кроме дерева познания добра и зла.
Где помещался рай, учёные спорят до сих пор, поскольку из рек, протекающих вблизи рая, в настоящее время известна лишь Евфрат. Поэтому определённо можно сказать, что рай был на Ближнем Востоке и занимал ограниченное пространство. Спрашивается, почему вся Земля не была создана раем для людей, которые должны были размножиться? Ответа нет.
«И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному». Поэтому он сотворил ему помощника, подобного ему. Надо полагать, по уходу за садом.
«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку».
Интересно, что Бог создал мужчину из земли, а женщину из ребра мужчины. Тем самым авторы Торы, вероятно, хотели показать вторичность женщины.
Адам и Ева были сотворены взрослыми людьми, но в душе оставались детьми. Они даже не знали, что они наги, и поэтому не стыдились.
И тогда на сцену выходит змей, самый хитрый из зверей, созданных Богом, по утверждению Библии. Змей не стал искушать Адама, а начал со слабого звена, то есть Евы. Змей искусил Еву, и она ела плоды с дерева познания добра и зла. Мало того, она ещё дала этих плодов Адаму, и он их ел. И тут до них дошло, что они совершенно наги и, устыдившись, сшили себе пояса из фиговых листьев.
Рассмотрим ситуацию поподробнее. Богословы утверждают, что под змея замаскировался дьявол. И мы им верим, хотя в тексте Библии прямо об этом не говорится. Далее, мы узнаём, что первое грехопадение совершила женщина. По-видимому, потому что авторами Библии были исключительно мужчины, мы крайне редко встречаем в ней положительные образы женщин. Ева не только сама согрешила, но и подтолкнула на это Адама.
Конечно, Бог узнал о том, что парочка ела плоды с запрещённого дерева.
Господь Бог сказал: «Помышление сердца человеческого – зло от юности его». Тут меня могут одёрнуть богословы, сказав, что не говорил Господь Бог таких слов, и будут правы лишь частично, так как эти слова были сказаны не тогда, а только после всемирного потопа. А в тот момент Бог примерно всех наказал.
Змею Бог сказал: «За то, что ты сделал это, проклят ты перед всеми скотами и зверями; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей…Оно (семя жены) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пятку».
Как мы помним, Бог изначально не относил гадов к пресмыкающимся, но отныне они стали к ним относиться. Если под личиной змея скрывался дьявол, то за что были наказаны безвинные гады?
Господь Бог сказал Еве: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей своих».
Надо полагать, что если бы Ева не согрешила, все женщины рождали бы детей безболезненно.
Адаму же Бог сказал: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей. В поте лица будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься».
Затем Бог сделал грешникам кожаные одежды и изгнал их из рая.
А теперь детальнее рассмотрим историю грехопадения первых людей. По своей недалёкости и ограниченности мы можем предположить, что их наказание было суровым и не соответствовало тяжести проступка. По сути дела, Адам и Ева были по развитию детьми и могли не осознать важности запрета, тем более что запретный плод всегда сладок. К тому же их обольстил хитрый змей-искуситель, так некстати оказавшийся в раю. Что совсем непонятно, так это то, что грех прародителей пал на всё человечество.
Представим такую ситуацию, что дети нашли спички и стали ими шалить в отсутствие родителей. Логично, что когда это обнаруживают родители, то, прежде всего, задумываются над тем, надёжно ли они спрятали спички, даже если они предупредили детей об опасности шалости с огнём. Для предотвращения подобного инцидента в будущем родители могут отругать своих отпрысков, поставить в угол или даже слегка пошлёпать. Однако вряд ли за это выгонят их из дому и тем более не проклянут их вместе с потомками.
Первым следствием, так называемого грехопадения Адама и Евы, стало то, что они обнаружили себя нагими и устыдились. А ведь стыд является чисто человеческим чувством, поскольку у животных оно совершенно отсутствует. Из стыда со временем вырастает совесть. Следуя завету Бога «плодитесь и размножайтесь», нашим прародителям всё-таки пришлось бы обнажаться.
Ключевыми словами к причине сурового наказания Адама является высказывание Бога: «Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». Примечательно, что Бог говорит о множестве, подобных ему. Получается, что Бог наказал Адама за то, что он стал понимать – где добро, а где зло, и мог бы передать такое знание своим потомкам. Здесь вспоминается древнегреческий миф о Прометее, который передал людям огонь, за что был обречён Зевсом на вечные муки.
Далее Бог выразил опасение, что Адам «теперь как бы не простёр руки своей, и не взял также от дерева жизни и не стал жить вечно». Трудно представить, что бы произошло, если бы первые люди съели плодов дерева жизни. Неужели они и их потомки стали бы жить вечно? Чтобы предотвратить это, Бог поставил херувима с пламенным мечом для охраны пути к дереву жизни.
Интересно, что мешало поставить охрану чудесных деревьев прежде? А ещё лучше, можно было бы расположить их вне пределов рая, так сказать, от греха подальше.
Ева родила от Адама сыновей Каина и Авеля, первый из которых стал земледельцем, а второй – пастухом овец. Оба принесли дар Господу – один от плодов земли, а второй от первородных стада своего. Далее мы узнаём, что Бог призрел на дар Авеля, а на дар Каина не призрел. От огорчения Каин убил Авеля. Это было первое убийство в истории человечества. За это Бог проклял Каина и изгнал его, выдав охранное знамение. Пришлось бедняге построить город к востоку от Эдема. А ведь этого убийства можно было бы избежать, если бы Бог принял бы дар от обоих. Всемогущий Бог мог бы наложить табу на убийства людей, и их бы не было. Как мы знаем, в животном мире среди одного вида убийства случаются крайне редко, а самоубийства совсем исключены.
Наказание Каину было более мягким по сравнению с Адамом, хотя бы, потому что его потомки не были прокляты. В этом эпизоде, вероятно, нашло отражение соперничество между земледельцами и скотоводами. Если бы в то время действовали законы, данные Богом Моисею, то Каина ждала бы немедленная смерть.
Согласно Библии первые люди жили чрезвычайно долго по нашим меркам. Так Адам прожил 930 лет, Сиф - 912, Иаред – 962, а Мафусаил – все 969. Бог внёс поправки в эти демографические показатели и ограничил продолжительность жизни до 120 лет.
Когда люди стали умножаться, то сыны Божьи увидели, что человеческие дочери красивы и стали брать их в жёны. Надо полагать, что этими сынами Божьими были ангелы во всех ипостасях. Человеческие дочери стали рождать сильных и славных людей.
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле… И раскаялся Господь, что создал человека на земле… И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков,… скотов, и гадов и птиц…»
Пожалуй, это единственный случай, когда Бог раскаялся в том, что он сотворил на земле.
«И воззрел Бог на землю, и вот она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» и « земля наполнилась от них злодеяниями».
Теперь представим разработчика пусть даже очень сложного устройства, которое функционирует не так, как это было задумано. Станет ли он в этом обвинять его, а тем более разрушать? Отнюдь нет. Разработчик просто поищет причину неправильных действий устройства и устранит её, заменив при необходимости некоторые элементы.
Однако на земле всё-таки оставался один праведный и непорочный человек по имени Ной. Поэтому велел Бог Ною построить ковчег, чтобы сохранить праведника с женой и его сыновей с жёнами. Кроме того, в ковчег должны были поместиться скот, животные, птицы и пресмыкающиеся, короче говоря, всякой твари по паре. А помимо этого следовало взять запасы пищи для пассажиров и зверинца. Всё это Ной добросовестно исполнил.
События, связанные с всемирным потопом и первым в мире круизом ковчега, широко известны. Но при этом остаётся множество вопросов. К примеру, как разместились многочисленные обитатели с почти годовым запасом пищи на ковчеге не самых крупных размеров? Скептикам я могу сообщить, что для Бога нет ничего невозможного. Неужели на земле не нашлось других праведников кроме Ноя, принимая во внимание, что семья Ноя праведниками не являлись? Были ли наказаны Божьи сыны или только их потомки? В чём выражалось развращение и злодеяния животных, и за что они были наказаны? Почему была сделана поблажка рыбам? Мне кажется, что в арсенале Бога было достаточно средств, чтобы уничтожить всю живность на земле без привлечения, а затем и удаления, гигантских объёмов воды. Всемирный потоп должен был бы носить характер глобальной катастрофы, так как должны были погибнуть и почти все растения на земле.
По окончании потопа Бог велел выпустить всех обитателей ковчега, напутствуя словами: «плодитесь и размножайтесь». И сказал в раскаянии замечательные слова: «Не буду больше поражать всего живущего, как я сделал». А для напоминания о своём завете Бог установил радугу.
Подобные истории о всемирном потопе нашли отражение и в других религиях и, возможно, связаны с какими-то реальными катаклизмами.
У людей взыграло тщеславие, и они вознамерились построить башню до небес. Разумеется, Бог, поняв серьёзность их намерений, разгневался от такой наглости и решил воспрепятствовать народной стройке. Пожалуй, самым простым было бы позволить людям достроить объект, если это в их силах. Можно было бы заменить проект, например, на Великую еврейскую стену. Однако Бог принял нетривиальное решение, смешав языки строителей и нарушив их взаимопонимание. Таким образом, объект остался незавершённым, а люди научились говорить на иностранных языках.
Не думаю, что люди были такими наивными, чтобы строить башню до небес, хотя и были способны на грандиозные сооружения по тогдашним меркам. Скорее всего, этот эпизод служит для объяснения причины, почему люди спустя всего несколько поколений стали говорить на многих языках и наречиях.
Когда Бог узрел, что жители Содома и Гоморры «от мала до велика» впали в разврат, он сильно разгневался и решил их уничтожить. Авраам взмолился не делать этого, так как в таком случае вместе с грешниками могли погибнуть и праведники. После этого начались торги Авраама с Богом о количестве праведников, ради которых не следовало уничтожать города. Так как праведников оказалось не больше 10, то судьба Содома и Гоморры была решена. Бог позволил спастись Лоту, племяннику Авраама, его жене и дочерям с кандидатами в зятья. Как мы знаем, уцелели лишь Лот с дочерьми. Так как Бог обещал не повторять больше всемирный потоп, то на этот раз был выбран более гуманный способ уничтожения грешников – посредством дождя из серы и огня.
История знает примеры уничтожения городов вместе с их населением в результате пожаров или природных катаклизмов в виде извержения вулканов и землетрясений.
В библейские времена было принято приносить жертвы Богу путём сожжения чистых животных. Но однажды Бог искушал Авраама, предложив в качестве жертвы принести своего единственного сына Исаака. Авраам беспрекословно подчинился, и когда он занёс руку, чтобы заколоть сына, ангел с неба остановил его.
Испытание было жестоким и, на мой взгляд, бессмысленным, так как Бог уже заключил Завет с Авраамом, обещая сделать его потомство многочисленным как песок земной. Проницательный Бог не мог бы обещать такое недостойному человеку. Со стороны Авраама было бы крайне легкомысленно не доверять Богу, после того как он убедился в его всемогуществе.
После Авраама Бог заключил такой же завет с Исааком и Иаковом. О последнем Библия повествует, что «боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова…». И даже после этого Иаков не отпустил того, с кем он боролся, несмотря на то, что взошла заря. Бог знал, с кем он борется, а Иаков мог в темноте и не разобрать. Удивительно, что всемогущий Бог не смог побороть обыкновенного человека, пока не совершил членовредительства. Спортсмена, который бы в пылу борьбы повредил сопернику ногу, вряд ли похвалили бы.
«И сказал (Бог): отныне тебе будет имя не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь».
У меня закралось подозрение, что эта история придумана для самовосхваления Израиля.
А теперь перенесёмся ко времени исхода евреев из Египетского плена. В полном смысле слова пленом это трудно назвать, поскольку евреи добровольно поселились на землях Египта, и вряд ли другие народы жили в более комфортных условиях, чем они. Библия пишет, что пришло в Египет всего 70 человек из рода Израиля, а спустя каких-то 430 лет вышло из плена 600000 мужчин, не считая женщин и детей.
Бог раскрыл своё имя – Иегова и стал называть себя Богом Евреев. «Услышал Бог стенания сынов Израилевых и вспомнил Свой Завет» вывести их «в землю, где течёт молоко и мёд». Казалось бы, что для выхода евреев из Египта при покровительстве Бога не могло быть никаких препятствий. Но не тут-то было, поскольку этому воспротивился фараон. Для доказательства силы Бога Моисей по его воле стал показывать чудеса. Интересно, что такие же чудеса стали показывать призванные фараоном маги. Однако вскоре маги убедились, что у них нет никаких возможностей соревноваться с Богом, когда на Египет были насланы жабы, мошки, мухи, язвы, град, саранча и густая тьма. Фараон сдался лишь только тогда, когда умерли все первенцы земли Египетской. Почему же он так долго упорствовал? А дело в том, что Бог ожесточил сердце фараона, иначе евреи покинули бы Египет без проволочек. Как это похоже на нас, когда мы сами создаём себе трудности, а потом успешно их преодолеваем.
Господь сопровождал свой народ днём в столпе облачном и ночью в столпе огненном. При этом он снова ожесточил сердце фараона, и тот погнался за сынами Израиля. Эта погоня закончилась для фараона плачевно, потому что египтяне с колесницами потонули, в то время как евреи перешли море как посуху. Чему приходится удивляться, так это человеческой глупости – ведь человеку не дано тягаться с Богом. Остаётся невыясненной причина, по которой ожесточался фараон, тем самым усложняя исход евреев.
Казалось бы, что у народа не должно было остаться сомнений насчёт того, что именно Бог выводит их из Египетского плена, но это не так. «И возроптало всё общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне», а через них на Бога, вначале из-за страха перед фараоном, а потом из-за отсутствия воды и хлеба. И каждый раз люди получали то, что хотели. Бог общался с народом через Моисея, и народ обещал исполнить всё, что заповедал Бог. Тогда люди получили 10 Заповедей, написанные «перстом Божиим» на скрижалях.
Но стоило Моисею уединиться с Богом на горе Синай, как народ потребовал от Аарона, чтобы он сделал бога в виде золотого тельца. Естественно, Бог воспылал гневом к буйному, необузданному и жестоковыйному народу и хотел его истребить, но Моисей отговорил его от этого и в назидание народу разбил скрижали с письменами Божиими. А ведь сохранись эти скрижали до наших дней, и атеисты были бы посрамлены.
За это грехопадение телец был сожжён и было убито 3000 людей, каких-то 0,5% из вышедших из Египта. За то, что народ отошёл от пути, указанного Богом, он был обречён скитаться по пустыне в течение 40 лет. Как мы увидим позднее, когда народ Израиля шёл вместе с Богом, он побеждал другие народы, а когда отворачивался, то терпел поражения.
На этом я хочу приостановить экскурс в Тору и Ветхий Завет.
Книги Моисея являются самой древней частью Библии. Они признаются иудеями и христианами и нашли отражение в Коране. Мне представляется, что Пятикнижие Моисея содержит красивые легенды, возникшие задолго до его написания. С этим совершенно не согласны верующие по принципиальным соображениям. Ведь если имеются сомнения в достоверности части Библии, то теряется вера в её достоверность в целом.
Книги Моисея описывают историю еврейского народа, особенно тот период, когда он пребывал в Египте, а затем вернулся в родные места. На землях Египта еврейские племена поселились добровольно, а их исход был связан с определёнными трудностями. В тот период они приобщились к более высокой египетской цивилизации и создали свою религию.
Тора раскрывает Бога как творца неба и земли со всем живущим на ней, включая человека. Бог – это тот, которого следовало любить и бояться.
Устами Моисея Бог сказал еврейскому народу: «…ты народ святый, тебя избрал Господь, чтобы ты был Его собственным народом… потому, что любит вас Господь». Для этого «храните заповеди Бога, уставы и постановления». Бог представлен мудрым, добрым, справедливым и милосердным.
Для тех, кто нарушает заповеди Бога, он «есть огнь поядающий, Бог ревнитель». Особенно он суров к тем, кто поклоняется другим богам. Обращаясь к своему народу, Бог говорит: «Если не будешь слушать глас Господа Бога и не будешь стараться выполнять все заповеди и постановления Его, то придут на тебя все проклятия и постигнут тебя». Среди всех налагаемых наказаний смерть не самое тяжкое. Подробнее об этом написано во Второзаконии 28:15 – 68. Наказаниям должны были подвергаться не только люди в отдельности, но и весь народ в целом. Среди прочих упоминается и рассеяние еврейского народа.
Надо отметить, что на избранный Богом народ было наложено свыше 600 запретов, нарушение которых является грехом и подлежит наказанию. Поэтому правоверному иудею можно только позавидовать. Всякий, кого коснулась беда, должен был подумать, что он нарушил какой-либо запрет.
В книгах Моисея единственный раз упоминаются бесы (Второзаконие 32:17) наряду с другими языческими богами. Это ещё не демоны, дьяволы, сатана и лукавые, так как в них пока нет никакой необходимости.
Здесь же единственный раз встречается Дух Божий, который «носился над водою».
В гневе Бог был готов истребить свой народ, однако этому помешала заповедь, данная  Аврааму, Исааку и Иакову о том, что их потомки будут многочисленны как морской песок и будут жить на земле, где «течёт мёд и молоко». Кроме того, Бог не хотел, чтобы злорадствовали другие народы.
Земля, на которую вернулись еврейские племена, была отнюдь не раем. Сомнительно, что климат в те времена был намного мягче теперешнего, учитывая близость пустыни.
Печальна судьба народов, населявших обетованные земли, и поклонявшихся языческим богам, которые для истинного Бога были мерзостью. Они были истреблены от младенцев до старцев. Вина этих народов была лишь в том, что в отличие от избранного народа они не знали Бога. А ведь в силах Бога было перенести их в другие необжитые земли.
Мои критические заметки по Книге Моисея не следует понимать, что я считаю, что Бога нет. Возможно, что он есть, но отнюдь не такой, каким он там изображён. Может быть, Бог существует в виде Высшего Разума, о котором мы почти ничего не знаем, и отсюда он недоступен для нашего понимания.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/11/05/1891


Рецензии
Марк Твен: «Наша Библия рисует характер Бога с исчерпывающей и безжалостной точностью. Портрет, который она нам предлагает, — это в основном портрет человека, если, конечно, можно вообразить человека, исполненного и переполненного злобой вне всяких человеческих пределов… Все его деяния, изображённые в Ветхом завете, говорят о его злопамятности, несправедливости, мелочности, безжалостности, мстительности. Он только и делает, что карает - карает за ничтожные проступки с тысячекратной строгостью; карает невинных младенцев за проступки их родителей; карает ни в чём не провинившихся обитателей стран за проступки их правителей; и снисходит даже до того, что обрушивает кровавую месть на смирных телят, ягнят, овец и волов, дабы покарать пустяковые грешки их владельцев. Более гнусного и разоблачающего жизнеописания в печатном виде не существует. Начитавшись его, начинаешь считать Нерона ангелом…».

Илья Пророк 9   03.11.2014 21:07     Заявить о нарушении
Марк Твен совершенно прав.
Спасибо, Илья, за отклик. Заходите ещё на продолжение.
С теплом,8

Дедушкин Внук   05.11.2014 20:41   Заявить о нарушении