Свой среди чужих

(фрагменты из повести)


Шестов Лев Исаакович – третий философ из трёх русских философов, выделенных автором для представления на этих страницах. Впрочем, русским из них был только Бердяев, да и то не совсем – бабушка его по матери происходила из французских мелкопоместных дворян.

И всё-таки, Лев Шестов – русский философ-экзистенциалист, поскольку писал и говорил на русском языке, да и родился в России.

Главное направление творчества философа – недоверие к общим идеям, мировоззрениям, системам, заслоняющим от наших глаз реальную действительность во всей её красоте и многообразии; выдвижение на первый план конкретной человеческой жизни с её трагизмом; неприятие формальной, принудительной морали, универсальных, «вечных» нравственных норм.

В 1905 году была опубликована его работа, вызвавшая самые острые споры в интеллектуальных кругах Москвы и Петербурга, самые полярные оценки, ставшая философским манифестом Шестова – «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)».

В среде русской интеллигенции у него возникло множество оппонентов, но за рубежом он чувствовал себя везде как «свой среди своих», хотя критиковал всех и вся, не признавая мировых авторитетов.

Пожалуй, он всё-таки был гражданином мира, а не русским эмигрантом в Париже. Свои его своим не признавали, но не могли не считаться с мнением европейских философов, у которых Шестов ценился необычайно высоко.

«Высокий, сухой, сутулый старик в сюртуке и с козлиной бородкой…Жизнь Шестов прожил длинную, чистую и вероятно ни разу не произнёс злого, лживого слова. И в наш «железный век» никогда не поступал дурно…» – говорит о нём Яновский.

Самый неординарный поступок в жизни Шестова, это его женитьба. В 1896 году он, будучи в Италии и не афишируя события, женился на православной девушке Анне Березовской. Поскольку отец Шестова был ортодоксальным иудеем, мыслитель был вынужден долгие годы хранить этот брак в тайне, большую часть времени проводя за границей.

Таким образом он сразу поставил себя в положение свободного от всех религиозных догматов философа, и хотя много писал о религии, но всегда оставался надрелигиозным, независимым мыслителем.


В мемуарах современников о нём иногда вспоминали, обсуждали его непонятный моральный облик, но никто не мог с уверенностью сказать, какое вероисповедание ему ближе остальных.

«Воистину, жизнь Льва Шестова – самое его глубокомысленное произведение» – говорит о нём Яновский в последних строках, посвящённых философу. В отличие от Бердяева, Федотова, Соловьёва и других религиозных философов, выдвигавших утопические идеи спасения мира от зла через религию, но  минуя Бога, Шестов, как и Толстой (в последние годы), уповал на создание образа идеального человека, который личным примером праведной жизни увлечёт за собой прогрессивную общественность.
 
Наверное, так оно и было в действительности. Много их было в русской эмиграции, мудрых и честных, но они так и не стали во главе духовно просвещённых колонн, и не все прославились. Кому они нужны, эти умные, благородные и проницательные искатели истины, особенно в наш меркантильный век? Кто услышал их призывы:«Давайте станем хорошими…»?

И невдомёк было всем мыслителям прошлого и современности, что всё уже давно сказано и предсказано до них – кто, когда и каким образом спасёт погрязшее в грехах человечество от неминуемого самоуничтожения. Библию как будто бы читали, а «слона» не заметили. А там ведь тема спасения освещается ясно. Банальное учёное высокомерие…

Возомнили себя умнее Бога, решили, что сами разберутся, и своими идеями и призывами преобразуют человечество из плохого в хорошее состояние. Люди увидят указанный им путь спасения, осознают, что живут они безобразно и поймут, что дальше так жить нельзя, и враз станут праведными и культурными.

Тоже утопизм своего рода, сказки для взрослых мечтателей, неизбывный христианский романтизм…

Вот теперь скажите мне: когда и где указами, лозунгами и призывами удалось создать мир людей без лжи и насилия?

И всё-таки озабоченность русских мыслителей будущим человечества, их желание преобразовать мир к лучшему вызывают уважение среди немногих благодарных потомков, в том числе и автора данной повести.

 Их гуманистические идеи зовут человечество к добру, но мало кто им внимает. Наверное, оттого, что узок круг этих людей и страшно далеки они от народа, а народ – от них. Читающих стало совсем мало, а народ всё больше перед зомби-ящиками просиживает, жуёт и толстеет...Толстеет и тупеет.

И ничего тут не поделаешь – всему своё время…А раскидывать камни всегда было проще и веселее, чем собирать.

Сейчас время других героев, совсем других…Про них – отдельные песни, их споют другие авторы...уже поют...слышите? Сегодня эта тема - не наша.

Какое время, такие и герои. Хотя время ни в чём не виновато. Поэтому точнее будет сказать: какие герои, такое и время. Не мы выбираем в какое время нам жить, но как жить - этот выбор за нами.


Рецензии