В поисках прогрессивной технологии

Мой младший сын был одаренным мальчиком, особенно в части придумывания небезопасных акций. Ну не сиделось ему спокойно! Особый интерес он проявлял к взрывчатым веществам, готовя себя, то ли к террористической, то ли к партизанской борьбе глубоко в тылу врага. Может быть поэтому сыновья  активно занимались стрелковым спортом, ежедневно посещая тир, который считался одним из лучших в Украине.
Особый интерес для него представляло массовое производство взрывчатых веществ на основе использования современных достижений науки и техники, а переход на интенсивные методы хозяйствования было основным приоритетом его деятельности. Правда, это касалось всего, кроме домашних заданий. А вот, например, в любительской  фотографии по интенсивности процесса он превзошел своих родителей. Качество фотографий его интересовало мало. Главное удивить всех скоростью процесса. Ему удавалось в течение часа, пока гости трапезничали, сделать фотосъемку, проявить пленку, высушить ее с помощью фэна и сделать распечатки, закрывшись в ванной, где была оборудована примитивная фотолаборатория. А ведь надо было еще приготовить все необходимые для этих целей растворы. Зато, с каким торжеством он появлялся перед гостями, демонстрируя их фотопортреты на еще не просохших снимках. Навыки интенсивного выполнения всех трудовых процессов сохранились и в его взрослой жизни.
Но вернемся к его ранним увлечениям, которые, к счастью, не получили развития в будущем. В 70-е годы, когда «космические корабли осваивали просторы мирового океана», особый интерес у мальчишек возник к ракетной технике. Собственно не к самой технике, а к частным процессам, связанным с интенсивным горением и сопровождающим его звуковым эффектом.
Исходным материалом для таких процессов и запуска на их основе «ракет»  служила калиевая селитра, которая является одним из ингредиентов черного пороха. Не думаю, что дети в возрасте 6-8 лет владели секретами технологии изготовления черного пороха. Да это им и не надо. Важнее для них было найти исходное сырье, а все остальное дело опыта. К счастью, калиевая селитра используется и как удобрение, являясь источником необходимого растениям калия. Тем или иным образом калиевая селитра была найдена, а первые опыты запуска «ракет» оказались успешными. Суть технологии заключалась в следующем. Газета разрезалась на отдельные фрагменты, которые погружались в водный раствор селитры. Далее следовал естественный процесс их сушки, по завершении которого газетные фрагменты сворачивали в трубки – прообраз будущих «ракет». Образовавшееся тело «ракет» особым образом облекалось в пищевую фольгу, что при горении обеспечивало соответствующую реактивную тягу. Осталось только поджечь это изделие. Благодаря интенсивному выделению тепла и продуктов горения, «ракета» приобретала поступательное движение и, пролетев 5-10 метров, благополучно догорала в плотных слоях атмосферы.
Единичное производство подобного рода «ракет» мало интересовало любознательного Кулибина. Задавшись целью организации массового производства на основе использования интенсивных технологий, он сразу подготовил сотню газетных фрагментов и  опустил их в раствор селитры. Процесс естественной сушки фрагментов занимал длительное время, что не устраивало юного технолога. С целью ускорения процесса, он втащил в ванную комнату гладильную доску, включил в сеть утюг и по достижению им приемлемой температуры приступил к глажке прошедших пропитку газетных фрагментов. Длительность процесса сушки существенно сократилась, что не могло не доставить радость нашему рационализатору. Готовые изделия складывались на рядом стоящий табурет, на котором вскоре образовалась солидная кипа полуфабрикатов. Стремясь придать этой кипе компактный вид, наш взрывотехник  в целях уплотнения использовал горячий утюг. Под воздействием ударных нагрузок в кипе полуфабрикатов произошли какие-то процессы, которые привели к мгновенному воспламенению, сопровождающемуся «реактивным» звуковым эффектом и интенсивным выделением продуктов горения.
В это время заботливые родители не спеша пили на кухне чай, обсуждая педагогические проблемы подрастающего поколения. Прозвучавший взрыв отвлек их внимание от обсуждаемой темы, дав понять, что от теоретических построений пора переходить к практическим вопросам.
Ванная комната была наполнена абсолютно черным едким дымом, в котором легко можно было задохнуться. При нулевой видимости оставался один способ установить коммуникацию с начинающимся террористом – на истеричный ор мы получили еле слышный ответ, подтверждающий, что он жив и что в сознании. По направлению звука удалось установить, что рационализатор забился в щель между ванной и рукомойником. В сторону источника звука был брошен шнур от утюга, в который он вцепился мертвой хваткой. Через мгновение бедолага был вытащен из опасной зоны.
К нашей радости и удивлению пламя не получило развития. По всей видимости, сам взрыв препятствовал  воспламенению. Процесс завершился интенсивным выделением дыма. Из открытых окон и дверей еще долго валил черный дым. Случайные прохожие обеспокоено смотрели в сторону нашей квартиры.
К счастью, сын не получил серьезных ожогов, а от перенесенного шока скоро пришел в себя, однако сохранил пытливость ума  и непреодолимую страсть к нововведениям.
                12.09.2014 г.


Рецензии