Сказ о настоящем мужчине

Мой дед был капитаном, а потом начальником линейного отдела Донречфлота. Все его характеризовали не иначе, как «мировой мужик». Интересно, что же это значит – мировой мужик, и какие у него характеристики. Сложно сказать в общем, но на конкретном примере разобрать можно.

Дедушку невозможно было вывести из себя. Мы, четверо его внуков, чуть ли не всё лето проводили у них с бабушкой, и за это время он ни разу не повышал голос, а с детьми приходится непросто. Если Василий Михалыч что-то обещал своим внукам (штурманскую линейку, чистый судоходный журнал, какие-то определённые печеньки), то всегда выполнял свои обещания. Дедушка никогда ничего не забывал. Я никогда не слышала от него таких фраз, как «Закрутился – забыл», «Мне было некогда», «В другой раз». Нет, у него не было больше свободного времени, чем у всех остальных, но он не любил подводить людей. Для него слово действительно было дороже золота. Поэтому слов на ветер Василий Михалыч не бросал.

И он умел нас, внуков, «строить». В шутку, конечно. За каждое полезное дело (прополка, полив грядок, мытьё посуды, покраска забора и так далее) он ставил нам плюсики в тетрадку, и в конце месяца плюсики превращались в пять рублей. Так мы просто летали по огороду, выпрашивая у бабушки очередное задание. И помню, ему дали зарплату пачками в мелких купюрах, и он каждому внуку вручил по пачке в пятьдесят рублей. Ну нашей радости не было предела, разумеется. По пачке денег то! Свои навыки и способности руководителя дедушка проявлял и в семье. А главное с его стороны никогда не чувствовалось давления. Он умел убедить без лишних усилий.

Дедушка ценил стабильность. Он был человеком привычек: тридцать лет ездил на одной машине, хотя каждый месяц тратился на её ремонт, курил сорок лет только «Нашу марку», смотрел по телевизору только «Коломбо» и «Спрут», на завтрак всегда ел только овсяное печенье, в чай добавлял всегда три ложки сахара. Но эта стабильность была и в его принципах, и в его поступках, и в его настроении. Он не откладывал на завтра то, что можно было сделать сегодня. Он ни на кого не обижался. «На обиженных воду возят», - любил повторять Василий Михалыч. Он любил использовать русские народные поговорки: «Сделал дело – гуляй смело», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь». Народные мудрости дедушка повторял постоянно, и всегда в самый нужный момент. И он всегда терпимо относился к нашим проступками шалостям. Он терпимо относился к человеческим недостаткам. Он не возлагал ни на кого надежд, он не требовал от близких быть такими, какими ему бы хотелось, чтобы они были. Но он умел раскрыть человека, он умел направить в нужную сторону. Возможно, он уделял внукам не так много времени, как нам и ему бы хотелось, но всегда его внимание приносило пользу и радость.

Василий Михайлович никогда не торопился, всё делал степенно и размеренно, но всегда и везде успевал вовремя. Он любил говорить: «Поспешишь – людей насмешишь». Суетиться он не умел. Ни в коем случае. Состояние покоя было для него естественным. То, ради чего прогрессивные трудоголики и невротики уходят в буддизм или даосизм, у моего деда было качеством врожденным. Он никогда не нервничал. Любые невзгоды и неприятности он встречал спокойно. Даже известие, что у него рак…

Дедушка ушёл быстро. Болезнь за пару месяцев сделала своё дело. Мне тогда было тринадцать. Когда ушёл мой дедушка, многое в семье изменилось. Глава семейства тогда покинул нас. Но он оказал на своих внуков большое влияние. На меня, на Диму, на Аню. Иной раз я забываю то, чему меня учил дед, но потом его простые заветы всё-таки возвращаются в мою голову. Его моральные принципы были как из гранита - нерушимыми. В этом небольшом тексте я много раз употребила слова «всегда» и «никогда». Говорят, никогда не говори никогда. Это пословица не русского происхождения (английского), поэтому иногда можно. Если есть такой мужчина, на которого всегда можно положиться, который никогда не подведёт. Мой дед был именно таким.


Рецензии
Такие добрые воспоминания! Дедушка вам оставил добрую память. Еще мне близок Донречфлот, где работал мой муж, возможно коллега вашего дедушки. Успехов!

Прасковья Горбатова   25.11.2014 20:36     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Прасковья! Моего дедушку многие знали))) Я работаю в газете "Калач-на-Дону". Вы можете зайти ко мне как-нибудь в редакцию (здание типографии, второй этаж, первая дверь налево)? Поговорим о вашем творчестве. Мне было бы интересно с вами пообщаться.

Мария Давыденко   26.11.2014 12:00   Заявить о нарушении