По-настоящему страшно

- Ривка, не толкай меня! – нарушил тишину недовольный голос Малки.
- Прости, - сонным голосом произнесла Ривка. – Прости, но мне такой чудесный сон снился…       Снилось, что Давид жив, снилась наша свадьба…  Малка, зачем же ты меня разбудила?
- Прости, - теперь Малка чувствовала себя виноватой. – Я не спала, а ты во сне меня толкнула…
- Не спала? – удивилась  Ривка. – Как можно не воспользоваться единственным шансом забыться хоть на несколько часов?
- Не знаю… - задумчиво сказала Малка. – В потолке есть дыра, а сквозь неё видно звёзды…
- Звёзды? – пуще прежнего удивилась Ривка. – Малка, какие звёзды? Как можно в этой обстановке думать о звёздах?
- Я раньше была поэтом, - грустно улыбнулась Малка. – Ну, стихи писала. Они и сейчас приходят в мою голову, только они такие страшные… И записать их некуда. О! Знаю! Завтра выцарапаю что-то на стене!
- Ох и Малка! – Ривка была просто поражена такими речами.
- Эй, там, наверху!  - послышался возмущённый голос снизу. – Чего не спите?
- Малке не спалось, так они и меня разбудила! – ответила Ривка.
- Вот посмотрю я на вас завтра! – голос снизу был крайне сердитым.
- Не горячись, Рахель, - жалобно сказала Малка. – Я просто… Ну, бывает у меня…
- Не оправдывайся, - буркнула Рахель.
- Ладно, Рахель, уймись, - теперь уже Ривка заступилась за Малку. – Сейчас ещё остальных разбудите!
- Нет, правда, простите, - вздохнула Малка. – Это ведь из-за меня вы не спите…
- Может и так, - задумчиво сказала Ривка. – Но если уж начала, будь так добра, расскажи, что тебя так беспокоит по ночам!
- Знаешь, Ривка, - Малка снова с какой-то надеждой вгляделась в дыру в потолке, - я иногда вспоминаю прежнюю жизнь и просто удивляюсь сама себе… Ещё вчера мне казалось ,что нет ничего хуже несчастной любви… А ещё я переживала из-за того, что у меня цветы засохли! Как я могла плакать из-за этих глупых цветов?!
   Малка расплакалась, только вовсе не из-за цветов.
- Я подарю тебе самые красивые цветы, которые только найду, когда всё это закончится, хочешь? – попыталась утешить подругу Ривка. – Помогу ухаживать за ними!
- Ну… - Малка вытерла слёзы. – Это было бы здорово… Но я и из-за дырки в платье плакала… Хотя тогда у меня были нитки и иголки. А как я грешила, не слушаясь мать? Так больно вспоминать это, особенно когда знаешь, что её больше нет!
- Не плачь, - Ривка зачем-то и дальше пыталась успокоить подругу, хотя сама чувствовала себя ещё хуже. - Ну, знаешь, многие плачут из-за ерунды и не слушаются родителей… Но что-то я ещё не видела, чтобы они вот такое устраивали по ночам! Лучше расскажи про стихи свои!
- Это секрет был, - испуганно сказала Малка. – А я случайно проболталась…
- Эх, Малка, - вздохнула Ривка. – Не встречала ещё таких странных людей, как ты!
- Но Ривка… Ты не понимаешь… Я так переживала из-за всяких мелочей, а теперь всё бы отдала, лишь бы снова сидеть в порванном платье над засохшими цветами! Но я бы не плакала .а смеялась и плясала от счастья, ведь все эти цветы и платья – такие пустяки! А сейчас страшно по-настоящему…
- Эй, Эстер! – неожиданно послышался голос, прервавший печальные воспоминания.
- Что? – опомнилась Эстер.
   Открыв глаза, она увидела, что сидит в доме у закрытого окна и что-то пишет (вернее, она писала до того, как углубилась в воспоминания и забыла о реальности).
- Извини, если отвлекла, - сказала подруга Анна. – Мне просто очень нужна твоя помощь…
- Да, конечно, - кивнула Эстер.
- А ты что-то писала? – спросила Анна.
- Да, - задумчиво сказала Эстер. – Решила написать что-то вроде автобиографии… Может, кто-то научится чему-то на моих ошибках… И не только на моих.
  Эстер смахнула слезу. Анна сразу поняла, в чём дело, но всё же насмелилась спросить:
- Ты… об этом?
- Да, да, об этом, - печально ответила Эстер. – О времени, когда я ещё была Ривкой.
- Прости, - виновато сказала Анна. – Похоже,  я не вовремя…
  В этот миг она была так похожа на Малку в ту самую ночь!
- Ох, Анна… - в голосе Ривки звучала несказанная скорбь. – А ведь Малка была права… Ну, в последнюю ночь…
- А что она говорила? – спросила Анна.
- Что говорила? – переспросила Ривка. – Что то, из-за чего мы часто так плачем, - сущее пустяки, но мы понимаем  это  лишь тогда, когда становится по-настоящему страшно.
  Анна кивнула. Теперь и ей было грустно, хоть она и не знала ни Малку, ни Рахель, ни Давида, ни других людей, по которым так тосковала её подруга. Ривка же продолжила:
- Но они не успела нацарапать тот стих на стене… А жаль! Я бы очень хотела его прочитать! А ещё жаль, что я так и не сумела подарить ей те цветы.
- А почему не подарила? – спросила Анна.
- У неё и могилы-то нет, - вздохнула Ривка. – А когда от тел остаётся лишь пепел, который фашисты ссыпают в одну гору, а потом пускают на удобрения, не поймёшь, какая горсть чьим телом была. А если бы и была могила, у нас не принято возлагать туда цветы. Только камни.
- Камни? – удивилась Анна.
-Да, камни, - кивнула Ривка. – Ведь цветы вянут, сохнут… А камни – нет…
  …А ведь хороший вопрос: стоят ли наших слёз вещи, из-за которых мы их проливаем? И как бы мы отреагировали, если бы после моря пролитых без повода слёз оказались там, где по-настоящему страшно?


Рецензии