Межкультурная коммуникация в Ростовской области

    Межкультурная коммуникация и межнациональные отношения
    в Ростовской области и Южном Приазовье


    Уже в начале нового тысячелетия проблемы межкультурной коммуникации жителей Дона стали интересовать не только ученых и историков, но и политиков, представителей различных национальных конфессий. Причиной этому послужили изменившаяся политическая ситуация в Южном федеральном округе; такое новое явление, как миграция населения и мировой экономический кризис. Подтверждение этому могут служить мнение Председателя Законодательного собрания Ростовской области А. Попова, исследование Зайналабидова А. С., Черноусова В.В. «Политический экстремизм и его профилактика у студенческой молодежи Дона», статьи Высокова В.В. «Пятилетка Донских реформ», Мкртчян Н.В. «Миграция и динамика численности населения Южного Федерального округа: последние тенденции», Ковалевой О.В. «Политическое поведение казачества в сфере межнациональных отношений», работа Давыдова М.И. «Национальные и федеративные отношения», Альтернативный доклад российских неправительственных организаций «Об исполнении Российской Федерацией рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» (2000-2005 гг.). На основании этого можно сделать вывод, что демографические и этно-культурные проблемы жителей Тихого Дона и города Азова в частности изучены почти полностью, но, вместе с тем, тенденции интеграции наций, народностей жителей Дона и их языка в международной межкультурной коммуникации изучены частично.
     Проблемам роли и места языковой личности в межкультурной коммуникации современного общества ученые (Ю.Н. Караулов, В.И. Карасик, Л.П. Крысин, О.Б. Сиротинина и др.) и практики в последнее время стали уделять особое значение. Одни считают (Богин Г.И.), что под «языковой личностью» понимается человек как носитель языка, взятый со стороны его способности к речевой деятельности, т.е. комплекс психофизических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения - по существу личность речевая. Другие (Сухих С.А., Зеленская В.В.) - совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения, - личность коммуникативная. Согласно мнению третьих (Карасик В.И., Воркачев С.Г.) под «языковой личностью» может пониматься закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, своего рода «семантический фоторобот», составляемый на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций, отраженных в словаре - личность словарная, этносемантическая. [1. С. 64-73]. На основании данных определений можно сделать вывод, что проблема места и роли языковой личности в межкультурной коммуникации англо и русскоговорящих стран занимает немаловажное значение, потому что именно от общекультурной компетенции личности зависит качество перевода понятий, диалогов, текстов, литературных произведений с английского на русский язык и наоборот. А это существенно влияет и на восприятие целостного понимания культуры, искусства, традиций и обычаев разных стран мирового сообщества.
Центральная триада лингвокультурологии «личность (человек с его мышлением) – язык – культура» наиболее явно прослеживается в трудах М. Блэка, Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова. А. А. Леонтьева, А. А. Потебни, Л. В. Щербы и других. Проблема развития межкультурной коммуникации, на основе которой также строилось наше исследование, отражена в трудах Г. Бройнинга, Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова, Л.С. Вечера, Э Иона, Ю.М. Лотмана, Н.А. Лукьяновой, А.П. Панфиловой и других авторов.

     Культура межнационального взаимодействия - это «система общекультурных норм и навыков поведения человека, которая характеризует гармонизацию межнациональных отношений на личностном уровне, т.е. между отдельными людьми, представителями различных национальностей» [2. С 18]. В основу современного подхода к формированию культуры межнационального взаимодействия должны быть положены ключевые позиции обновления системы образования. Это демократизация, гуманизация, гуманитаризация, разработка новых форм и методов патриотического и интернационального воспитания и культуры межнационального взаимодействия. Важно добиться, чтобы межнациональное общение на всех уровнях преследовало гуманистические цели.
Культура межнационального взаимодействия исходит из приоритета общечеловеческих ценностей, воспитания, уважения к человеку независимо от его национальной, религиозной и расовой принадлежности, истории и культуре, языкам и традициям, толерантности. «Существующие исследования не всегда учитывают тот факт, что за годы учебы учащийся, студент развивается интеллектуально, духовно, нравственно, физически, поэтому необходимо изменять средства, формы, методы воспитательной работы по мере прогрессивного развития личности с учетом национальных особенностей региона, связанных с историей, традициями, культурой того или иного народа» [2. С. 7].
     Хотя задачами формирования культуры межнационального взаимодействия занимаются философы, социологи, этнографы, историки, психологи и педагоги, все же нет целостного теоретически и практически значимого представления воспитания культуры межнационального взаимодействия подрастающего поколения.
«Каждая культура как некая целостность неповторима, уникальна. Эта незаменимость или неповторимость каждой культуры означает, что в определенном отношении разные культуры равны между собой. Поэтому необходимо не только признавать равноценность культур, но и видеть самоценность каждой из них. Этим и интересно обращение к наследию любого народа независимо от численности и его вклада в становление и развитие общегосударственной культуры» [3, С.4]. По мнению председателя Законодательного собрания Ростовской области Попов А.В. [5] «если посмотреть на ситуацию с межнациональными отношениями в Ростовской области, то, в сравнении с другими регионами Юга России, она выглядит неплохо. У нас с 1989 года проживают турки-месхетинцы, переехавшие в Россию после кровавых событий в Ферганской долине. Кроме того, за последние 15 лет существенно увеличился приток внутренних трудовых мигрантов из республик Северного Кавказа.
     Ростовская область - край трудолюбивых, предприимчивых и талантливых людей. Здесь в мире и согласии живут россияне более 100 различных национальностей и народностей. Это, возможно, и объясняет то, что в течение многих лет в области, в целом, сохраняется стабильность и прогнозируемость социальной ситуации. При этом нельзя не отметить, что в 1989-2001 годах на Дону неоднократно создавались конфликтные ситуации, принимавшие национальную окраску. Тогда очень непросто вписывались в донской уклад жизни вновь приехавшие турки-месхетинцы, новые группы чеченцев и армян. Местное население, и прежде всего казачество, бурно реагировали на все случаи правонарушений со стороны новых переселенцев. <…> В настоящее время состояние межнациональных отношений у нас на Дону можно охарактеризовать как стабильное и контролируемое органами власти и управления. <…> Межнациональный мир и согласие - уникальное достижение властей Ростовской области, которые сумели уберечь регион от распрей и конфликтов даже в самые тяжелые 1990-е годы, в период расцвета деятельности политических авантюристов» [5].
   У любого, говорящего о Тихом Доне, возникают ассоциации с донским казачеством. Но здесь надо развести некоторые понятия. Мелехин Д.Б., член Организационного комитета по созданию и государственной регистрации Федеральной казачьей национально-культурной автономии Национального Совета казаков, предлагает определяющие характеристики и принципиальные различия понятий «казаки» и «казачество»:
   «<…> 1. Статус. КАЗАКИ – этническая общность. КАЗАЧЕСТВО – сословная структура, существование и деятельность которой связаны с несением службы и не зависят от этнической принадлежности ее членов.
   2. Вид объединения. У КАЗАКОВ – национально-культурная автономия, у КАЗАЧЕСТВА – казачьи общества.
   3. Правовое регулирование деятельности. У КАЗАКОВ – Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» № 1107-1 от 26.04.91г., Постановление ВС РФ № 3321-1 от 16.07.92 г. «О реабилитации казачества», Федеральный закон «ОБ общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.95 г., Федеральный закон «О национально-культурных автономиях» № 74-ФЗ от 17.06.96 г. (с изм. и доп.), общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. У КАЗАЧЕСТВА – Указ Президента РФ № 632 от 15.06.92 г. «О мерах по реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества», Федеральный закон № 154–ФЗ от 5.12.05 г. «О государственной службе российского казачества», другие Указы Президента Российской Федерации.
   4. Цель создания. У КАЗАКОВ – самостоятельное решение вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. У КАЗАЧЕСТВА – исполнение государственной и иной службы в рамках государственного реестра казачьих обществ. <…> [4].
    Координацией деятельности казачества Дона занимается Войсковое Казачье Общество Всевеликое Войско Донское, созданное на Большом Круге в октябре 1996 года, Устав которого утвержден Указом Президента РФ 18 июня 1997 года.
К 2010 году Войско насчитывало более 135 000 казаков, не считая членов семей. Основная деятельность организации ныне направлена на возрождение казачества, организацию государственной службы казаков, духовное и патриотическое воспитание казачьей молодежи, развитие кадетского образования, сохранение культуры и традиций казачества, допризывная подготовка молодежи, шефство над подразделениями Российской армии носящими наименование казачьих, экономическая и законотворческая деятельность, помощь казакам-сельхозпроизводителям. Международная деятельность, направленная на сохранение и преумножение наследия наших предков, политическая и общественная деятельность внутри страны, призванная стабилизировать ситуацию. Созданы представительства в Беларуси, Германии, Испании, Украине.
В 2003 году прошел Первый, а в 2008 году - Второй Всемирный Конгресс Казаков, собравший представителей казачества, волею судьбы разбросанных по всему миру. Приняты важные политические решения, заключены экономические договора с соотечественниками, проживающими за рубежом. Атаманом Всевеликого Войска Донского уже много лет является казачий генерал Водолацкий В.П., заместитель губернатора Ростовской области, руководитель Представительства Администрации РО при Правительстве РФ, атаман Всемирного Совета казаков, кандидат социологических наук, действительный член Академии социальных наук РФ, почетный гражданин г. Азова.
    Для координации межнациональных отношений, пропаганды традиций всех национальностей в Ростовской области к концу 2009 года были созданы и официально действовали 17 национально-культурных общественных организаций. Именно им принадлежит заслуга не только в сохранении национального спокойствия на Дону, но и в урегулировании локальных национальных конфликтов, развитии толерантных межкультурных взаимоотношений среди населения области.
     Вместе с тем проблемы стабилизации межнациональных отношений и формирования толерантной межкультурной коммуникации на Дону остаются в центре внимания как правительства Ростовской области, так всех национально-культурных и молодежных общественных организаций. Одной из причин, влияющих на негативное межнациональную, межэтническую и межкультурную ситуацию в области, является увеличение смешанных и снижение межнациональных браков среди молодежи. По словам директора Донского городского Дворца бракосочетаний Пузиковой Л.А., до 1992 года каждую неделю ими регистрировалось в среднем по два межнациональных брака. Как правило, русские девушки выходили замуж за грузин, азербайджанцев, чеченцев и представителей других кавказских народов. В последние же годы здесь фиксируется всего от двух до двенадцати межэтнических браков в год, при том что во Дворце бракосочетаний ежемесячно проходит более ста свадеб. Что же касается тех немногих смешанных браков, то, как правило, они регистрируются между русскими и армянами. А по мнению начальника управления загсов администрации Ростовской области Слюсаревой Г.И., сегодня наблюдается и спад по количеству браков с партнерами из дальнего зарубежья. За 8 месяцев прошлого года (2005г.) на Дону был зарегистрирован 101 брак с иностранцами, а в нынешнем – только 88. Лидерами среди соискателей на руку и сердце донских невест, как правило, становились женихи из Германии, Соединенных Штатов и Турции. Настораживает факт наплыва турок-месхетинцев, которых, только по официальным данным, на Дону сегодня проживает около 17 тысяч. Опасность ситуации заключается в том, что этот народ не способен к ассимиляции. За 15 лет пребывания месхетинцев на донской земле был зафиксирован всего лишь один смешанный брак. А народ, не способный к ассимиляции, рано или поздно начнет вытеснять коренную нацию. По словам первого заместителя Верховного муфтия России и главы Центрального духовного управления мусульман по Ростовской области и Югу России Джафара Бикмаева, ему довольно часто приходится регистрировать межконфессиональные браки. Причем не только между гражданами России, но и между русскими девушками и приезжими из Турции, Афганистана, Таджикистана, Египта, Сирии, Марокко [6].
В ноябре 2006 года активисты Движения «НАШИ» из Ростова-на-Дону провели соцопрос на тему: «Межнациональные отношения Ростове-на-Дону». За два часа они опросили около 300 респондентов. На вопрос «Считаете ли вы, что проблема межнациональных конфликтов остро стоит в Ростове-на-Дону?» 80 процентов ответили положительно. При этом 88% прохожих ответили, что лояльно относятся к людям других национальностей, проживающим в Ростове-на-Дону, 12% высказали свое отрицательное отношение к приезжим. А на вопрос «Приходилось ли Вам присутствовать при межнациональных конфликтах?» положительно ответили только 10% опрошенных. К сожалению, встречались и агрессивно настроенные люди, которые считали, что нужно ограничить приезд иностранцев. Соцопрос показал, что положительная динамика в развитии межнациональных отношений прослеживается. Однако важно не останавливаться на достигнутом и продолжать вести работу, направленную на  популяризацию идеи национального единства [7].
     В сентябре 2006 года на пресс-конференции в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс-Юг» первый заместитель Войскового атамана ВВД по Ростовской области Казарезов И.В. заявил, что «ситуация по межнациональным взаимоотношениям осложняется. Мы сегодня заинтересованы в стабильности и правопорядке на территории Ростовской области, и все будем для этого делать. Поэтому мы подготовили и направили соответствующее обращение к руководству страны. <…> Казаки, и это было заявлено недавно на сходе в Старочеркасске, обеспокоены и насторожены ситуацией по межэтническим группировкам, которые сегодня влияют через экономическую составляющую на дестабилизацию обстановки в Донском крае» [8].
     Ещё один пример. В марте 2007 года Казаки Целинского юрта Черкасского округа Всевеликого Войска Донского вместе с главой администрации Лопанского сельского поселения и представителями азербайджанской, чеченской и турко-месхетинской диаспор подписали совместное соглашение «Об урегулировании межнациональных отношений на территории Лопатинского сельского поселения». Участники соглашения взяли на себя обязательство не нарушать традиции и обычаи Донских казаков, не предоставлять свои жилища лицам, нарушающим паспортный режим. А также «самостоятельно добиваться выселения семей членов диаспоры, постоянно нарушающих российское законодательство, местные народные обычаи и традиции». Казаки обязались соблюдать законы гостеприимства, разъяснять членам диаспор возможные последствия поступков, нарушающих местные обычаи и традиции [9].
     В сентябре 2006 года в городе Шахты состоялось заседание областной комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям. Представители различных диаспор и национальных общин отметили, что в целом ситуация в Шахтах стабильная. Было принято решение проводить разъяснительные мероприятия с молодежью по предупреждению межнациональных конфликтов.
А вот мнение президента Чечни Алу Алханова, высказанное им в декабре 2005 года: «Я совершил двухдневную поездку в Ростовскую область, в ходе которой подписал с губернатором Владимиром Чубом новые соглашения, побывал на многих предприятиях, в лечебных учреждениях. Практика деятельности администрации Ростовской области свидетельствует о том, что сбалансированная, тщательно продуманная и трезвая политика может предотвращать всплески напряженности межнациональных отношений и сохранять стабильность в регионе. <…> Только в одном Таганроге проживают представители более 100 национальностей, и никто из них не чувствует себя ущемленным по национальному признаку» [10].
     В октябре 2004 года в Ростове-на-Дону Московским Центром межнационального сотрудничества был организован семинар-тренинг на тему «Взаимодействие национальных объединений с органами власти». В семинаре приняли участие руководители и специалисты департаментов и управлений по межнациональным отношениям и работе с общественными организациями администраций 9 субъектов Российской Федерации, представители краевых и областных ГУВД, руководители национальных общественных объединений. По проблеме «Каковы последствия невнимательного отношения государства к национальным вопросам?» участники высказали следующее мнение: нарушение прав и свобод национальных меньшинств, рост экстремизма и национализма, распад государства, отсутствие координации деятельности разных регионов в области национальной политики. По проблеме «Какие шаги необходимо предпринимать на федеральном уровне для успешного решения вопросов в межнациональной сфере» участники семинара пришли к выводу: 1. Принятие Федерального Закона, регулирующего этнонациональную политику и межнациональные отношения в РФ. 2. Создание федеральной программы «О гармонизации межнациональных отношений (2006 - 2008 гг.), а также соответствующих региональных программ. 3. Введение поста вице-премьера по этнопроблемам. Создание четкой вертикали власти, единого ведомства по вопросам этнической политики на федеральном уровне и в регионах. 4. Целевое финансирование программ и проектов, посвященных этнонациональной политике и гармонизации межнациональных отношений. 5. Введение института государственных грантов. Не стоит жалеть средств на поддержку хорошего опыта и инициатив. 6. Объединение усилий между НКО и органами власти по воспитанию толерантности. 7. Активная поддержка россиян вне России [11].
    Вместе с тем нельзя забывать, что межкультурная коммуникация в Ростовской области это не только поддержка родного языка всех национальностей жителей Донского края. За последние десять лет рамки сотрудничества многих туристических и промышленными организациями Ростовской области вышли за пределы европейских и стали международными. А это значит, чтобы найти престижную работу, продолжить свое обучение или провести отдых за рубежом становится реальной необходимостью знание молодыми людьми двух или несколько иностранных языков.
    Рынок преподавания иностранных языков в Ростове выглядит так: английский — и все остальное. Спрос на английский в любом лингвистическом центре в несколько раз превышает спрос на другие распространенные языки. Но с развитием экономических и культурных связей все более актуальной становится специализация: работаете с немцами — учите немецкий, любите Японию — можно выучить и японский. В крупных ростовских кадровых агентствах отмечают, что многие компании с участием иностранного капитала часто требуют от своих потенциальных работников знания английского языка плюс одного европейского. Лингвистическая разносторонность приветствуется, например, для работы в менеджменте компаний, строящих в Ростове гипермаркеты. Интересен такой факт, что в Ростове на Дону итальянский язык стремительно входит в моду. Это отмечают в крупнейших языковых центрах города, где он занимает второе место по популярности после английского. Итальянский учат домохозяйки со свободным временем, студенты с желанием работать aupair («бэбиситтерами») и бизнесмены в поисках общего языка с европейскими бизнеспартнерами. По маркетинговым исследованиям языкового центра «Совершенство», наиболее востребован итальянский в сентябре, после турпоездок, а летом всем нужны экспресскурсы. Неудивительно, что итальянский нужен ростовским бизнесменам. По официальным данным, Италия занимает третье место во внешнеторговом обороте Ростовской области (5,1%) после Украины и Турции.
     Французский занимает в языковых центрах стабильные, хотя и не очень сильные позиции. В Ростове французский может потребоваться для работы в некоторых агрофирмах, фармацевтических представительствах, в салонах красоты. В некоторых языковых школах на втором месте по популярности стоит немецкий: учат перед отъездом на ПМЖ в Германию или после организации совместного предприятия. Германия входит в пятерку крупнейших торговых партнеров Ростовской области.
      По-испански говорят 332 миллиона жителей планеты, но для ростовского бизнеса этот язык не особенно актуален. Наряду с испанским популярен португальский. Вообще, проблема языкознания стоит перед половиной желающих работать за границей. Большинство иностранных работодателей требуют от будущих сотрудников знания языка на уровне «беглый», чему ростовчане не всегда соответствуют. Если следовать логике развития экономических и культурных контактов Дона с заграницей, то надо задуматься над чешским и скандинавским языками. Скоро изучение иностранных языков из развлечения превратится в инструмент достижения конкурентного преимущества.

Литература и источники:
1. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт / С.Г. Воркачев //Филологические науки. - 2001. - №1.
2. Кусарбаев Р.И. Формирование культуры межнационального взаимодействия. Состояние педагогической практики // Aктуальные проблемы образования. - М.: МГПУ, 2000.
3. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
4. Мелехин Д.Б. Проблемы реализации конституционного права граждан на национальное самоопределение в рамках национально-культурной автономии казаков. Дипломная работа. - Южно-Уральский государственный университет, 2006.
5. Попов В. Состояние межнациональных отношений на Дону стабильное и контролируемое органами власти.Электронный ресурс – Рейтинг персональных страниц, http://www.viperson.ru/
6. Шаповалов А. С иноверцем – то ли в рай, то ли в шалаш. - Электронный ресурс – Независимая газета, 2005-10-18, http://www.ng.ru/
7. Электронный ресурс - Движение «Наши», http://www.nashi.su/coords
8. Электронный ресурс - Информационный интернет-портал «Панорама», http://www.panram.ru/
9. Электронный ресурс – РИА Новости – ЮГ, http://ug.rian.ru/
10. Электронный ресурс – Телекомпания 37 канал г. Новочеркасск, http://www.tv37.novoch.ru/
11. Электронный ресурс - INTERETHNIC, Сайт Центра межнационального сотрудничества, http://www.interethnic.org/
       ***


Рецензии