Какая система воспитания лучше?

Часто слышу споры между родителями, какая система воспитания лучше: японская, английская, французская и т.д.
Нас матушка воспитывала не по системам, а душой, беззаветной, бескорыстной любовью и на доверии. Разумеется, мы, как и все дети, клятвенно обещали выполнять все наставления: далеко не уходить, не безобразничать, не озорничать и придти домой в строго назначенное время, охотно веря в свои заверения. Но мальчишки не были бы мальчишками, если, выходя за порог дома, сразу не забывали о минутной девчачьей мягкотелости: "Да, мама. Хорошо, мама. Не буду, мама. Приду мама." Инстинкт настоящих охотников и путешественников, а порой и воинов, уводил нас в неведомое далёкое, оставляя на телах и одеждах следы отчаянных приключений и предприятий, часто довольно сомнительных. О, мама, мама, на сколько я тебе благодарен за твою любовь, заботу, терпение, за твои нежные, трудолюбивые руки, стиравшие, штопавшие, отглаживавшие все мои "доспехи", залечивавшие "боевые" раны, ни разу не отшлёпавшие мой зад, на который я всегда находил ежедневно, ежечасно, ежеминутно, ежесекундно столько приключений, что и не знаю, как он вообще при мне остался, живой, не сгинул где-нибудь в каменных джунглях "Terra Incognita".
И вот, "доспехи" восстановлены, раны заживлены, уши внимают, губы шепчут: "Да, мама. Хорошо, мама. Не буду, мама. Приду мама". И, как мама не пыталась придать строгость своему лицу, её любящие, улыбающиеся глаза, наполненные нежностью, невольно позволяли сформировываться в моём сознании, как мне казалось, вполне справедливым мыслям: "Конечно, мне кое-что запрещено... Но не строго настрого же запрещено, а, значит, потихонечку можно..." Ближе к вечеру, а то и к ночи, те же любящие мамины глаза, однако уже смотрящие с некоторой укоризной, заставляли меня неумело оправдываться за свои "подвиги", невнятно лепетать: "Прости, мама. Я больше не буду, мама. Я не хотел, мама."
Я уже давно видел красивые сны. Летая в прозрачной синеве неба, взирал счастливыми глазами на великолепие окружающего меня сказочного мира. А мама, мама далеко за полночь, в очередной, бесконечный раз стирала, штопала, отглаживала своими нежными, заботливыми руками, то, что я, казалось навсегда, привёл в негодность, мои любимые "доспехи" и, как всегда, глаза у неё улыбались: "Парень растёт, мужичок."
Мне прощалось многое, любые проделки, но я твёрдо знал и знаю, что есть то, что маму огорчит больше всего на свете и, возможно, даже не простится - это подлость и ложь, настоящая ложь, а не наивные детские хитрости. Это есть та черта, которую также, больше всего на свете, я боялся перешагнуть, боялся потерять любовь мамы, тот любящий, светлый взгляд, милые, улыбающиеся, добрые, самые прекрасные в мире глаза, боялся увидеть их потухшими, потерявшими смысл жизни...
А Вы говорите: японское воспитание, английское, французское... Есть только одно воспитание - любовь матери к своему ребёнку, к своему маленькому, но уже человечку, человеку, появляющемуся на свет, несомненно, личностью и со своим собственным "Я", требующим к себе не меньшего уважения, чем взрослый. Ребёнок не должен быть игрушкой для утех взрослых и тем более полигоном для их экспериментов. Моя мама часто слышит от знакомых: "Как тебе повезло. У тебя такие хорошие детки выросли, не пьют, не курят, уважительные, всегда рядом с тобой, ласковые, заботливые, не бросают. А мои выросли, разлетелись и позабыли. Хорошо, если в день рожденья поздравить не забудут." И невольно возникает вопрос, с искренним сочувствием конечно, а кто им мешал вырастить таких же деток или что? Ни в коем случае не в упрёк им или кому из читающих, так, просто поделился... может, кому пригодится.


Рецензии