4 ноября
Иностранцы помогали строить нам государство, они же помогали и разрушать его. Историю современного Государства Российского я начал бы с Ивана Грозного (он и формально был первым царем). Это очень оптимистический взгляд: мы немногим старше Америки, а значит, у нас, в отличие от дряхлой Европы, есть будущее.
Помогали строить державу в основном англичане и в основном по необходимости. Испанцы до крушения Великой армады перекрывали им путь к богатствам Индостана и Китая, за счет которых они несколько веков благоденствовали. Англичане возвели ряд факторий на Волге, имели военно-морскую базу вблизи Соловков, добирались до индийско-персидской кормушки через Каспийское море. Царь им благоприятствовал во всем, он же и разрешил открыть в Москве Немецкую, то есть иностранную, слободу, а в случае неудачи отечественного государственного строительства собирался бежать в Англию.
При Иване Грозном появились централизованные и дееспособные учреждения, такие как казначейство (сейчас у нас самостоятельной подобной структуры нет), министерства (приказы), регулярная армия. Опричнина была временным инструментом для достижения централизованного управления, без чего государство теряет смысл (и в этом мы еще будем убеждаться на практике мировой истории). Здесь нет места разбираться в недостатках или достоинствах правления Ивана Васильевича. Отметим лишь, что участие иностранцев в делах России было существенным, но контролируемым. Продажных людей казнили нещадно. Английского шпиона и сподвижника Грозного «дохтура» Бомелия, например, изжарили на вертеле. Возможно, это – метафора. Точно известно, что его поймали в Риге, откуда он собирался бежать на Запад, и позднее умертвили.
Борис Годунов вышел из опричнины, где определенный вес имели прозападные настроения, а некоторые лидеры этой структуры, включая фон Штадена, прибыли к нам из-за рубежа. Борис преклонялся перед Западом, но не понимал жесткой и мошеннической сущности его благоденствия, истинного раболепия его свобод. Этим он не отличался от многих наших современников. При Борисе стали целенаправленно отправлять на учебу за границу. Иностранный персонал проник во все важные сферы жизни от науки до армии, а интереса в стабильности страны теперь не было даже у англичан, занятых борьбой за влияние в Вест-Индии. Годунов был сторонником мирной дипломатии, которая России никогда пользы не приносила. Три подряд неурожайных года, повсеместная коррупция, слухи о царевиче Дмитрии и Лжедмитрий, привели к опасному недовольству. Иностранное вмешательство подоспело ко времени гражданской войны и завершилось оккупацией. До апогея Смуты Борис Годунов не дожил, скоропостижно скончавшись в 1605 году.
Либеральные историки полагают, что причиной Смутного времени были последствия «тиранического правления» Ивана IV. На мой взгляд, междоусобица явилась следствием дезорганизации и дезориентации общества при Борисе Годунове. Многие признают иностранное вмешательство под напором неопровержимых фактов, однако призывали помощников с Запада мы сами. Не поляки захватили Москву и Кремль в 1610 году, а семибоярщина открыла им ворота якобы для наведения порядка. «Поляки» – также условное название. В войсках Жолкевского были искатели приключений со всей Европы, а сам коронный гетман, действовавший по приказу Сигизмунда III, являлся противником усиления вражды с Россией, за что вскоре был заменен на Ходкевича – человека русско-литовского происхождения (это большая отдельная тема).
4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года российское ополчение, осененное чудотворной иконой Казанской Богоматери, освободило Москву от интервентов. Среди организаторов и вдохновителей ополченцев, прежде всего, следует назвать Кузьму Минина. Почему-то не любят вспоминать, что его настоящая фамилия Анкундинов и что он был крещенным татарином. Для единства России это очень важный факт. На первое место в качестве военного деятеля словарь Брокгауза и Ефрона ставит Прокопия Ляпунова, но позднее он перессорился с ополченцами и был убит казаками. Далее идет князь Дмитрий Пожарский, который более известен по памятникам, чем по реальным делам. Он был ставленником Минина, формально возглавлял поход на столицу, но вел себя вяло, хотя в честности и порядочности ему отказать невозможно.
Любопытно, что активными деятелями ополчения были выходцы с Северного Кавказа. В частности, следует упомянуть князя Ивана Черкасского. Его мать была родной сестрой патриарха Филарета, который, собственно, и правил Россией при Михаиле Федоровиче Романове, а отец происходил из знаменитого рода Темрюковичей (Мария Темрюковна была второй женой Ивана Грозного). В общем – сплошной интернационализм. Без него и не существовало бы Государства Российского.
03.11.2014
Свидетельство о публикации №214110300984