Встань в стремя!

Тувинские сказки заполучила у Володи. У него в доме места живого нет из-за огромной библиотеки.  Книжки, в основном изданные в советское время, вытеснили хозяина. Но расставаться с друзьями Володька не желает. Я потихоньку перетаскиваю детские книги, сказки в первую очередь.

Тувинцы, азиаты по мышлению, кочевой народ с древней историей, мне совсем не знакомы. Так, я узнала из их преданий три волшебных слова, необходимых для выживания народа. Каждое слово — в значении «мудрость» - дорогого стоит.

ВСТАНЬ В СТРЕМЯ!

НЕ ПОКАЗЫВАЙ НОРОВ, НЕ УЗНАВ СУТИ!

ЖИВИТЕ В МИРЕ!

Первое для меня означает дорогу, постоянную готовность отправиться в близкий или дальний путь. Я писала об этом и раньше, придумав повесть «Женщина-дорога».

Дорога — движение, бегство, лечение, удовольствие.

С Володей мы ходим много, по «пятнашке», 15 км, ежедневно. Иногда мне приходится стискивать зубы от боли в ногах, спине, но я иду. Совместное преодоление трудностей сближает.

Вторая мудрость о том, как важно владеть собой, не принимать поспешных необдуманных решений. Я от природы импульсивная, гневливая, бывший русский муж называл меня бесноватой или фюрером в юбке. Финский муж пытался приручить меня, показывая пример терпимости. Но эти уроки не пробили мою взбалмошность. И сегодня мне с трудом дается эта вторая истина.

А третья вытекает из предыдущего, тут я с тувинцами не согласна. Зачем повторяться?

Наверное, эту народную мудрость лучше применить к истории народа. Кочевые тувинцы перемещались на север, разбивая юрты и не занимаясь сельским хозяйством. Охотились, разводили лошадей, собирали травы и ягоды. Так, я узнала из сказок, что гусиные лапки — вкусное растение, корень которого шел в пищу. Наверное, знаменитые советские конфеты все же про травку, а не про гусей?

Коварный азиатский характер известен своими скрытностью и вероломством. Норов показывать нужно, только неожиданно для противника и имея для этого все стратегические предпосылки. Нападение должно быть внезапно.

Мирные племена рассеивались, обеспечивая выживание целым родам. Так сохранила себя мордва. Так сплотились на севере карелы. Славяне умели воевать, но не так, как татары и другие кочевники. В нашем народе — а я по происхождению славянка — в крови героизм. На миру и смерть красна. Какое дикое, скифское, выражение!

Узнала недавно из монографии финского историка еще одно суждение: «История народа — это в первую очередь воспетая в поэзии военная история».

Перечень побед и поражений, оказывается, совсем не история. История — это как раз поэтизированная память, повлиявшая на самосознание людей. Парадоксом финской истории является то, что свои поражения финны благодаря Рунебергу воспели как победу, национальную гордость. В то время, когда русские просто умирали, отдавая жизнь за свою Родину, финны сплачивались, придумывая себе победы.

Об этом очень аргументировано пишет Осмо Юссила в монографии «Великое княжество Финляндское».  Оказывается, с 1860-х годов в Финляндии начали устанавливать памятники, посвящённые победам над русскими в войне 1808-1809 годов. Толчком к этому послужили государственное самосознание и особенно поэзия национального поэта Рунеберга, его «Сказания прапорщика Столя».

Финляндское княжество, полученное Россией в качестве трофея, с легкой руки императора Александра оказалось независимым. С другой руки, принадлежавшей Ленину, оно получило независимость и в 1917 году. А в 1945, после поражения в войне против СССР, также продолжало развиваться вполне самостоятельно. И сегодня, несмотря на тиски ЕС, Финляндия опять как-то странно себя ведет. По крайней мере в НАТО вступать не собирается.

Может, все дело в традициях великого северного народа, например, в финском эпосе под названием «Калевала»? Эти самые руны или сказания бытовали на территории, где проживали и карелы, и славяне. Исполнялись руны на финском, а былины на русском. Почему-то именно Элиас Леннрот записал их и объявил о создании великого финского эпоса.

Что же произошло с нашей, русской, историей? Для меня до сих пор остается загадкой, почему крупный писатель Мельников-Печерский, будучи мордвином по крови, репрессировал собственный народ, преследуя староверов из мордвы. Он написал великолепный очерк о преданиях своего народа, но эпос, существующий, кстати, не был заявлен в царской России как явление уровня «Калевалы».

Создатель русского литературного языка Пушкин слушал сказки няни своей, ижорки по происхождению. Она была крепостной и православной, говорила с барчуками по-русски, но мировоззрение было у Арины Родионовны народным, близким к язычеству.

Другая ижорка, Параске Ларин, родившаяся на территории современной Ленобласти, не забыла родного языка, сочиняла стихи в народном стиле. Ее поэзию также, как и произведения Рунеберга, финны подняли на щиты.

Кроме собрания сказок под редакцией Афанасьева я, к стыду своему, ничего «русского» и не знаю.

Возвращаясь к тувинским текстам и к другу своему Владимиру, хочу пригласить его в очередное путешествие. Итак, встанем в стремя?


На рисунке защитники крепости Бомарсунд, которую героически защищали представительи разных национальностей.



О финском эпосе:
http://www.proza.ru/2013/03/31/1396
О Крымской войне
http://www.proza.ru/2014/03/04/326


Рецензии
ура... как там звали подругу эту которая теперь на всех серверах когда люди общаются
одно и тоже пытается делать.
... вырвать и имя мужкое на член переделать
может вспомнишь. или нужно тоже самое - прислать когда она кому то начнет рецензии писать.

Направление   03.05.2016 20:23     Заявить о нарушении
удали мои и вышли мне обратно мои снимки .. я ни с кем из вас не хочу общаться
можете сидеть и прятаться дальше.

забудь что я вообще с тобой общалась .. и что то делала.
ты не заслужила этого.

Направление   04.05.2016 12:17   Заявить о нарушении
Майя, да я не прячусь, у меня же в ФБ страничка открыта. Просто на Прозу уже редко захожу.

Тебе спасибо за фотки, но они у тебя есть, ты же их отправляла! А годков-то сколько прошло?

Милла Синиярви   06.05.2016 14:04   Заявить о нарушении
чего ты со мной общаешься милл...
у тебя же есть ахтор - вот и его и спроси - как что и где прошло ..
я хочу честную историю чести послушать
если она там вообще есть.

Направление   06.05.2016 19:48   Заявить о нарушении
а заодно подывысь яка тыша стоить

Направление   06.05.2016 19:55   Заявить о нарушении
а заодно вот такое еще могу рассказать
.... я тут в одном мейле зарегилась...
так ко мне сразу с ерундой какой то полезли - укр. кажется.
дальше. за 2 сообщения - меня - сказать на какой странице - забанили - просто без объяснения причин. и добиться от них объяснений я не могу.
... может мне нужно со всем соглашаться - с какой радости - я никого не критиковала - просто 2 предложения написала
как думаешь почему это7

красное
сыкслайн
зеро.
... в чем дело 7

Направление   06.05.2016 20:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.