Коротко о единстве

Покой нам только снится,
Хотим в единстве слиться,
Но что-то мне не спится,
Я встал, чтобы напиться.

Вот и прошёл очередной один День Единства. Если бы художник изобразил его на картине, то он напоминал бы шарж. Charge – французское слово, многозначное. Попытался понять его этимологию, начал перебирать значения: заряд, атака, нагрузка,…напор. Пожалуй последнее можно выразить, как выпячивание, да, выпячивание своей самости, своего отличия от других. Человек больше ищет различие, а не сходство.

Это касается не только мирян, но и религиозных людей, стремящихся к духовному единству.

   Православный священник, философ и математик, Павел Флоренский писал, что "разделение между христианами происходит не потому, что есть разные догматы, обряды и обычаи, а из-за отсутствия настоящей веры, настоящей любви. Христианский мир, пишет он, полон взаимной подозрительности, недоброжелательных чувств и вражды. Он гнил в самой основе своей, не имеет активности Христа, не имеет мужества и чистосердечия признать гнилость своей веры. Никакая церковная канцелярия, никакая бюрократия, никакая дипломатия не вдохнет единства веры и любви там, где нет его."

Люди отгородились друг от друга высокими заборами.

"Ужасна та духовная стена, которая вырастает между людьми иногда десятки лет живущих вместе и как будто близкими. Хочешь пробить её и, как муха за стеклом или птичка, бьёшься во все места стекла, и нигде нет прохода и возможности соединения. Думаешь иногда: может быть, и я такой же, представляю такую же стену для других. Но нет, я знаю, что я открыт, и зову, и ищу сближения, и радостно принимаю всякое обращение, всякий вызов откровенности" – писал Лев Толстой.

Но люди стремятся к единству, и пока стремятся – есть надежда. Этим и живём.


Рецензии