О трёх ногах зверь

Правая нога

Бог пребывает в вечности, знает любой ребёнок (обязан знать, потому – "их Царство…"). А человек?
А вечность – что такое?
Вечность понимается не как бесконечность времени ("всегда"), а как нечто, по своей природе отличное от времени. Это состояние, в котором причина, процесс и результат сосуществуют. Иначе говоря, вечность – состояние ума, особый модус сознания, когда реальность воспринимается как единое целое, но имеющее части для операций с ним.
Вечность – не там, потом, после смерти или до рождения. Вечность – это здесь и сейчас. Человек представлен на плане вечности, 1) как субъект (причина себя), 2) как процесс (реализация себя), 3) как объект (причина и результат).
Жизнь человека (временной план) связана с вечностью таким феноменом, как память. В очень упрощённом виде жизнь и можно представить как память. И здесь человек также субъект (он вспоминает) и объект (то, что он вспоминает, есть он сам).
В зависимости от "шкалы измерения" объект памяти может восприниматься как Бог. В известном смысле человек и есть Бог. Процесс "возвращения" человека к Богу поэтому выглядит как "возвращение памяти". Известное выражение "люди Бога забыли", несомненно, имеет буквальный смысл.
Забыли не только Бога – себя. В жизнь человек идёт от себя. Такая форма памяти, как вера, отчасти компенсирует утрату, возвращает человека к началу. Культ имеет прикладной характер. Это инструмент сохранения смыслов. Смыслов он не создаёт. И та слава, которую мы имели у самих себя до самих себя, уже здесь и сейчас, это нужно вспомнить.

Левая нога

Он видит свои желания исполненными, слова сказанными, мысли известными. Видит себя и не знает: жив, умер или ещё не родился? Он видит себя как образ и мысль, и понимает, что образ есть причина, и снова видит образ себя, но другой, и сознаёт, что произошло с ним: он вернулся к причине, но это уже не причина – это итог. А всё, что было между уходом и возвращением, есть мысль и воспоминание.
В метафоре христианской это выглядит так: падение человека – его земной путь – возвращение. "Бога не видел никто никогда". Это и понятно: Бог – человек, самому себе возвращённый. Человек Бога и не видит – он видит самого себя. Но он ощущает Его действие, как причину и результат.
Путь к Богу человеку важен едва ли не более, чем итог пути. Между тем, известные слова Иисуса Петру о своей церкви, которую Он построит на этом камне, означают лишь, что человек строит на себе, как на камне, этот путь к Богу. Строит из материалов духовных и ещё иных. Всё достигается в Духе, но есть также путь камня. Камень никуда не идёт, но человек – путь и основа пути.
На этом пути человек призывает Бога, Иисуса Христа, Матерь Божью, Святой Дух – но он их призывает как помощников, иногда защитников, а иногда – судей. Но не как итог, или цель пути. Итог – это сам человек. Человек возрастает в пути, и когда итог станет причиной, тогда и наступит завершение пути.

Третья нога

Основной метод любого познания открыли алхимики. Алхимическое делание базируется на двух принципах: конъюнкция и сепарация. Соединение и разделение. Это правило годится для любого процесса, который управляется сознанием.
Насколько подходит сказанное к такому познавательному процессу, как сон?
"Третья нога" посвящена сну и соотношению сна и реальности. Почему именно сон? Описанное выше, в двух первых частях, восприятие якобы разделённых причины, процесса и результата как единого целого, существующего здесь и сейчас одновременно, во всей полноте своей, это и есть "сноподобное" восприятие. Во сне всё существует "сразу", иногда причина и следствие перепутаны местами, что вызывает ощущение фантастичности, нереальности происходящего. Сны безумны, как и сама реальность. Сны даже менее безумны, в силу своей меньшей подчинённости феноменообразующему сознанию.
Во сне происходит сепарация (разделение) содержания и смысла. "Картинка" означает не то, чем она внешне является. Содержание не определяется формой, лишь в известной мере модифицируется формой. Это характерно для всех феноменов реального мира, как материальных, так и духовных. Ни содержание, ни функция феномена не выводятся из его формы. Поэтому во сне, когда человек не полностью управляет своими психическими процессами, мозг отделяет зёрна от плевел и демонстрирует истинное, а не явленное, состояние вещей.
В процессе конъюнкции уже отделённый от содержания смысл соединяется с действием. Поэтому и трактовка сновидений должна опираться не на объекты сна, а на те действия, которые эти объекты совершают или намерены совершить. Можно с уверенностью сказать, что и в этом случае сон раскрывает тот механизм отношений формы, функции и содержания (причины, процесса и результата), который действует также и в реальности, то есть в состоянии бодрствования.

Культура сновидения поразительно напоминает современную нам видеокультуру. Видео вытеснило слово, оно отталкивается от "картинки", которая замещает и делает слово ненужным. Можно вспомнить, что вся предшествующая культура была вербальной. "В начале было Слово" – это сказано именно о культуре, потому что цивилизация началась с "картинки" (визуального объекта) и действия над "картинкой" (объектом). Слово возникло с перемещения "картинки" в сферу интеллекта, условно говоря, "снизу вверх". В рамках видеокультуры мы наблюдаем обратное движение "сверху вниз", которое сопровождается и обратным выводом слова из коммуникативной области (означающее) в область означаемого. Во сне вообще мало говорят. Во сне важно не то, что объект произносит (если произносит), и даже не то, кто или что он, важно его действие. Это возвращает нас в первобытный хаос, где формы и имена, содержание и значение пока не разделены и образуют вечную порождающую матрицу подсознания. Утверждения, что видеокультура базируется на материале подсознания и оттуда черпает свои фигуры, поэтому не лишены основания. Не будучи разделены, абсолютные величины не абсолютны.

Как известно, индусы понимают бодрствование как разновидность сна. Выделяются четыре уровня сна: бодрствование, сон со сновидениями, сон без сновидений и принципиально неописуемая "турия". Нетрудно заметить, что, по меньшей мере, две первые стадии сна ничем существенно не различаются: механизмы сна и бодрствования одни и те же.
Сон – процесс физиологический. Во сне замедляются процессы обмена веществ, в связи с чем понижается температура тела спящего. Здесь, как и всегда, важно отыскать не только связь, но и вектор направленности – что по причине чего? Температура понижается, потому что замедляется метаболизм? Или всё происходит с точностью наоборот: потому и падает скорость обменных процессов, что снижается температура тела?
Мне представляется, что второе. При снижении температуры своего тела человек засыпает и видит сны. Как уже показано выше, эти сны суть не что иное, как некая квазиреальность, представляющая первичную, как бы "истинную" реальность, в несколько непривычном, если не сказать – странном, виде. Можно сказать, что сон – это имитированная реальность. Во сне "настоящая" реальность представлена как возможность, а точнее – возможности, их множество (в принципе - бесконечное).
В раю было очень тепло. Адам и Ева разгуливали по тамошним садам нагишом и на холод не жаловались, потребности в одежде не испытывали. Затем случилось грехопадение, и тут же пришлось одеться. Упала температура тела? Возможно. Но изменилась и картина доступной людям реальности. Реальность стала другой. В ней поменялся не только климат, сменился антураж – вступили в действие другие причинно-следственные связи. Земля не райский сад, и жизнь людей на земле идёт по другим законам, совершенно отличным от тех, прежних, "теплично-садовых". Можно, кстати, ещё вспомнить здесь, что соблазнивший Еву "змей" относится к холоднокровным. А пенис беса описывается как "ледяной"...
Но это уже детали. Те самые, в которых содержится дьявол (в нашем примере – почти буквально). Мы ведь отрекаемся от дьявола и всех приспешников его? Мы ищем Бога. Но мы не видим Его в окружающей нас действительности. Бог присутствует в другой реальности, какой – об этом и попытался рассказать вам зверь о трёх ногах.
Рассказал? Нет. Он вам… приснился.


2014.


Рецензии