Свияжск. Из-за стрежня да на остров
(в сокращении)
Синь воды бугрилась за бортом теплохода, за ней проплывал зелёный берег с вкраплениями строений. Я выхватывала взглядом полусферу красоты, зажав в пальцы ограждение палубы с сеткой. Ветер развевал мои волосы в попытке сплести их в маленькие паруса. Июльский день по сравнению со вчерашним потеплел и пропитался солнцем. Но ветровка мне пригодилась, так как утро в Казани было холодным. Пространство выставило триколор бирюзой воды, малахитом береговой полосы и небесной нежностью. Берег похвастался разноцветной драгоценностью в виде эффектного Храма всех религий, перед которым выделялся белизной небольшой парусник на волнах. Домики возле насыпи утонули в деревьях. Другой берег выставил высоким ёжиком компактный лесной массив, перед которым зелёные холмы всплескивали смех отдельными деревьями.
..С утренней пристани Казанского речного вокзала я вошла в теплоход «Адмирал», нижнюю палубу которого быстро заполнили разноликие сельские дамы. Они принесли с собой гомон, татарский говор, запах колбасы и малосольных огурцов. Заняв все сиденья за столами, игнорировали барную стойку и дружно уплетали припасённое содержимое сумок. Колоритная публика не слушала аудиогида, а тонула в волнах общения и вольности природы.
А я впитывала сочность ландшафта Зеленодольского района и информацию о нём. Услонские горы возвышались на правобережье Волги, но их ограничили в правах реки Сулица и Свияга. Расположившийся там горнолыжный комплекс «Печищи» получил название от местного села. Показался остров Щучий, сохранивший в названии предание о том, что в районе хорошо ловилась рыба. Щетинились лесные щётки, вздыбился зелёный берег. У посёлка Верхний Услон река, сделав крутой поворот, поменяла направление с восточного на южное. Услонилась, так сказать. В этих краях когда-то бывал царь Иван Грозный.
Впереди показалась длинная нить на стойках, которую перед моими глазами вертикально разделила стройная мачта носа теплохода: вырисовался на грани синьки и бирюзы автодорожный Займищенский мост через Волгу. Строения и крыши прибрежного посёлка усыпали белыми жемчужинами и пёстрыми конфетти зелёнку берега возле моста. При приближении мост явился реальной линией, по которой двигались «игрушечные» автомобили. Он выглядел устойчиво-хрупким, как путь канатоходца, на котором прояснилась редкозубая расчёска фонарных столбов. Под мостом ощущение хрупкости исчезло, так как двойные бетонные быки несли в себе уверенность в надёжности. Линия превратилась в мощную полосу над головой.
Россыпь безе от гребешков застывала мгновениями на текущей массе волн с купавшимся в них солнцем. Лучи стекали в воду, придавая ей алмазный блеск. Береговые горы заросли сплошным лесом, спрятавшим красные крыши. Синеголовый Храм с золотой макушкой утонул в кудрях крон. Под зелёной горой, похожей на огромного спящего ежа, протянулся песчаный пляж с людьми и машинами. Над горой поднялись и повисли яркие смайлы с точками дельтапланеристов. Лесной покров тела горы плавно сменился гладколуговой кожей с небольшим гребнем из деревьев, над которым расплылись по небу цветные дуги.
***
Пассажиры примкнули к оградке у носа теплохода, облепили лестницу. Показалось блюдце острова с драгоценными яствами на зелени, среди которых выделялись серебристый каскад куполов и золотые маковки храмов, вобравшие в себя разлитый солнцем свет. С течением времени и воды блюдце превращалось в овальную тарелку, украшенную строениями. Сказочный остров-град Свияжск у места вливания реки Свияги в Волжские объятья приближался, сердце замирало от ожидания прикосновения к старине. Горизонт очерчивал полукруг деревьями и постройками. Перед берегом качались красный и белый буйки.
Свияжск был детищем царя Ивана Грозного, и этот факт зафиксировал Андрей Михайлович Курбский: «Егдаж преплавишася Суру реку, тогда и Черемиса горняя, а по их, Чуваша зовомые, язык особливый, начаша встречати по пяти сот и по тысяще их, аки бы радующеся цареву пришествию: понеже в их земли поставлен оный предреченный град на Свияге».
Угличские строительные заготовки сплавили по Волге, и свияжские мастера собрали за четыре недели крепость, для базы русских войск при осаде Казани в 1552-м году. До революции на острове проживали три тысячи жителей. Ныне осталось около трёхсот жителей, для которых были построены и школа, и детский сад. На острове сохранилось шесть церквей из одиннадцати. Воскресный день подарил мне возможность увидеть печаль прошедших разрушений и надежду на возрождение славного града.
Свияжск, 13.07.2014
Свидетельство о публикации №214110401707
Сколько же интересных мест есть в России! Во всех не побываешь. Поэтому - большое спасибо за рассказ о Свияжске. Написали о своём путешествии нежно и романтично.
Сегодня прочитала в Интернете о нескольких сёлах, в которых мало жителей, не бывают туристы, но какие там прекрасные православные храмы! Их построили давным-давно; уже забыты владельцы имений. А храмы сохранились и радуют своей неповторимостью.
Желаю Вам новых путешествий!
Василиса Фед 22.08.2019 17:35 Заявить о нарушении
Ирина Жгурова 23.08.2019 08:16 Заявить о нарушении