Сиракузы

     Если присмотреться к очертаниям Италии, то можно увидеть, что мысок её знаменитого “сапожка” аккуратно подталкивает (или подбрасывает) в Тирренское море остров Сицилию, лакомый кусочек земли, расположенной в центре среднеземноморских путей и имеющий, наверное, самую богатую историю в мире, ведь первые данные о существованиии человека приходятся там на период палеолита. Юго-восток острова славится Сиракузами – городом-легендой, загадкой, притяжением...

«Величайший греческий город, прекраснейший из всех» – так в своё время сказал Цицерон о Сиракузах.

Си-ра-ку-зы… Сира-кузы… будто море плещется – прилив-отлив… Первозданное море, Ионическое, молчаливый свидетель зари и упадка цивилизаций, их возрождения и процветания…

Сердцем Сиракуз является Ортигия, в недавнем прошлом – остров, который ещё до Рождества Христова облюбовали коринфяне, впоследствии переходивший от одних завоевателей к другим – настоящие сражения за самобытность и сохранность выдерживал этот драгоценный камешек Средиземноморья. Тут расположен Старый Город,  основоположник Сиракуз, соединённый в наши дни тремя мостами с основной частью города, но… как же  приятно думать, что ты всё равно находишься на Богом забытом острове – с древне-греческими развалинами, бастионом,  пальмами,  величавыми соборами и церквями, узкими улочками с домами, обильно увешенными резными балконами, которые, в свою очередь, украшены различными горшками со всевозможными цветами и другими растениями… Меня не покидает мысль, что жизнь Ортигии течёт в особом величественном ритме, без суеты и одержимости других городов Италии – тут сам воздух пропитан какой-то неуловимой размеренностью или, возможно, высокой провинциальностью…

     Крошечный пляж, который я облюбовала, расположен в самом центре Старого города, напротив моей гостиницы. Утреннее солнце середины сентября всё же ещё имеет совесть и не жжёт так безжалостно, как в полдень, поэтому морское купание превращается в земной рай: тёплая прозрачная вода успокаивает и нежит, вид старинных построек ласкает глаз, воздух чист и свеж, купающихся мало, но главное удовольствие состоит в том, что можно плыть, куда душа пожелает. Чаще я просто закрываю глаза и отдаюсь милости моря, лениво приоткрывая их только для того, чтобы полюбоваться мелькающими вдалеке парусниками, яхтами, лодочками. Чаек на побережье практически нет – наверное, поэтому парусные судна так напоминают белоснежных птиц с крылами-парусами… 

     Несмотря на разнообразный транспорт, снующий по узким улочкам города (а в основном это мотоциклы, самые компактные модели автомобилей и трёхколёсные фургоны), Ортигия покоряет потрясающей тишиной. Бархатный сезон привлекает на Сицилию тучи туристов, но в Сиракузах они тоже какие-то на удивление тихие, то есть здесь всё располагает к созерцательности. Поэтому меня не покидает ощущение древности и какой-то особой святости, распростёртой посреди множества церквей и храмов. Волнение возникает неожиданно, когда память включается в игру «сегодня ты турист», например, пересекаешь мост Санта Лючия (Саааа-нта Лючи-иии-ияяяя – сразу отдаётся в сердце знакомая мелодия), или вступаешь на площадь Архимеда (О! Великий мудрец и учёный!), видишь Фонтан Артемиды (слава женскому целомудрию!), музей Караваджо (о, основатель реализма в живописи!)… Обычно падкая на культурное наследие посещаемых мест, в этот раз я была твёрдой последовательницей науки, так как имя Архимеда не покидало моё воображение со времени приезда в Сиракузы. Но… кроме площади, названной в его честь, и музея, в котором открылась выставка изобретений Леонардо да Винчи, в память о великом гражданине и учёном не оказалось практически ничего! Я надеялась хотя бы на памятник, к которому я бы точно возложила цветы. Однако на площади его имени прочно обосновалась скульптурная композиция богини Артемиды…
Но ведь никто не прославил свой родной город более, чем Архимед!
Вернётся ли слава великого учёного на своё законное первое место, чтобы затмить бесовскую известность мафии, испачкавшую грязными сапогами славное имя Сицилии – почему именно тут нужно было обосноваться бандитам всех мастей с их уродливым «братством», расползшимся по всему свету?

     Архимед прожил долгую жизнь, даже по нашим меркам – семьдесят пять лет, умерев от ранения, которое нанес ему глупый солдат, ослушавшийся приказа не убивать Архимеда во время одной из многочисленных войн в Сиракузах. Ему было все равно: и кто этот чудной старик, водящий палочкой по песку с какими-то дурацкими знаками,  осмелившийся запретить ему – солдату!!! – наступать на свои чертежи?  Так говорит история. 
То, что главнокомандующий науки погиб от рук рядового подельщика, не только огорчает меня, живущую через два тысячелетия после него, но и бесит – не такого ухода из жизни заслужил великий учёный!
Только вспомните: «на тело, погружённое в жидкость…», «дайте мне точку опоры…», число Пи, камнеметательные машины, архимедов винт, архимедов "коготь", планетарий, математический анализ… именно на его разработках построено современное интегральное и дифференциальное исчисление! На основе его многочисленных идей двухтысячелетней давности продолжают развиваться современные науки – это ли не лучший памятник Архимеду?

Своим лучшим достижением он считал определение поверхности и объёма шара — задача, которую до него никто решить не мог.

Могилы Архимеда не существует… хотя найдена каменная плита, на которой изображены знаки, которые он просил высечь на своей могильной плите – а именно земной шар, заключённый в цилиндр! Но останков под ней не обнаружено…

     На Ортигии находится уникальный музей марионеток. Своё название марионетки получили в средние века от наименования фигурок божьей матери (Marion, Marionette), изображения которой в виде маленьких деревянных статуэток продавались в храмах во время богослужений, а вот самые первые упоминания о движущихся куклах встречаются в Египте.
В последнее время мне всё чаще кажется, что каждый из нас живёт в придуманном для себя театре, играя разные роли, и умирает, так и не найдя свою правильную маску, заложенную природой.  Или она проявляется только в состоянии сна и на смертном ложе? Но в эти моменты нам не дано себя видеть, и по утрам мы вновь отправляемся на поиски себя… или уже не отправляемся… Но вернёмся к куклам.
Марионетки смотрели на меня, единственную в музее посетительницу, то открыв от удивления рот, то смеясь, то хмурясь, то угрожая, наставив на меня грозное оружие,  а то вдруг появившись в образах огнедышащих драконов. Тут были и добрые Феи, и злые волшебницы, и ангелочки всевозможных размеров, и крошечные фигурки людей разных возрастов, званий и профессий. Щёлк-щёлк – и вот все вы оказались у меня в фотоаппарате, милые куколки… Меня вы вряд ли запомните, а вот я вас уже никогда не забуду.
Моё особое внимание привлекла комната, где стоял, длиной во всю стену, верстак со всевозможными инструментами, на котором из различных частей и собирались марионетки. На самом верстаке и по стенам вокруг были выставлены и развешаны всевозможные руки, ноги, головы, парики… в основном белого и чёрного цвета.
Немного жутковато, конечно. Нет, я решительно не хочу быть марионеткой, в руках, ногах и голове которой просверлены дырочки для паутины различных верёвочек, которые в свою очередь вставляются в перекладины многоуровневого «дерева», в этакий пульт управления персонажами сказок или жизненных историй. В руки какого кукловода вы попадёте, Буратино, Мальвина, Пульчинель, Полишинель, Панч и Джуди, Петрушка, Гансвурст? Корни кукольных персонажей разных стран берут начало от марионеточного прародителя – древнегреческого Пульчинеля.
«Ты меня за ниточки дёргаешь, играя, и на миг покажется, будто я – живая…» вспомнила я одно из своих стихотворений. И заторопилась из оглушающей музейной застывшей тишины на волю – к людям.

     Или сентябрь является месяцем свадеб, или просто так совпало, но за свою «сиракузскую» неделю я насладилась зрелищем бракосочетаний вполне и надолго.
Невесты, как известно, красивы все! Итальянки знают настоящий толк в одежде, поэтому гостьи, включая девочек, были одеты стильно, а не просто красиво. Умопомрачительные ткани, фасоны, расцветки создавали атмосферу торжественную и праздничную, а причёсками приглашённых дам мог бы гордиться самый взыскательный парад мод. Я говорю со знанием дела потому, что прямо перед моим балконом располагалась одна из достопримечательностей Ортигии – смотровая площадка с видом на море и излюбленное место для свадебных фотосессий. Так теперь называется самое значимое время всей церемонии венчания – поцелуи с видом на море, развевающаяся по ветру фата, улыбки, то есть – счастье. Ну, на то и свадьбы играют, чтобы помнили молодые, каким оно бывает…

     Местные жители удивляют своей низкорослостью. Как мне показалось, средний рост мужчин составляет около 160 см. Но при этом – спины распрямлены, а в глазах горит нешуточный огонь! Жизнь города подчинена туристам – основному «промыслу» сиракузцев. Гостиницы чередуются с закусочными и ресторанами по всему побережью – работы хватает. А вот как интересно жители проводят свой выходной – такого я не видела нигде! Представьте себе булыжную набережную-стену, отделяющую море от города. Всё прибрежное пространство заполнено правильными рядами… лодок, сцепленных бортами друг с другом! Яркое, фееричное зрелище! Разноцветные паруса, флажки, купальники, полотенца! Громкий смех и звон бокалов! Так встречаются семьи и друзья –  перепрыгивая с лодки на лодку, люди гостят друг у друга, вместе плавают, ныряют, кушают, загорают – и так до вечерней зари!

     Закаты на море не описывал только ленивый – в стихах, прозе и на картинах, поэтому память хранит ошеломляющие игры светила, воды и воздуха. И мой фотоаппарат не остался обиженным – прощальные лучи солнца вспыхивали (опять же) прямо напротив моего балкона, так что всё, что мне было нужно, это не лениться… и я каждый день и застывала, и млела, и абсорбировала, и восхищалась – насколько высокохудожественно умирал каждый день, проведённый в Сиракузах! Вообще, мне повезло с гостиничным балконом, ведь это именно он помог мне понять, что именно сейчас, вот в этот самый момент, когда на пятнадцатиметровой высоте перед тобой разыгрывается вечный спектакль любви моря и солнца, ты счастлива… Нет, летать не хотелось – хотелось быть простой частью берегового пейзажа, на который веками любуется великое Ионическое море.

Много морей и закатов я повидала на свете, а вот чем они меня пленили именно в Сиракузах, объяснить себе я не могу до сих пор…

18 сентября 2014  Сиракузы   И-Ф-М

Фото автора


Рецензии
Думал, Ирушка, я всё знаю об Архимеде, Сиракузах, мафии...и прочем...но какое же это наслаждение читать тебя, быть рядом, смотреть твоими глазами... дышать одним воздухом творчества...и вдруг марионетки...СТОП! А ведь в моих знаниях есть пробел...и он ликвидирован с такой непринуждённостью и изяществом...держу твою руку и смотрю на мир вместе в одном направлении...спасибо за эту радость!
Обнимаю...твой А-В.

Алексей Брюшневский   07.09.2022 21:37     Заявить о нарушении
Ах, какая живая рецензия, Алёшенька! Читала и улыбалась!
Уверена, что ты бы создал потрясающих куколок, твои руки
золотые, не только душа! Благодарю тебя, Солнышка!

Ирина Фетисова-Мюллерсон   07.09.2022 22:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.