Тосины университеты

    Однажды мама, вернувшись из райцентра, протянула  дочкам книгу и произнесла:
    - Вот вам, девчонки, подарок от нас с папой.
    - Спасибо, - сказала старшая сестра.
    - Ой, мама, спасибо, - чуть слышно прошептала Тося и,  затаив дыхание, прижала к себе книгу.
   
    Не было предела её счастью: в их доме появилась огромная, как ей тогда казалось, книга сказок А. С. Пушкина с какими-то незабываемыми иллюстрациями во всю страницу. Выполнены они были в чёрно-белом  цвете, но именно это и придавало им некую таинственность и загадочность.

    На тот момент Тосе исполнилось «уже» пять лет. Она научилась читать по старенькой «Азбуке», которая год назад откуда-то появилась в их семье. Были, конечно же, детские книжки  в тонких обложках. Но эта...
 
    Когда по вечерам были прочитаны из новой книги пушкинские сказки о Коте учёном, о Попе и его работнике Балде, о Старике с его Золотой рыбкой и о других персонажах,  вновь принимались за старенькие  книжки. Иногда в ход шли даже некоторые статьи из газеты «Правда», которую в те годы выписывали родители.
 
    Дневные летние детские забавы продолжались с утра до вечера: купание в речке, лазание по деревьям за яблоками и грушами, игра в куклы, в прятки.  Но, по мнению Тоси,  самая любимая из них - ролевая игра в школу и  в учителей.
 
    Года два назад отец смастерил для дома маленький столик и несколько стульчиков. За этим столиком, стоящим во дворе под раскидистой вишней, вся семья собиралась летними вечерами и ужинала. Это было куда лучше, чем трапезничать в душной комнате.
 
    В остальное время суток эта мебель служила в качестве школьной парты, за которой могли сидеть сразу четыре ученика. Это были, в основном,  соседские мальчишки: Вовчик, Мишка, Павлик и подруга маленькой заводилы  Вера. Иногда состав их менялся, но это никого не огорчало. Роль учительницы исполняла, конечно же,  Тося.

    Стол и стульчики выносили в палисадник, рассаживались вокруг него. Писали на газетах, так как тетради почти в каждом сельском доме считались роскошью. Их покупали только для учёбы в школе. Благо, что с чернилами дефицита не было.  Специальную таблетку разводили в полулитровой бутылке, так что пиши, сколько угодно. Хватало чернил на всех «её учеников» надолго.
- У меня нет ручки, - скажет, бывало, кто-то из мальчишек.
- Вот возьми пёрышко, привяжи к простому карандашу нитками, получится ручка,-  не теряясь, тут же находила выход Тося.
    Палочки для счёта вырезали из прутиков. Таким образом, все  ученики были обеспечены письменными принадлежностями.
 
    У самой Тоси-учительницы всё было по высшему классу: настоящая деревянная ручка с пером, отцовские канцелярские счёты, указка, вырезанная  из толстого прутика. В качестве учебников использовали всё ту же «Азбуку» и «Математику», купленную для старшей сестры-первоклассницы.

    Слушали «ученики свою учительницу»  и подчинялись ей беспрекословно.  Даром, что некоторые из них были старше  от неё.

    Кажется, совсем недавно лето было в самом разгаре. А вот и осень подкралась. В тот год она выдалась сухая и тёплая. Может, и незаметным стал бы её приход, если б не первое сентября. Началась школьная пора. Все ученики пошли в школу.
    - Что же мне делать? - думала Тося.  –  Умереть от скуки можно.

    Однажды, проснувшись раньше обычного времени, она  оделась и заявила маме:
    - Сегодня я провожу сестру до середины пути и вернусь.

    Так продолжалось в течение всей недели. А потом решила она идти до самой школы, которая находилась  более чем в двух километрах от их дома. На переменах общалась со знакомыми школьниками. Когда те уходили на урок, скучала.  Как-то,  подстрекаемая любопытством, она взобралась на высокий цоколь школьного здания и заглянула в класс. Это повторялось снова и снова.
    - Кто это к нам заглядывает? – спросила учительница у своих учеников, которые искоса поглядывали на окна.
    - Это сестра Вали, - загалдели многие.
    - Ну, так зовите её в класс, - предложила она.

    Вскоре уселась Тося на свободное место предпоследней парты, испытывая безмерное счастье от того, что она тоже ученица. Пожилая опытная учительница, видимо, по глазам понимала, что Тося знает ответ на поставленный вопрос, спрашивала иногда и её.

    На одном из уроков математики, разглядывая картинку, первоклассники должны были ответить на вопрос:
    - Сколько ног у козы?
    - Можно я отвечу? - спросила одна девочка.
    - Да, Надя.
    - У козы три ноги, - громко и уверенно произнесла та.
 Чуть осмелев, Тося, едва сдерживая себя от смеха, подняла руку и исправила ответ:
     - У козы четыре ноги.
    Были задания по математике и сложнее предыдущего, но они оказывались тоже по силам маленькой Тосе.

    На уроках чтения почти не было равных этой малышке. Не раз Евдокия Васильевна ставила её в пример другим ученикам:
    - Вот как надо читать всем! Многим должно быть стыдно за своё чтение и пересказ.

    Как долго продолжалось бы такое посещение школы, неизвестно. Но всё решил один случай. Однажды в школу не пришёл мальчик, который, кстати, частенько пропускал уроки. Его тетрадь учительница дала Тосе. Нужно было переписать упражнение почти в полстраницы.  Текст ею был написан. Тетрадь сдана на проверку.

    На следующий день, как только раздали тетради, из-под парты показался кулак того самого прогульщика. А на перемене угрозы продолжились уже в словесном виде.
- Ты писала в моей тетради? – спросил он.
- Да, я, - ответила Тося,  догадываясь,  что вопрос этот ничего хорошего не сулит.
- Ты разве не могла «4» или «5» получить? Зачем мне «3»? Я и сам когда-нибудь получил бы «3», - промямлил он неуверенно, видимо, вспомнив, что все предыдущие работы его были оценены в «1» или  в «2» балла. И это притом, что он уже был второгодником.

    Знал бы он, что ей и без его упрёков было нестерпимо обидно получить «3». Но никого не винила Тося тогда, кроме себя самой.
    - Надо было ходить в школу с первого сентября ежедневно и посещать все уроки, - думала она. - Тогда б красиво, быстро и безошибочно умела писать и получала бы только «5».

    На этом её «университеты» в ту осень и закончились. А учиться в первом классе по-настоящему она начала лишь через два года, когда ей и её сверстникам исполнилось по семь лет.

Фото Тоси-"учительницы" и "ученицы".


Рецензии
Дорогая Таечка, очень рада за тебя - рассказик получился очень теплым, интересным, искренним, в нем угадываешься именно ты, а не кто-то другой.Удачи тебе на новом поприще. Татьяна.

Алиса Пирогова   20.11.2014 20:14     Заявить о нарушении
Алиса моя дорогая! Огромное спасибо тебе за столь высокую оценку моего рассказа! Твои слова будто бальзам на душу!

Таисия К-Филь   21.11.2014 21:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.