Знаменитые белорусы и украинцы xvi-хx веков

ЗНАМЕНИТЫЕ БЕЛОРУСЫ И УКРАИНЦЫ XVI–XX ВЕКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В X–ХII веках от Рождества Христова ещё не было таких народов, как белорусы и украинцы. Формировался духовно единый народ, который мы сегодня назывем древнерусским народом. Княгиня Ольга, Владимир Креститель, Ярослав Мудрый, митрополит Иларион, Нестор Летописец, Климент Смолятич, Евфросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, автор «Слова о полку Игореве»... Не нужно искусственно делить этих людей на белорусов, украинцев и великороссов...
Былое единство мешает понять масштабы начавшегося в ХIII веке раскола молодого древнерусского этноса, масштабы той Катастрофы. Некоторые умные и образованные люди до сих пор убеждены, что и в XXI веке русские, украинцы и белорусы остаются составными частями, «ветвями» единого народа, разделенного стараниями зарубежных политтехнологов-русофобов. Но существуют миллионы украинцев и белорусов, уверенных в том, что они являются представителями отдельных, «самостоятельных» народов. И наивно думать, что их «кто-то обманул». Принадлежность человека к тому или иному народу в современном мире определяется, прежде всего, его самосознанием. Если миллионы украинцев и белорусов не считают себя русскими, значит, так оно и есть на самом деле...
Сложно сказать, в каком веке произошло «рождение» белорусского и украинского народов. Учёные называют и XVI, и более ранние века. Во всяком случае, среди предков современных украинцев и белорусов, прославившихся в XIV–XV веках, нет людей, которых потомки считают крупнейшими деятелями национальной истории...
При выборе главных героев данной статьи я не руководствовался субъективными симпатиями или антипатиями. Люди, о которых пойдет речь, являются знаковыми личностями для самих белорусов и украинцев. Такими людьми уверенно можно назвать белорусов Франциска Скорину, Якуба Коласа и Янку Купалу, Петра Машерова; украинцев Богдана Хмельницкого, Тараса Шевченко, Степана Бандеру.

I. ФРАНЦИСК СКОРИНА И БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ

Франциск Скорина – просветитель, Богдан Хмельницкий – государственный деятель. Что может быть между ними общего и насколько корректно их сравнивать?
Общее – слава, символическое значение.
Франциск Скорина – самый знаменитый исторический деятель белорусского народа всех времен. Высшие награды Белоруссии – орден и медаль Франциска Скорины.
Богдан Хмельницкий – самый знаменитый исторический деятель украинского народа, живший до XIX века.
Были в прошлые времена и государственные деятели из белорусов, и просветители из украинцев, но если белорусы более почитают просветителя, а украинцы – государственного деятеля, об этом стоит задуматься...
О жизни Франциска Скорины известно очень мало. У русских читателей могут возникнуть сомнения в объективности советских и современных белорусских авторов, пишущих о Скорине, поэтому я приведу отрывок из книги русского автора А.А. Бахтиарова «Иоганн Гутенберг», изданной в Санкт-Петербурге до 1917 года:
«Доктор Франциск Скорина, уроженец Полоцка, жил в чешском городе Праге, а потом в Вильне. С 1517 по 1519 год Скорина издал 16 книг Ветхого Завета под названием «Библия Руска». Скорина перевел Библию с чешского оригинала, изданного в 1506 году, с сохранением во многих случаях чешских выражений. Библия печаталась в городе Праге. Первая книга Скорины, пражская Псалтырь, напечатана в 1517 году.
В 1527 году свою издательскую деятельность он перенес в город Вильну, где издал "Апостол".
Биография Скорины мало исследована. Ни год рождения, ни год смерти его не известны. Все, что мы можем знать о нем, это то немногое, что он пишет сам о себе в послесловиях к своим изданиям.
Что он был русским, это видно из того, что он сам называет себя русским: "Аз... нарожденный в руском языку". Образование он получил в Краковском университете. Сохранился портрет Скорины, на котором он изображен медиком своего времени, на что указывают окружающие его атрибуты. Скорина сидит за столом и работает над переводом Библии.
В типографском отношении издания Скорины далеко превосходят не только предшествовавшие им церковно-славянские издания, но даже современные ему венецианские издания. В противоположность изданиям [первого славянского книгопечатника, поляка] Феоля Скорина отделяет одно слово от другого шпациями, и у него слова не сливаются в беспрерывные строки. В изданиях Скорины впервые введена нумерация по листам (без обозначения оборотной стороны) кирилловскими цифрами. Впервые же у Скорины являются гравюры в тексте. Издательская деятельность Скорины оставила заметный след в истории славяно-русского книгопечатания. Своим переводом Библии на белорусское наречие он первый положил начало сближению Священного писания с языком народным. Идея о необходимости перевода церковных книг на общепонятный народный язык обыкновенно приписывается протестантизму; но в этом отношении Скорина опередил и самого Лютера».
Здесь необходим один важный комментарий. Бахтиаров называет Скорину «русским», а мы – «белорусом». Конечно, у Скорины не было какого-то «белорусского самосознания». В те времена вообще еще не было такого явления, как национальное самосознание. Но ни русские, ни украинцы не считают Скорину «своим» первопечатником. В России «первым русским первопечатником» обычно называют Ивана Федорова, издавшего в 1564 году в Мосве книгу «Апостол», а позднее основавшего первую типографию и на территории современной Украины... Но ведь Скорина трудился на несколько десятилетий раньше! Можно сказать, что великороссы «сами отказались» от Скорины, а раз так – у белорусов есть полное моральное право считать Скорину «своим».
Первопечатник восточных славян Франциск Скорина – труженик, мастер своего дела... Такими людьми может гордиться любой народ...
Богдан Хмельницкий (1595-1657) известен в России гораздо больше, чем Франциск Скорина. И сейчас в российских школах на уроках истории учат про «освободительную борьбу украинского народа 1648-1654 годов» под руководством Богдана Хмельницкого, увенчавшуюся 8 января 1654 года Переяславской радой, «провозгласившей воссоединение Украины с Россией». (В украинских школах учат о том же, за исключением отношения к Переяславской раде...) Не только в школьных учебниках, но и в более серьёзных книгах говорится, что это была борьба против религиозного гнета со стороны польских католиков...
Не собираюсь идеализировать Речь Посполитую, в состав которой входили украинские земли, но на самом деле это была одна из наиболее веротерпимых стран Европы. Из христиан там жили и католики, и православные и протестанты и даже такие еретики, как ариане-антитринитарии, отвергавшие догмат о Троице. Но при этом не было ни религиозных войн, ни многочисленных костров инквизиции... Влиятельнейшим православным деятелем Речи Посполитой был митрополит Киевский и Галицкий Пётр Могила (1596-1647). Он возглавлял митрополию с 1632 года и добился у короля Речи Посполитой Владислава IV Вазы, – считавшегося покровителем православных, – признания независимости на Украине православной церкви и возвращения ей от греко-католиков ряда храмов и монастырей. В 1632 году Могила участвовал в основании Киево-Могилянской коллегии, впоследствии получившей статус академии. Антикатолический трактат Петра Могилы «Камень» («Лифос»), был издан в 1644 году на польском языке. Православие исповедовал крупный военный и политический деятель Речи Посполитой Адам Кисель (1600-1653), сенатор с 1641 года, киевский воевода в 1649-1653 годах. Киевское воеводство было крупнейшим на территории нынешней Украины...
Эти сведения общеизвестны и ставят под сомнение утверждения о жестоком угнетении православных украинцев. Странным кажется и то, что Хмельницкий «боролся за исконную православную веру» в тесном союзе с крымскими татарами, исповедовавшими ислам, а не православие. О степени участия Крымского ханства в «национально-освободительной борьбе украинского народа» красноречиво рассказывают цифры. В важнейших сражениях, завершившихся победами Хмельницкого, участвовали:
– 14 тысяч украинцев и 20 тысяч татар против 10 тысяч поляков в битве на Желтых Водах 1648 года;
– 20 тысяч украинцев и 20 тысяч татар против 20 тысяч поляков в битве под Корсунем 1648 года;
– 100 тысяч украинцев и 20 тысяч татар против 100 тысяч поляков в битве под Пилявцами 1648 года;
– 40 тысяч украинцев и 30 тысяч татар против 20 тысяч поляков в битве под Зборовым 1649 года;
– 15 тысяч украинцев и 20 тысяч татар против 20 тысяч поляков в битве под Батогом 1652 года.
В среднем войско Хмельницкого состояло из крымских татар более чем на треть... К этому еще можно добавить, что крымские татары были представлены, в основном, конницей, а среди украинцев было немало безлошадных крестьян...
Читатель вправе спросить: «Откуда эти цифры?»
Цифры взяты мною из «Атласа з історії України (XVI–XVIII ст.)» рекомендованного в 2001 году Министерством образования и науки Украины для учеников 8-х классов средних школ и переизданного в Киеве в 2007 году. Так что достоверность цифр лежит на совести современных украинских историков и педагогов. Быть может, они и не вполне достоверны... А утверждение, что против украинцев и татар воевали одни «поляки» однозначно не соответствует истине. Главным врагом Богдана Хмельницкого в 1648-1651 годах был князь Иеремия Вишневецкий (1612-1651), среди предков которого было немало украинцев. Основные владения Вишневецкого находились на Левобережной Украине, сам князь был воеводой русским. (Земли Русского воеводства с центром в городе Львове ныне входят в основном в состав Украины.) В войсках Вишневецкого воевало немало украинцев...
Крымские татары, сражавшиеся за военную добычу – «ясырь» – были хорошими воинами, но не слишком надежными союзниками, а без внешней помощи  Хмельницкий не мог успешно бороться против Речи Посполитой. Пришлось искать поддержки в Московском царстве...
1 октября 1653 года Земский Собор в Москве принял решение о присоединении Украины к России и объявлении войны Речи Посполитой, а 8 января 1654 года состоялась уже упоминавшаяся Переяславская рада... Не буду утомлять читателя подробностями этого события, отмечу только, что некоторые условия, принятые там, начали нарушаться еще при жизни великого гетмана, а Речь Посполитая постановлений Переяславской рады так и не признала. Преемники Богдана Хмельницкого отменили решения Рады и фактически и формально. Сначала гетман Иван Выговский подписал 6 сентября 1658 года Гадячский договор о возвращении Украины на правах автономии в состав Речи Посполитой и даже выступил на войну против русских, одержав крупную победу в Конотопской битве 1659 года. (Согласно украинским данным в битве против 100 тысяч русских участвовали 60 тысяч украинцев и 40 тысяч крымских татар.) Почти сразу после победы Выговский был свергнут украинцами, а новый гетман Юрий Хмельницкий, сын Богдана, восстановил преждние отношения с Москвой. Но уже 17 октября 1660 года Хмельницкий-младший заключил с Речью Посполитой Слободищевский трактат о возвращении Украины преждним хозяевам. Таким образом, решения Переяславской рады даже формально утратили силу менее, чем через 7 лет после их принятия...
А на земле Украины продолжала полыхать война. Часть украинцев воевала на стороне Русского царства, часть – на стороне Речи Посполитой... В итоге русские и поляки договорились между собой без участия украинцев. В 1667 году было заключено Андрусовское перемирие, а в 1686 году – «Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой. К России отошли Левобережная Украина, Запорожская сечь и Киев, причем за Киев русский царь выплатил Речи Посполитой компенсацию в размере 146 тысяч рублей. Практическое значение Андрусовского перемирия и «Вечного мира» многократно превышает значение Переяславской рады...
Богдан Хмельницкий был «отцом-основателем» почти самостоятельного Украинского государства. Безусловно, он был выдающимся и самым удачливым из политических лидеров украинского народа. Хмельницкий смог не только захватить самостоятельную власть, но и удержать ее до конца жизни. Никому из преемников великого гетмана повторить такое не удалось. Судьба большинства из них весьма печальна. Например, Ивана Выговского в 1664 году расстреляли поляки по подозрению в тайных сношениях с русскими, а Юрий Хмельницкий, перешедший на сторону Османской империи и назначенный «князем Сарматии», в 1681 году был казнен турками за издевательства над местным населением...

II. ТАРАС ШЕВЧЕНКО, ЯКУБ КОЛАС И ЯНКА КУПАЛА

Именно поэтическое творчество часто является высшим проявлением национальной культуры, а великие поэты олицетворяют душу народа.
Лучший украинский поэт – Тарас Шевченко (1814-1861).
Лучшие белорусские поэты – Якуб Колас (1882-1956) и Янка Купала (1882-1942).
Я не настолько хорошо знаю украинский и белорусский языки, чтобы рассуждать о творчестве этих людей. О жизни Янки Купалы и Якуба Коласа любознательный русский читатель может достаточно легко найти информацию без моей помощи. Ничего интересного «от себя» я сказать о них не могу. Совсем другое дело – судьба Тараса Григорьевича Шевченко.
О Шевченко в России слышали очень многие. Люди старшего поколения помнять кинофильм «Тарас Шевченко» с Сергеем Бондарчуком в главной роли. Люди моего поколения учили в советских школах о горькой судьбе Шевченко, отданного на 10 лет в солдаты за участие в тайном политическом обществе и обличение в стихах крепостнического самодержавия. Можно прочитать об этом и в современных научно-популярных и справочных изданиях...
И действительно, в 1845-1847 годах в Киеве существовало небольшое нелегальное общество – Кирилло-Мефодиевское братство. Цели этого товарищества были весьма благородными, а Тарас Григорьевич дружил с некоторыми его участниками... Но в ходе довольно продолжительного следствия жандармы не нашли доказательств его причастности к этой политической организации. Может быть, тогда «плохо искали», может быть, позднее выдумали, что он вступил в братство в 1846 году, но в любом случае Шевченко был наказан не за политическую деятельность.
Причина репрессий против Шевченко – его поэма «Сон», точнее, всего несколько строк из этой поэмы, в которых глумливо говорится о жене императора Николая I:

«Цариця-небога,
Мов опеньок засушений,
Тонка, довгонога,
Та ще, на лихо, сердешне
Хита головою.
Так оце-то та богиня!
Лишенько з тобою!»

На русском языке это будет, примерно, так:

«Царица-доходяга,
Как опенок засушенный
Тонкая, длинноногая,
Да еще, на горе, бедная
Трясет головой.
Так вот это и богиня!
Горе с тобой!»

Императрица Александра Федоровна (1798-1860) действительно не отличалась хорошим здоровьем и «трясла головой»... Во время восстания декабристов Александра находилось в Санкт-Петербурге вместе с четырьмя детьми. Старшему сыну было 7 лет, а младшей дочери – полгода. Мать очень переживала за безопасность детей и у нее произошел нервный срыв. (Всего она выносила 8 детей, из них 1 дочка в 1820 году родилась мертвой.) Кроме того, Александра Федоровна, родом из Пруссии, так и не смогла привыкнуть к петербургскому климату и ее мучили приступы лихорадки... В политику императрица не вмешивалась, зла людям не делала... Поэму «Сон» Шевченко написал в 30 лет. В этом возрасте умному человеку непристойно зубоскалить по поводу того, что 46-летняя женщина «хита головою»...
Нетрудно понять человеческие чувства Николая I, прочитавшего скабрезные стихи о своей жене... В 1847 году, через 3 года после создания поэмы, Шевченко был арестован и вскоре определен рядовым в отдельный Оренбургский корпус «с правом выслуги». Ему было запрещено писать стихи и рисовать. (Фактически этот запрет не соблюдался: в «Кобзаре» есть немало стихотворений, созданных в период солдатской службы.) Император мог отправить Шевченко и на Кавказ, где шла война и гибли многие тысячи солдат. Но Николай I выбрал поэту для службы безопасный Оренбургский край. В 1857 году Шевченко освобождается от службы и ему разрешается переселиться в Санкт-Петербург...
Насколько жестоко самодержавно-крепостническая Россия поступила с Тарасом Григорьевичем Шевченко?
Пусть каждый из любезных читателей сам ответит на этот вопрос.

III. СТЕПАН БАНДЕРА И ПЁТР МАШЕРОВ

Судя по результатам масштабного телешоу Савика Шустера и Анны Гомонай «Великие украинцы», организованного на Украине в 2008 году, и более скромного национального опроса в Белоруссии, проведенного гражданской компанией «Будем белорусами!» и социологической лабораторией «Новак» в 2012 году, Степан Андреевич Бандера (1909-1959) и Пётр Миронович Машеров (1918-1980) являются самыми знаменитыми историческими деятелями ХХ века среди своих народов.
Бандера и Машеров – антиподы.
Бандера для его сторонников – эти символ борьбы против советской власти за независимость Украины. А Машерова можно назвать символом советской власти в Белоруссии, символом тесного сотрудничества Белоруссии и России в составе единой страны. Сегодня в России о Машерове вспоминают гораздо реже, чем о Бандере, что явно несправедливо.
Практически вся жизнь Машерова прошла в Белоруссии. В годы Великой Отечественной войны он – один из руководителей партизанского движения на оккупированных территориях, за что в 1944 году удостоин звания Героя Советского Союза. В 1965-1980 годах Машеров – первый секретарь ЦК КП Белоруссии, фактический руководитель республики. Его репутация создана его трудом.
Большую часть жизни Бандера прожил за пределами украинских земель. До войны он несколько лет отсидел в польской тюрьме за участие в террористической деятельности. Освободился в 1939 году и, после кратковременного пребывания во Львове, осенью того же года навсегда покинул пределы Отчизны. В отличие от большинства людей у Бандеры две репутации: одна очень хорошая, другая очень плохая. Обе репутации слабо связаны с конкретными делами этого человека. Бандере приписывают много дел, которых он не делал, и много слов, которых он не говорил. Бандера – личность скорее мифологическая, чем историческая. (То же самое можно сказать и о некоторых символических личностях России...)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очень не хочу, чтобы на основании вышеизложенного делались какие-то поспешные обобщающие выводы. Несколько человек, пусть даже самых знаменитых, это еще далеко не весь народ. Я бывал и на Украине и в Белоруссии. Людей встречал разных, в основном – хороших. Большего сказать не могу. Меня удивляют и даже пугают люди, которые там не бывали, но, тем не менее, имеют свое безаппеляционное мнение на основании того, что они что-то читали, что-то слышали или что-то видели по телевизору или в «Интернете»... Лично я за мир и дружбу между русскими, украинцами, белорусами и всеми другими народами...


Рецензии
Вот Вы, Андрей Иванович, поймёте, почему моё сердце обливалось кровью, когда наш центральный проспект, называвшийся много лет проспектом Ф.Скорыны, был переименован. Когда и красивейший проспект Машерова был переименован. Их именами были названы улицы города.
Обидно до слёз. Я долго переживала.
Но, хвала Богу, напротив центрального входа Национальной библиотеки стоит огромный памятник Скорыне! И в одном из скверов в центре Минска есть памятник поскромнее.
Спасибо Вам за ваш труд!
За Ваше неравнодушное отношение!
Я, сударь, тоже ратую за мир между народами, и, тем более, между словянами. Поклон Вам от меня!

Мила Кудинова   18.12.2016 13:50     Заявить о нарушении
Это теперь проспект Независимости?
Наверное, проспекты с таким названием есть в столицах многих стран...
А я был в Минске, город очень понравился. И на крышу Национальной библиотеки поднимался...
Слава Богу, между белорусами и русскими неплохие взаимоотношения. (Думаю, что в большей степени благодаря белорусам...)
И Вам поклон от меня.
ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ.

Андрей Иванович Ляпчев   18.12.2016 15:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.