Путешествие по Средней Азии

ВВЕДЕНИЕ

Давно мечтал я попутешествовать по Средней Азии.  А как путешествовать: поездом, или на машине, или пешком? Вот в чем вопрос. Если путешествовать поездом, то это неудобно и накладно. Поезда ходят редко и в каждом городе нужно искать жилье, где можно было бы отдохнуть.  Конечно, на машине было бы путешествовать в самый раз. Одна беда – нет машины. В то время машины были не у каждого. У меня не было. Путешествовать пешком – нужно много времени. А отпуск всего четыре недели. Да, задача!
    И вот однажды, узнав про мою мечту, товарищ по работе, Юра Казанцев, предложил отправиться путешествовать на велосипедах. Предложение, конечно, заманчивое. Но как это осуществить? Нужно подумать. Если учесть, что я давно не катался на велосипеде, то будет трудновато. Юре, конечно, легче. Он все время катался на велосипеде, а я на мотоцикле. После долгих раздумий решил все-таки ехать.










Глава 1. ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ.

    Задачи распределили следующим образом: Юра разрабатывает маршрут будущего нашего путешествия, а я должен был составить список снаряжения и продуктов и «накачать» до поездки свои ножные мышцы. Хотя я каждое утро до этого бегал по два-три километра и делал зарядку, но  этого было недостаточно. У меня велосипеда не было. Значит, надо срочно покупать. Юра предложил мне свой старый велосипед, так как недавно купил новый. Купил у него дешево (30 рублей). Перебрал его, подремонтировал и покрасил. Получился велосипед не хуже нового. Как оказалось потом, лучше нового. В поездке новый велосипед у Юры часто ломался, а моему  хоть бы что (Юра уж пожалел, что продал мне старый велосипед). Купив велосипед, я начал усиленно тренироваться. Вместо утренних пробежек начались утренние поездки на велосипеде.
Начали готовиться. Сшили чехлы для перевозки велосипедов в вагоне поезда. Перевозка их разрешалась только в разобранном виде и в чехле (об этом мы заранее проконсультировались). Сшили подрамные сумки  для инструмента и запасных частей, что обеспечивало большую устойчивость велосипеду из-за смещения центра тяжести вниз. Купили малогабаритный примус и взяли у моего друга Васи компактную палатку. Закупили на дорогу и первое время путешествия продукты. Оформили в ДСО «ЗЕНИТ» маршрутный лист. Купили билеты на третье октября 1980 года.
  Итак, все готово. Пора в путь!





Глава 2. ПУТЕШЕСТВИЕ.

03.10.1980.
  В день отъезда  мы работали, так как поезд отправлялся поздно вечером. В конце рабочего дня попрощались с товарищами по работе. Проводили нас очень тепло. Пожелали благополучного завершения путешествия. Мы пообещали регулярно информировать их о нашей поездки.
  Вечером, попрощавшись с семьей, мы начали свое путешествие.  До вокзала нас подвез на своей машине товарищ по работе, Беров Николай. Погода в этот день была мерзкая: снег с дожем и очень холодно. Однако настроение у нас было отличное. Первый этап прошли благополучно. Мы на вокзале. Ждем электричку. Объявили посадку. Спешим к электричке. Как на грех электричка прибыла на третий путь, а на первом и втором пути стоят товарные поезда. Тогда на старом вокзале  подземного перехода не было. Пришлось нам с огромными рюкзаками и велосипедами подлезать под вагоны, чтобы добраться до нашей электрички. Едва вылезаем, поезд трогается. Трудно представить, что было  бы, если он тронулся немного раньше! Но все хорошо – мы в электричке.  Без приключений доехали до Челябинска. Ожидаем прибытия поезда «Свердловск – Оренбург». Объявили посадку. Сели благополучно, хотя боялись: вдруг не пустят нас с велосипедами. Велосипеды разместили между сиденьями. Наши места были нижними. С нами вместе ехали две девушки, до Ашхабада. У них были верхние места. Претензий к нашим велосипедам у них не было. В вагоне тишина. Многие уже спят. Укладываемся спать и мы.

04.10.1980.
  На другой день, проснувшись, увидели за окном дождь и туманную степь. Унылая картина! Но у нас настроение все равно хорошее: впереди интересное путешествие. Проехали Орск, Медногорск. За окном, какие – то горы. Все небо затянуто тучами. На улице холодно.
    В Оренбург приехали поздно вечером, хотя по расписанию должны были прибыть в обед. По расписанию поезд в Оренбурге должен был стоять часов пять или шесть. Ждали другой поезд, чтобы прицепить часть его вагонов к нашему поезду. В наших планах была прогулка по городу и посещение родителей одной нашей сотрудницы, которые живут в Оренбурге. Однако из-за опоздания поезда планы нарушились. Погуляли по станции с соседками  и улеглись спать.

05.10.1980.
  Проснулись в Актюбинске. На улице степь, тучи и дождь. В вагоне холодно. Появились первые верблюды и ослы. За рекой Эльбой тучи наконец-то рассеялись. Стало веселее. За окном домики, выкрашенные в бирюзовый цвет (как в Феодосии). Наши соседки (черноволосые, черноглазые, живые и общительные) повеселели.
  Однако снова набежали тучи, пошел дождь. В вагоне стало холодно. Из окон дует. Чтобы как-то утеплить купе, закрываем окна шторами, даже днем.
  За Челкаром  потянулись небольшие барханы, покрытые колючкой. Изредка попадаются кустарник, пирамидальные тополя и сосны. Километров в двадцати от Челкара пошли сплошные пески. Впервые  вдоль железной дороги установлены защитные щиты из камыша, для защиты от песка. Как у нас от снега.

06.10.1980.
  Просыпаемся и видим, что за окном светит яркое солнышко. А мы уж не верили, что где-то тепло и даже жарко. Скоро Ташкент! Вот и город. Какой красивый! После землетрясения он отстроился, и, говорят, стал еще красивее. Поезд останавливается у платформы. Мы прощаемся с милыми девушками-попутчицами и выгружаем свой багаж. По плану мы должны были сдать багаж в камеру хранения и побродить по городу. Поезд должен был прибыть в полдень. Однако опоздал и прибыл вечером. Принимаем решение: город посмотрим на обратном пути. А сейчас срочно собираем велосипеды и едем за город, чтобы до захода солнца устроиться на ночевку  за городом. Так и сделали. По пути из города заезжаем на базар. Ах, какой восточный базар! Раньше только в фильмах это видели, а теперь наяву. Если учесть, что был месяц октябрь, то на базаре было все: помидоры разного размера и сорта, яблоки и груши, горы дынь и арбузов, различный янтарный виноград, хурма, гранаты и многая другая вкуснятина. Глаза разбегались! Решили купить на первое время помидор, винограда и яблок. С трудом уехали с базара, так как каждый продавец зазывал купить что- то у него.
  Решили сначала особо не усердствовать, проехать немного. Однако ехать было легко, и мы незаметно проехали 33 километра. Солнце уже закатилось, когда мы решили сделать привал. Расположились в лесочке рядом с дорогой. Вечер был изумительный! Было тихо. Только  слышно было, как громко стрекочут цикады. От земли исходило тепло, как от русской печки. Мы установили палатку, «накрыли» стол и начали готовить на примусе ужин. Поужинали, попили чаю и, постелив прямо на земле, легли спать. В палатку не хотелось залезать. Лежим и тихо, как будто боясь спугнуть очарование ночи, разговариваем и слушаем ночные звуки. Даже не верится, что где то у нас, на Урале, снег и слякоть. Давно уж не видели таких ночей. Красотища!

07.10.1980.
  Спалось почему-то плохо. Поднялись рано, в 7-30. Погода отличная! Самочувствие и настроение тоже отличное! Одно плохо: у меня немного болела нога. Все-таки я потянул мышцы. Переусердствовали. Хотя у Юры все нормально. Это я недостаточно потренировался перед отъездом. Надо было для первого раза проехать поменьше.
    Приготовили чай. Позавтракали. Осмотрели велосипеды и снова в путь. Ехали легко,  хотя и побаливала у меня нога. Дорога отличная, не то, что наши разбитые уральские дороги. Очевидно из-за того, что здесь нет морозов, и дороги не размораживаются, как у нас.
    В полдень доехали до Ахангарана. Ахангаран расположен у отрогов Кураминского хребта, на реке Ангрен. Город небольшой. Население 24 тысячи человек. В городе имеются несколько заводов и комбинатов, выпускающих продукцию для строительства (цемент, асбест, сантехнику, железобетон и тому подобное). Река Ангрен приток Сырдарьи.
  В Ахангаране заехали на базар. Купили винограда и арбуз. Цена винограда 1 рубль, арбуза – 20 копеек (в магазине 10 копеек). Пообедали в чайхане. Ели манту (по-нашему манты) и ланган (суп с лапшой,  мясом и зеленью). Очень вкусно! Местные жители все удивлялись, что мы так издалека путешествуем на велосипедах. Долго нас расспрашивали про Урал и о жизни на Урале. С трудом расстались с ними.
  Пообедав и отдохнув, покатили дальше. Мне ехать тяжело. Правая нога болит все больше.  В гору приходится работать почти одной левой ногой,  по равнине – двумя. Докатили до города Ангрен.
  Ангрен вырос из нескольких поселков. Это центр угольной промышленности Узбекистана. В Ангрене есть также крупная ГРЭС. Имеется несколько учебных заведений, в том числе Педагогический институт, филиал Ташкентского Политехнического института, горно-геологический техникум  и другие.
    В Ангрене купили продукты для ужина и завтрака. Закупив продукты, решили ехать дальше до места ночевки. Остановились на ночевку в чистом поле. Вокруг ни кустика, ни деревца. Для крепления палатки пришлось использовать  велосипеды. Приготовили ужин. Ужин получился сытный: котлеты, разогретые на примусе, рыба и кофе. Особенно  хорош был горячий кофе, так как было, мягко говоря, прохладно. Погода испортилась еще в Ангрене. Сначала нас помочил дождь, а ночью был сильный ветер. Завтра весь день придется ехать в гору. Впереди перевал Камчик, высота которого 2268 метров. Как мы поедем при такой погоде?!  Что-то тревожно. Забрались в палатку, залезли в спальные мешки и крепко уснули.
В этот день мы проехали 84 километра.

08.10.1980.
    Проснулись, выглядываем из палатки и, о радость, погода отличная. На небе ни облачка.  Сразу отлегло от сердца. Поднимаемся в 7.40. Наскоро завтракаем, так как нам сказали, что километрах в десяти (на 26 километре по километровым указателям) есть шашлычная. Собираемся и в 9.00 выезжаем. Дорога пошла трудная: то подъем, то спуск. И вдобавок поднялся сильный встречный ветер с гор. Повеяло холодом. А у меня, как на грех, нога не перестает болеть. Креплюсь, вида не показываю. Проехали 10 километров, нет никакой шашлычной. Двадцатый километр, опять нет шашлычной  и только на 25 километре (35 километр на указателе) появилась шашлычная. Мы голодные, как звери. Хотелось бы как следует поесть. Но решили не связываться с шашлычной и ехать еще 7 километров до места, где есть ресторан. Наконец, через 33 километра видим ресторан. Бросаем у входа велосипеды и в ресторан. Народу мало. Тишина! Выбираем уютный столик и заказываем обед. Местные жители с интересом смотрят на нас и, не выдержав, спрашивают, откуда мы. Когда узнают, что мы с Урала, начинаются снова расспросы. В процессе разговора мы успеваем рассказывать и уплетать за обе щеки. Наконец голод утолен. Мы заказываем еще по чайнику зеленого чая. Беседа продолжается. Местные жители были с нами очень дружелюбны. Угощали фруктами и восточными сладостями. И все расспрашивали о нашей жизни на Урале. Когда мы засобирались в дорогу, нас не сразу отпустили. Вышли и проводили нас. Вообще, забегая вперед, скажу, что нас везде встречали хорошо и с интересом. Первыми нас встречали ребятишки и провожали до чайханы или другого заведения общепита, а там, в оборот брали взрослые.
    Впереди подъем в гору. Как мы его преодолеем?! Нам надо до конца дня обязательно подняться до вершины горы и немного спуститься вниз, так как в горах ночью уже холодно. Сначала ехали на велосипедах, потом подъем стал таким крутым, что пришлось, слезь с велосипедов и идти пешком. Через каждый километр отдыхаем. Вдруг впереди показалась одинокая юрта. Оказалось, это юрта кочевников, которые пасли в горах овец. Сворачиваем к юрте, чтобы отдохнуть. Около юрты горит костер, женщина готовит в казане мясо. Здороваемся и присаживаемся рядом. Женщина предлагает нам мясо. Но мы отказываемся, так как еще не проголодались. Просим только чая. Попросили также яблок из сада, который рос рядом. Внизу яблоки уже все убрали, а тут еще висели на дереве. Поблагодарив хозяйку, поехали дальше. Проехали 10 километров от ресторана. Дорога все труднее. Вдобавок, у меня спустило колесо. Останавливаемся и ремонтируем. Непредвиденная задержка,  занявшая 1 час, срывает наши планы. Мы спешили, чтобы засветло перевалить перевал. Теперь не успеем.  Придется заночевать на перевале, так как до вершины еще 7 километров. Только поговорили об этом, как слышим, едет грузовая машина. Машина тормозит и останавливается. Оказалось, парни наши земляки. Спрашивают:
-Может вас подвезти?
 Мы, подумав, решили доехать до перевала. Быстро забрасываем велосипеды в кузов и мчимся вверх. До перевала домчались быстро. Поблагодарили земляков и распрощались. В горах красотища! В то же время страшно. Как только водители так смело здесь ездят! Если бы ребята не подвезли, нам пришлось бы очень трудно. Хотя мы заранее договорились, что едем только на велосипедах, здесь нарушили договоренность. Но это было единственный раз и в силу сложившихся обстоятельств.
    Полюбовавшись горными красотами, садимся на велосипеды и мчимся вниз. Вмиг промчались 10 километров. Решили остановиться на ночлег, так как уже начало смеркаться. Рядом оказалось чудесное место: какая-то беседка, щитовой домик без окон и дверей и, самое главное, из горы бьет родник и рядом течет речка. Красота! Решили палатку поставить прямо в домике. Дополнительное укрытие на случай дождя. Тихо и сравнительно тепло. Самое страшное позади! Готовим на примусе ужин. Пока ужинали, стемнело. Ложимся спать. 
Проехали мы в этот день мало.  Всего 60 километров.  Горы!

09.10.1980.
    Проснулся утром, а Юры нет. Куда это он делся?  Оказывается он поехал еще раз посмотреть перевал. Сел на велосипед и в гору. Сделал несколько снимков и у него сломался фотоаппарат (ФЭД 2). Взял я внимательно посмотрел и выявил, что заедает шторка. Поэтому вся пленка в фотоаппарате оказалась засвеченной. Этим фотоаппаратом мы снимали цветные слайды. Значит, не видать нам слайдов! Очень жаль! Был у нас еще один фотоаппарат (мой «СМЕНА»), на который мы делали черно-белые снимки. Потом я все же отремонтировал ФЕД 2, и мы сняли цветные слайды. Пробыли мы на этом красивом месте почти до обеда. Выехали только в 13.00.
    Дорога полого спускалась вниз. Ехать было одно удовольствие, даже с моей больной ногой. Педали не крутили, велосипед ехал сам. Незаметно докатили до города Пунган, проехав 40 километров. В Пунгане долго не стали задерживаться. Пообедали и покатили дальше.
    Около реки Сырдарьи мы решили отдохнуть немного, сфотографировать знаменитую реку и окрестности. Здесь у нас случилось происшествие.  Когда стали переезжать реку по мосту, нас задержал охранник. Забрал у нас фотоаппарат, ссылаясь на то, что мы фотографировали мост. Мы пытались доказать, что мы снимали только реку, но он ничего не хотел слушать. Мы долго упрашивали отдать нам наш фотоаппарат и, наконец, охранник сказал:
-Найдите секретаря райкома, он должен быть на току, недалеко. Если он разрешит, я отдам. 
Оставив  Юру с охранником, я бросился на поиски секретаря рай-кома. На току его не оказалось. Сказали, что только что уехал. Куда? Неизвестно. Пригорюнился я и пошел назад. Иду я невесело, голову повесив, и вдруг около меня останавливается машина  ВОЛГА. Из машины выходит  мужчина и говорит:
-Здравствуйте, дорогой! Как здоровье? Что, дорогой, невесел?
 Я говорю, что не могу найти секретаря райкома. Оказалось, что это и есть секретарь райкома. Я рассказал ему про свою беду. Он говорит:
-Ладно, садись в машину, помогу вашему горю.
 Подъехали к мосту. Выходим. Он говорит охраннику:
-Слушай, дорогой, отдай ребятам фотоаппарат. Я видел их, когда они снимали. Они мост не снимали.
Мы получили, наконец, свой фотоаппарат и облегченно вздохну-ли. Ведь там были снимки, сделанные за все время нашего пути. Мы поблагодарили секретаря. Он начал нас расспрашивать про Урал, про нашу жизнь. Побеседовав с ним, мы распрощались и покатили дальше.
  Дальше дорога до самого города Коканда была ровной. Доехали до Коканда быстро. Всего за этот день проехали 70 километров. Решили в Коканде остановиться на денек и посмотреть его достопримечательности. Нашли гостиницу. Заходим. Нас радушно встречает хозяйка. С устройством в гостиницу проблем нет. Хозяйка посоветовала разместиться в номере на первом этаже. Там же разрешила поставить велосипеды. Стали оформляться. Тут выяснилось, что хозяйка наша землячка, жила раньше в Челябинске. Пошли расспросы, воспоминания. Вообще, устроились мы отлично!
  Коканд упоминается впервые в 10 веке. Располагался на караванном пути из Китая. С 1740 года - центр  Кокандского  ханства. Сейчас один из крупных городов Узбекистана. Население 140 тысяч человек.
    Помылись  в душе. Какая благодать! Ведь дорогой мы мылись, где придется: в водоемах, речках, даже в ручьях. Отдохнув, решили прогуляться по городу и посмотреть. Гуляли немного. Время уже было позднее. Поужинали в столовой, и зашли в магазин. Купили продукты и арбуз. Арбузы здесь стоят 9 копеек за килограмм, дыни-14 копеек, яблоки-35 копеек. Все очень дешево по сравнению с ценами у нас. Зашли также на почту, проштамповали маршрутный лист и послали телеграммы домой. Почта в то время была единственной связью, не то, что в наше время, когда можно поговорить в любое время и из любой точки мира по сотовому телефону.
    В гостинице немного посидели, наметили план действий на завтра и легли спать. Какая же благодать лечь в постель с чистыми простынями! Мы уж за дорогу отвыкли от такой прелести.

10.10.1980.
  Утром поднялись поздно. Так отлично спалось! Позавтракали в гостинице и отправились посмотреть город. Весь город в зелени. По обочинам дороги везде сделаны арыки и течет вода. Поэтому в жару в тени деревьев и у воды было сравнительно  прохладно. Несмотря на то, что быль октябрь месяц, было жарко. При езде на велосипеде жара не чувствовалась из-за того, что нас обдувал ветерок, а в городе было жарковато. Был воскресный день, поэтому вдоль улице расположился базар. Продавали на базаре все, что угодно: одежда, инструмент, всякая посуда (чайники, кувшины, казаны), горы арбузов и дынь и разнообразные овощи и фрукты.
  Посмотрев город и закупив продукты и фрукты в дорогу, мы распрощались с землячкой и покатили дальше. Впереди был город Канибадам. Дорога ровная, катится легко. Только у меня по-прежнему болит правая нога. Но терпимо. Решили останавливаться через каждые 10 километров. Делаем разминку, съедаем по яблоку или персику и катим дальше. Применив такой режим, ехать, стало значительно легче. Фрукты у нас были всегда. На каждой остановке жители нас угощали. До Канибадама докатили быстро. Остановились около чайханы, решили пообедать. Как всегда нас окружили ребятишки и взрослые. Снова расспросы. Угостили нас чаем, гранатами. Сфотографировались на память. Взяли адрес, чтобы потом выслать фотографии. Оставляли нас ночевать у них, но мы решили проехать немного еще. До заката солнца времени было еще много. Распрощавшись с новыми знакомыми, покатили дальше.
  Проехав 10 километров, решили устроиться на ночевку. Ночевку устроили в саду, в домике сторожа. В саду никого не было, так как урожай давно убрали, и охранять было нечего. Решили поставить палатку прямо в домике, благо место позволяло, а крыша над головой - гарантированная защита от возможного дождя. Развели костер. Дрова (засохшие ветки и всякий хлам)  нашли в саду. Приготовили ужин. Долго сидели у костра, попивая кофе. Улеглись спать под шум усиливающего ветра.
  Проехали в этот день 90 километров.

11.10.1980.
    Проснулись. На улице сильный ветер. Вскипятили на примусе чай. Позавтракали. Решили заняться капитальным ремонтом велосипедов. У меня давно немного спускало колесо, а у Юры – раскололось несколько роликов на цепи. Ремонт затянулся. Пообедали и выехали только в 12 часов. Ехать трудно. Сильный встречный ветер. Вдруг у меня заклинило цепь, и я со всего маха врезался правым боком в дорогу. Поцарапал правую руку. Теперь и правая нога, и правая рука больные. Совсем калекой стал! Хорошо хоть велосипед цел! Смазал раны йодом и залепил их лейкопластырем.
  Только собрались ехать дальше, как видим, едет нам навстречу группа велосипедистов. Остановились. Начались расспросы, рассказы. Оказалось, что эта группа велосипедистов (10 человек)  с Украины. Едут они организованно. Все занимаются в туристической секции. Поездку им оплачивают. Путешествуют уже не первый раз. Снаряжение примерно такое же, как у нас, только у одного есть спидометр. У нас же обычный велосипедный счетчик. Едут они по другому маршруту, через город Ашхабад. Поговорив и пожелав друг другу счастливого пути, мы покатили в разные стороны.
    К вечеру докатили до города Ленинабада. Перед  въездом  в город решили сфотографироваться на фоне города. Не успели приготовиться, как откуда ни возьмись, нас окружили молоденькие девчонки  – таджички.  Все одеты в национальную одежду (длинные шаровары, яркие цветные платьица), такие красивые, шустрые и разговорчивые. Мы даже опешили. В нашем представлении, восточные женщины  закрытые и неразговорчивые, а тут такие веселые и общительные. Оказалось, что рядом располагалась ковроткацкая фабрика – надомница.  Девчонки увидели нас и решили с нами сфотографироваться. Давай расспрашивать нас: кто мы, откуда, куда держим путь. Попросили сфотографировать их вместе с нами. Дали нам свой адрес и попросили выслать им фотографии. По возвращении домой я им выслал. Фотографии получились интересные. А жена у меня все допытывалась: что это за девушки?! Кое – как с ними распростились. Никак не хотели отпускать.
В Ленинабаде хотели устроиться в гостиницу. Но оказалось, что все гостиницы заняты спортсменами. В городе проводились  республиканские соревнования. Пришлось срочно выезжать из города, чтобы успеть до ночи устроить где – то привал. Только выехали из города, уже стемнело. Нам подсказали, что на ночь можно устроиться в чайхане, которая находится недалеко. В темноте с трудом нашли чайхану.  Чайханщик оказался добрым. Он сразу же выдал нам матрацы и показал
место, где мы можем разместиться, здесь же, в чайхане. Узнав, что в чайхане остановились путешественники с Урала, любопытные пришли посмотреть на нас, хотя чайхана уже не работала. В соседнем доме жили рабочие, которые убирали рис. После работы они как раз готовили плов. Приготовив плов, они всей бригадой пришли в чайхану, прихватив с собой казан с пловом. Чайханщик в это время сходил домой (дом был рядом с чайханой) и принес винограда и других фруктов. Накрыли стол и все уселись ужинать. Снова расспрашивают про Урал, про жизнь нашу на Урале. Беседа затянулась за полночь. Наконец чайханщик говорит:
   -Все ребята, пора всем спать. Завтра мне надо рано вставать и открывать чайхану. 
Все разошлись, а мы легли спать.
   Надо отметить, что местные жители всегда относились к нам очень доброжелательно, особенно в деревнях. Всегда спросят о здоровье, расспросят обо всем, угостят чаем и фруктами. Спиртные напитки они не пьют. Во всяком случае, я ни разу за все время путешествия не видел,  чтобы кто – то пил. И нас ни кто не угощал. Чай – пожалуйста!
   Проехали мы в этот день 76 километров.

12.10.1980.
   Утром нас разбудил чайханщик. Говорит:
   -Вставайте ребята, мне скоро надо открывать чайхану.
Мы быстро поднялись, убрали за собой пастель. Он пригласил нас к себе домой. Мы забрали велосипеды и перевезли их во двор. Дома он пригласил нас за стол, позавтракать. За столом были только мужчины. Женщины обслуживали нас. Такой у них порядок. Женщины кушают после мужчин. Позавтракав, мы решили вернуться в Ленинабад и посмотреть город. Чайханщик, надев красивый халат и тюбетейку, поехал тоже в город, на свадьбу. Почему – то один, без жены.
    В городе сходили в краеведческий музей и просто побродили. Ленинабад  до 1936 года назывался Ходжент. Город  расположен между отрогами Туркестанского хребта и горами Ногалтау, на великом  шелковом пути. Население 113 тысяч человек.
    Пообедав в столовой, мы вернулись к чайханщику. Упаковали вещи, поблагодарили хозяев и покатили дальше.
    Проехав город Бекабад, мы остановились на ночевку.
    Устроились ночевать в палатке. Приготовили на примусе нехитрый свой ужин, поели и легли спать.
    Проехали в этот день 72 километра.
    Хочу остановиться на нашем меню. Утром, как правило, пили чай или кофе и ели фрукты: виноград, яблоки, арбуз или дыню. Обедали почти всегда или в чайхане, или в столовой. Брали всегда что – нибудь мясное (ланган, шурпа), самсу или что – нибудь подобное. Все эти блюда очень вкусные и сытные, с пыла, с жара. На ужин готовили кашу, рыбу или мясо, чай и фрукты. Фрукты, как я уже говорил, мы ели в течение всего дня. Их мы в последнее время не покупали, а собирали по пути в садах. Несмотря на то, что в садах уже все было убрано, всегда можно было насобирать килограмма два - три. Для нас этого было достаточно. Особенно было много винограда.

13.10.1980.
    Поднимаемся в 7.30. На небе тучи и прохладно, но дождя нет. Завтракаем и собираемся в дорогу. Выехали в 9.00. Ехать легко. Справа по ходу движения виднеется Бекабадская ГРЭС. Тучи постепенно рассеялись, и стало тепло, даже жарко. Кругом бескрайняя пустыня, покрытая верблюжьей колючкой, перекати – поле и другими колючими растениями. Никаких населенных пунктов. Вдали видны стада овец.
    Наконец появляется какой – то небольшой поселок с чайханой. Останавливаемся на обед. В чайхане поели отличной шурпы. Попросили у ребят и набрали прямо с машины яблок и айвы. Распрощавшись с ребятами, покатили дальше. Дорога тяжеловатая – едем только на второй передаче. Проехали город Хаваст. Город остался слева по ходу движения. По-прежнему бескрайняя пустыня. Иногда встречаются кишлаки и у дороги мальчишки продают дыни и арбузы (по 1 рублю штука). Становится очень жарко. Разделись до пояса. Уже закончилась вода. Хочется пить, а вокруг никакого селения. Наконец появился кишлак. Я пошел набрать воды. В кишлаке никого, как – будто все вымерли. Наконец я встретил женщину и попросит воды. Кое – как объяснил ей, что мне надо. Она по-русски ничего не понимала.
    Проехали километров пятьдесят. Увидели недалеко от дороги небольшое озерцо и решили сделать привал. Подкрепились немного, отдохнули и снова в путь. Ехать стало легко. Здорово помогал ветер, дующий в спину. Не доезжая немного до города Джизака, останавливаемся на ночлег. Палатку поставили в придорожных насаждениях. Обычно мы палатку накрывали еще полиэтиленовой пленкой. На этот раз не стали накрывать, так как погода была отличной. Но ночью пошел дождь. Пришлось вылезать из палатки и накрывать ее пленкой. Спалось плохо. Было холодно и всю ночь шумели машины по дороге, проходящей рядом.Проехали мы в этот день 102 километра.

14.10.1980.
  Встали в 7.15. Сильный туман, но дождик кончился. Сыро и холодно. Когда разбирали палатку, рядом прошло стадо овец. Появлялись овцы из тумана, как привидения. Позавтракали, собрались и выехали. Хотелось быстрее согреться. Ветер в спину. Наконец туман рассеялся, и выглянуло солнышко. Стало тепло. Ехать стало веселее. Проехали город Джизак. Он остался справа. Объехали его по кольцевой дороге.
  Дорога стала неровной: то подъем, то спуск. Несмотря на сильный ветер в спину, иногда в гору приходиться идти пешком. Справа появилась река Санжар. Едем против течения. На другом берегу проходит железная дорога. Останавливаемся и фотографируемся у Ворот Тамерлана. Впереди нет населенных пунктов. А время обеда. Принимаем решение остановиться и пообедать чем бог послал.
  Пообедав и отдохнув, двигаемся дальше. Река ушла влево. Еще несколько подъемов и спусков и впереди, на холме, появляются часы. Переводим стрелки на время Самаркандской области. По пути заехали в город Красногвардейск и запаслись продуктами.
    На ночевку остановились в 15 километрах от города Самарканда. Леса не было, только кустарник. Палатку крепить пришлось с помощью велосипедов, как уже не раз это делали в дороге.
    Проехали в этот день 101 километр.

15.10.1980.
    Проснулись. Выглянули на улицу. Было сыро и холодно. Позавтракали, побрились и поехали в Самарканд.
  Самарканд является  одним из древнейших городов Средней Азии. В 4 веке до новой эры на территории Самарканда существовал, город  Мараканза. В Самарканде много мавзолеев великих людей, музеев и других культурных заведений. Есть университет Навои, институты: сельскохозяйственный, педагогический, медицинский, советской торговли и другие. Это один из красивейших культурных центров мира.
    До города добрались с трудом, так как  у  меня порвался тросик переключения передач. Пришлось ехать на одной (второй) передаче. Погода испортилась, тучи заволокли все небо. Вдобавок, дорога стала плохая, так как идет ее ремонт. Потихоньку добрались до города. Въезжаем в город по улице Ташкентской. Сфотографировались у обсерватории Улугбека. Пошел сильный дождь. Поспешили разыскать гостиницу,  чтобы укрыться от дождя, а потом отдохнуть и посмотреть знаменитый Самарканд. Однако в гостинице не было мест, и много народа ожидала, когда освободятся номера. Эх, не пришлось нам культурно, как в Коканде, отдохнуть!
    Дождь все сильнее. Стало холодно. Этот дождь все нам испортил. Уже не было желания посмотреть город. Поехали на базар, нашли чайхану и решили пообедать. Велосипеды поставили под навес. Заказали, как всегда, горячую шурпу и горячий чай, чтобы хоть согреться. Поели, отдохнули стали собираться снова в путь. Ведь нам надо из города выбраться засветло и устроиться на ночевку в чистом поле.
  Прошлись по базару и купили лепешки, рыбу горячего копчения и виноград. Это все для ужина. По пути сфотографировались  у Регистана и поехали из города в сторону города Каттакургана. По дороге согрелись. Дождь перестал. Остановились на ночевку у реки. Река широкая, бурная и грязная. Несет много ила. Очевидно, из-за дождя. Натянули палатку с помощью велосипедов. Рядом паслись ослы и лошадь. Невдалеке виднелся кишлак. Поели, попили горячего чая и в палатку, пока не замерзли. В спальных мешках и в палатке тепло. Но спалось почему-то плохо. Может быть потому, что всю ночь в соседнем кишлаке сильно лаяли собаки.
    Проехали в этот день всего 42 километра.

16.10.1980.
    Под утро выпала обильная роса. Сыро и холодно. Прогулялись до реки. Умылись и почистили зубы. Оделись теплее.  Быстренько позавтракали и поехали, чтобы хоть согреться. Пришлось одеть даже перчатки. Выехали в сторону Каттакургана. Через некоторое время, наконец-то согрелись. Постепенно тучи разошлись, и выглянуло солнце. Стало тепло и весело!  Едем по дороге республиканского масштаба. Асфальт чудесный! Вообще дороги в Средней Азии везде хорошие. Нет колдобин и ям, как у нас, особенно после зимы. Зимы здесь, практически, нет. Поэтому дороги не размораживает.
    Дорога бежит по неровной местности: то спуск, то подъем. Не зря назвали «Каттакурганы», что в переводе означает много курганов. Но ехать не очень тяжело, так как ветер дует в спину.
  В полдень сделали привал. Достали и разложили для просушки все промокшие накануне вещи. Побрились. Немного подкрепились и отдохнули. Обедать решили в Каттакургане.  В 12.30 выехали. В Каттакургане были в 15.30. Нашли чайхану и устроились на обед.  Пообедали отлично.  Мясные блюда, как всегда, очень вкусные. Вокруг собрались местные жители. Опять расспросы, разговоры. Фотографируемся на память. Распрощавшись, мы выезжаем.
    Проехали немного и останавливаемся на ночевку, в километрах полтора от дороги, на хлопковом поле. Настроение отличное! Устанавливаем палатку и ложимся спать. На улице светит яркая луна, и лают, как всегда, собаки.
    Хочется отметить, что мы останавливались на ночевку где угодно. Никогда и мысли не было, что нас  могли ограбить, избить.…  И за всю дорогу не было ничего подобного. В настоящее время это трудно даже представить!
    Проехали мы в этот день 86 километров.

17.10.1980.
    Проснулись, выглянули из палатки. Смотрим, рядом мышкует лиса. Увидела нас, не спеша побежала прочь. Погода отличная! Быстро завтракаем, собираемся и в путь. Впереди нас ждет город Навои. Там живет семья моего товарища по работе Алексея Крылова. Когда-то мы вместе с ним работали в Государственном ракетном центре. Позднее он переехал жить в Навои. Перед отъездом я узнал его адрес и сейчас готовлю ему сюрприз. О том, что мы хотим заехать к нему, я ему не сообщил.
    До Навои 70 километров. По пути встретили школьников, собирающих вручную  хлопок. Остановились и попробовали собирать сами. Оказалось, что нелегкая эта работа! На шее всегда висит тяжелый мешок, в который складывается хлопок. По мере наполнения мешок освобождается. Бедные ребятишки! Как они устают! Сфотогра-фировались с учениками и записали их адрес, чтобы выслать им фотографии. Это были ученики 8 класса Самаркандской средней школы №49. Доехали до Навои быстро, так как дорога хорошая и ветер в спину. В городе были в 15.00. Решили сначала поездить по городу и посмотреть его. Навои оказался очень красивым городом. Молодой и современный.
    Ближе к вечеру направились разыскивать Крыловых. Нашли дом, в котором они живут. Юра остался у подъезда, а я пошел к Крыловым. Дверь открыла Люба, жена Алексея. Алексей был на работе. Я не был знаком с Любой и она меня не знала. Пришлось ей все объяснить. Когда она узнала, что мы из Миасса, обрадовалась. А когда  узнала, что мы приехали на велосипедах, очень удивилась:
 -Как! Приехали на велосипедах из Миасса!?
  -Нет, сказал я, на велосипедах только из Ташкента.
Люба сразу засуетилась:
    -Давайте заносите велосипеды на балкон и располагайтесь.
Я спустился вниз. Забрали велосипеды и поднялись вверх. Умылись, привели себя в порядок.
  Немного погодя появился Алексей.  Мы спрятались. Люба говорит ему:
  -А у нас гости из Миасса. Угадай кто?
Он стал перечислять, но угадать не мог. Тогда выходим мы. Он так обрадовался! Давай нас обнимать. Тут же позвонил товарищу, с которым вместе переехал в Навои из Миасса:
    -Слушай, Саша, приезжайте вместе с Ниной скорее к нам. К нам в гости приехали из Миасса на велосипедах.
  -Как на велосипедах!?
  -Приезжайте, узнаете, сказал Алексей.
Саша Самойлов и его жена Нина приехали жить в Навои вместе с Крыловыми. Раньше они жили тоже в Миассе и работали в Электро-механическом институте.
    Люба стала накрывать стол. Мы стали помогать. Через некоторое время появляются Саша с Ниной. Саша такой веселый, шумный. Сразу же расспросы:
  -Как это вы на велосипедах добрались до нас?! Как там, в Миассе жизнь?
    Пришлось снова объяснять все и рассказывать про нашу жизнь. Сидим за столом, пьем молодое домашнее вино и закусываем пловом, салатами и фруктами. Не спеша, рассказываем мы, рассказывают они. Засиделись допоздна. Мы не ожидали, что так тепло нас примут.
    На следующий день собирались продолжить свой путь. Но хозяева не опускают. Люба говорит:
    -Оставайтесь еще на денек. Посмотрите город, съездите к нам в сад. Там у нас есть сауна. Попаритесь, как следует. Смоете всю дорожную пыль.
    Уговорили. Решили отдохнуть денек, так как время позволяло.

18.10.1980.
  Встали утром поздно. Спали как убитые. После палатки мягкая постель просто рай! В квартире тишина. Несмотря на то, что была суббота, Алексей ушел на работу (у них был субботник). Люба тоже ушла на работу. Она работала преподавателем в училище, поэтому у нее в субботу был рабочий день. Дома остался только старший сын, который учился в 9 классе, но сейчас был болен и сидел дома. Младший сын был в школе. Он учился в 1 классе.
  Встали, умылись, позавтракали (Люба завтрак для нас приготовила) и принялись за стирку. Благо вода горячая была и стиральный порошок тоже. Впервые за время поездки выстирали все как следует. После стирки занялись ремонтом и профилактикой велосипедов. Привели в порядок записи в дневнике. Потом пошли побродить по городу.
    После обеда пришел с работы Алексей. Собрались ехать на дачу и там заночевать. Взяли собой вина, целую корзину всякой закуски (ее Люба приготовила заранее). Потом заехали на базар и купили там огромный арбуз. Кое-как закатили его в багажник машины. По пути заехали за Сашей Самойловым. Женщины с нами не собирались ехать – некогда было им. Вообще, решили мы устроить  мальчишник. Сначала поработать в саду (обрезать виноград), потом попариться в сауне и после этого посидеть в даче у камина, расслабиться.
    Но наши планы немного нарушила Нина Самойлова. Когда мы заехали за Сашей, она говорит:
  -Никаких ночевок на даче! Мы с Сашей приглашаем вас к 20.00 на ужин. И чтобы не опаздывать!
    Пришлось подчиниться. Приехали на дачу, затопили печку в сауне и пошли наводить порядок в саду. Сначала решили обрезать виноград. Ох, не простое это дело! Я до  настоящего времени не научился, как правильно его обрезать, хотя виноград в саду уже не первый год  растет. После обрезки винограда, собрали часть винограда, который рос перед  дачей. Это поздний и самый лучший виноград. Ведро винограда поставили в предбанник. Туда же закатили арбуз.
    Когда сауна была готова, стали по очереди париться.  Напарившись, выскакивали в предбанник. Отдыхали и ели холодный арбуз и виноград. Блаженство! Сделав несколько заходов, поднялись наверх, в дачу и продолжали отдыхать там. Растопили камин, накрыли стол. Выпили по маленькой. Много пить не стали – впереди нас ждал богатый стол. Вскипятили и попили чаю. Смотрим, а времени уже много. Быстро собрались и покатили в город.
    Приехали, поднялись в квартиру Самойловых. Нас встречают недовольные женщины (Люба с Ниной), из-за того, что опоздали. Мы извинились за опоздание и за стол. Стол был шикарный! И выпивка, и закуска была на высоте. Мы потом узнали почему. Потому, что Нина работала заведующей торгом. Нам как-то даже неловко было, что нас принимали, как близких родных. Весь вечер шутили, смеялись. Чувствовали мы себя в этой компании необычно легко. Особенно в ударе был Саша. Просто слов нет: шустрый, весь в движении и в разговоре. С ним не соскучишься! Засиделись мы в тот вечер допоздна.
    Мы перед ними в большом долгу. В период перестройки  и Крыловым, и Самойловым пришлось вернуться жить в Миасс. С Крыловыми мы однажды встречались. Мы с женой Валерией пригласил их к себе в гости на праздник 1 Мая. Вечер провели чудесно! Много вспоминали. Больше встретиться не пришлось. Наступили тяжелые времена, закрутила нас перестройка. Ну, я надеюсь, что мы еще встретимся.  С Самойловыми встретиться не пришлось. Я слышал, что они тоже вернулись в Миасс. Где они живут, как у них дела – не знаю.

19.10.1980.
Сегодня собирались продолжить свое путешествие. Но хозяева опять не отпустили нас. Уговорили  остаться еще на денек. Встали поздно. Крыловы предложили выехать на природу и посмотреть сталактитовую пещеру. Решили ехать туда.
Взяли с собой еды, воды и поехали. Ехать пришлось километров сорок. Кое-как разыскали ее. Перед спуском в пещеру покушали, изготовили факелы. Сначала поднялись в гору, а потом стали спускаться в пещеру. Пещера оказалась большой. В самом начале огромный грот. При свете факелов не было видно свода. В середине пещеры пропасть огромной глубины. Когда мы бросали в пропасть камни, звука удара камня о дно пропасти долго не было слышно. Очевидно, глубина была несколько десятков метров. Хорошо, что у нас были проводники. Очень опасное путешествие по пещере! Прошли дальше и посмотрели сталактиты. Зрелище фантастическое! Насмотревшись этой красоты, выбираемся из пещеры наверх. Когда еще были в пещере, заметили в своде пещеры светлое пятно. Очевидно, это было отверстие. Решили проверить. Действительно на склоне горы было отверстие, через которое мог свободно провалиться человек. Отверстие не было никак не ограждено. Стало страшно. Не зная ничего этого, можно было погибнуть, шагнув в это отверстие или шагнув в пропасть внутрь пещеры. Почему нет никаких предупреждений и ограждений – непонятно. Потом побродили еще по горам. Горы  голые, поэтому  не оставили никаких впечатлений. Не сравнить с нашими горами! Но все равно отдохнули хорошо.
Уставшие, вернулись домой. Решили, что завтра выезжаем обязательно.

20.10.1980.
  Утром, наконец, распрощались с гостеприимными хозяевами  и двинулись к конечному пункту нашего путешествия, к городу Бухара. Погода отличная! Дорога легкая! Катится легко. Но местность здесь унылая: хлопковые поля, еще не убранные и голые поля, на которых хлопок уже убрали. Изредка попадают пустые сады. Проехали километров шестьдесят. Останавливаемся на отдых и обед. Не успели остановиться, как нас окружили вездесущие ребятишки. Некоторые приехали на ослах. Предложили нам, прокатится на осле. Решили мы с Юрой покататься по очереди. Но ослы упрямились и никак не хотели идти. Ребятишки над нами хохочут. С грехом пополам все-таки прокатились. Между делом пообедали. Еды нам в дорогу много нагрузили наши друзья. Отдыхали часа два.  Распрощавшись с веселыми ребятишками, покатили дальше.
Проехав еще километров двадцать, остановились в лесочке на ночлег. Приготовили нехитрый ужин, попили кофе и легли спать.
Надо отметить, что в полдень мы отдыхали в последнее время долго  (2…3 часа).  Поэтому ехать было легче, чем раньше.

21.10.1980.
Утром проснулись – идет дождь. Что делать? Решили ехать. До Бухары еще 30…40 километров. В
Бухаре решили обязательно устроиться в гостиницу. Нам подсказали, что можно устроиться на турбазе. Устроились на базе. И сразу же поехали в Коган. Расположен он в 13 километрах от Бухары. Там располагается железнодорожная станция. Решили  сразу же купить билет до Ташкента. Прямого поезда до Миасса не было. Билет купили на 23 октября.  Заодно узнали, как отправить домой велосипеды.
Вернулись в Бухару. Пообедали. А дождь все идет и идет. Но интересно, посмотреть Бухару. Сели на велосипеды и поехали по городу.  А дождь  не прекращается. Вымокли и измазались, как поросята. Не пришлось, как следует посмотреть знаменитую  Бухару. Так же, как и Самарканд. Очень жаль!  Вот это пустыня! Вот это «жара»!
За день продрогли. К вечеру вернулись на базу. В даче холодно. Залезли в спальники, подвинули к кровати столик и устроили пир в честь окончания нашего путешествия.  Бутылку (для согрева) предусмотрительно купили днем.  И закуску тоже. Выпили, поели и согрелись. Настроение поднялось. Поговорили.  Да, тяжелый выдался последний день нашего путешествия! Но мы носа не вешали. Что нам готовит день грядущий?!

22.10.1980.
Проснулись и сразу смотрим: как погода? На небе ни облачка! Настроение сразу поднялось. Быстренько умываемся, доедаем остатки вчерашнего ужина и мчимся в Коган. В Когане занимаемся отправкой велосипедов и всех лишних вещей. Велосипед и вещи укладываем в упаковку велосипеда, в которой мы везли велосипеды до Ташкента. Упаковку зашиваем и сдаем в багажное отделение для отправки. С собой оставили  только необходимые в дороге вещи.
Рюкзаки сдаем в камеру хранения. Садимся, как белые люди, в автобус и едем в Бухару. Очень странное ощущение, когда едешь на автобусе после стольких дней поездки на велосипедах. Чувствуем себя необычно – так привыкли к велосипедам.   
В Бухаре бродим по городу, смотрим старинные памятники, заглядываем в магазины. Все здесь красиво. Можно долго ходить и любоваться. Но у нас настроение чемоданное, хочется быстрее домой. К тому же, снова начался дождь.
Принимаем решение: едем в Ташкент сегодня. Возвращаемся в Коган. Переоформляем билеты и вечером выезжаем в Ташкент. Прощай «солнечная» Бухара – цель нашего путешествия!
Вообще, несмотря на некоторые неприятности в пути, путешествие было  ПРЕКРАСНЫМ!
В общей сложности, мы проехали 1100 километров.

23.10.1980.
В Ташкент прибыли утром. Идет сильный дождь. Не пришлось нам убежать от него. Вот тебе и солнечный Ташкент! Вот тебе и солнечная Средняя Азия! Почти всю дорогу нас сопровождали дожди. Одно хорошо: даже в дождик было тепло. В следующий раз надо путешествовать в другое время. Местные жители говорят, что октябрь месяц у них самый дождливый. Летом дождей не бывает. Я в этом убедился позднее, когда пришлось пробыть Термезе все лето. Бывало, грохочет гром, надвигаются мрачные тучи, а дождя ни капли. Весь дождь испаряется, не долетев до земли.
Прямого поезда на Челябинск нет. Оформляем билет до Оренбурга.
Оформив билеты, едем смотреть Ташкент. Ведь прошлый раз мы договорились посмотреть его на обратном пути. Однако не повезло нам и сейчас. Идет сильный дождь. Скрываемся от него в магазинах и в столовой.
Наконец, дождь перестал. Но смотреть город уже некогда – скоро на поезд. Едем на базар и закупаем фрукты, дыни, гранаты и орехи – гостинцы домой. Возвраща-

емся на вокзал. Начинается наша  длинная дорога домой. Путе-шествие закончилось. Все мысли о доме и о встрече с родными. Как они там? За время путешествия не было никаких вестей.

24.10.1980.
Едем домой. Поезд не спешит, останавливается на каждом полу-станке. А так хотелось, чтобы нигде не останавливался. Погода отличная! Ни облачка! В вагоне тишина. Пассажиров мало. С нами в купе едет одна бабуля, до Кузнецка.
В Оренбурге делаем пересадку. Ждать пришлось недолго. Снова едем. До Миасса доехали без приключений. Выходим из вагона, смотрим:  на улице тепло и ярко светит солнце. Теплее, чем в Средней Азии. Температура воздуха +17 градусов. Необычно теплый осенний день! Сели на скамейку у вокзала и сфотографировались. Вокзал был в то время еще старый каменный.
Садимся в автобус и едем до Машгородка. Наконец, мы дома. Объятия, поцелуи и слезы.
 КАК ВСЕ-ТАКИ ХОРОШО ДОМА!


Рецензии
Прочитала с удовольствием, как будто попала в солнечную Среднюю Азию. Сразу захотелось съездить в Узбекистан, получить собственные впечатления. Вспомнилось мое счастливое советское детство, дружные республики СССР…даже не верится, что было такое!
Почему-то вспомнила книгу Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы», где действия происходят в послевоенном Ташкенте. Вот чего не хватает «Путешествию по Средней Азии» – это образности и яркости литературного языка Дины Рубиной. Чтобы можно было ощутить всё на запах и на вкус!
Надеюсь, что автор не остановится на этом произведении и будет дарить нам что-то новое, но уже более литературное!!!

Татьяна Байкеева   28.01.2015 20:40     Заявить о нарушении