Я зажег свой костёр...
когда будут говорить о литературе настоящего времени.
А может быть и не только настоящего».
/Из письма читателя/
• "Но есть не меньшие чудеса:
улыбка, веселье, прощение,
и — вовремя сказанное, нужное слово.
Владеть этим — значит владеть всем".
/А. Грин/
Начало:
http://www.proza.ru/avtor/stymp
http://proza.ru/2014/11/04/1416
Литературные герои произведений Саши Тумпа — по всему наши современники. Три ныне здравствующих поколения: отцы, дети и внуки.
Единая цепочка рода: те, чья молодость пришлась на 80-90-годы прошлого века, их родители, бывшие гражданами Советского Союза, и молодая "поросль", принадлежащая новой социальной реальности постсоветского государства.
Да, времена не выбирают, и живешь тогда, когда выпал твой час.
Молодые дерзко считают себя носителями передового мышления по сравнению с предыдущим поколением. Но с возрастом извечные метаморфозы: невольная идеализация прошлого.
Мы очень неоднородны по своему жизненному опыту, по идеологии, господствующей в обществе в разные периоды истории СССР и последней четверти века.
Довоенное поколение — пожалуй, именно золотое в нашем генофонде: убежденные патриоты своей страны, для которых Родина — самое дорогое, как и мать-отец.
История жестока: именно они погибли, сражаясь за свободу и независимость Отечества. После многих из них — вырубленная просека, оборванная цепь рода. Жертвуя собой, спасти Отечество — достойная цена жизни. И вряд ли когда-либо в будущем цена жизни окажется столь же высока.
.
Послевоенное время — преждевременная укоренная смена поколения с присущими ему приоритетами, гуманистическими законами, совпала с резкой сменой режима, развенчанием "старого", авторитарного, и попыткой создания новых социальных мифов. Однако "заплатки" не помогли — развязка, наступившая через сорок лет после окончания Великой Отечественной войны, стала для многих неожиданной: могущественная, как мы считали, империя СССР рухнула в течение какого-то года.
.
Преемственность поколений, пропагандируемая кремлевскими идеологами, оказалась колоссом на глиняных ногах, и "мы имеем то, что имеем".
Исторически прекратилось эпоха Империи (от Российской до СССР, унаследовавшего и преумножившей ее территорию). Изменения на политической карте мира означало, по сути, вулканический взрыв в масштабах многомиллионного, притом многонационального государства с тысячелетней историей. Землетрясение, разруха, пепел — и неумелые, неквалифицированные "службы спасения".
Империя рухнула не как следствие нашествия варваров. Причина — негативные общественно-политические процессы внутри самого государства, одного из великих мировых держав 20-го века.
Общество, пытавшееся жить по двойным стандартам, было обречено.
***
Свобода, о которой прежде говорили с упоением, оказалась ... тяжелым бременем для большинства. Мы просто оказались неучами, не знающими языка свободы и не поспешившими им овладеть. С воодушевлением погребая "несвободу", большинство не имело представления, что делать: не хотели жить по-старому, но не осознавали, как жить по-новому. Представлялось, легко. Но впереди ожидали "овраги", пройти по которым далеко не всем удалось, не потеряв (или бросив) свой нравственный "багаж".
.
Конец СССР — это и уничтожение просуществовавшей системы координат, определяющей степень свободы отдельного человека. "Разрешено все, что не запрещено". Однако не было того, "вверху", кто определил бы циркуляром эти границы.
Если ранее большинство жаждало жить без "руки Москвы", то в новой социальной реальности это оказалось архи сложно — все равно, что без компаса в океане во время шторма.
Неудивительно, что спасались и выживали, как могли. Но при этом теряли "своё", хватаясь за "чужое", — только бы добраться до берега.
.
Общество неоднородно, а в силу общественно-политических процессов развития последних двадцати лет оно претерпело более заметное расслоение."Кто был никем", вдруг стал "всем". Однако вторая сторона "медали" — лицо общества в целом: "никем" стали те, кто считался "элитой" при социалистическом строе, и те, кто ориентировался на "элиту", делая свой выбор.
Коренные, непредвиденные многими изменения общественного строя неизбежно экстраполировались на идеологию общества, и национальная культура также неожиданно лишилась привычных символов.
.
Художественная литература — наиболее зримое отражение новой социальной реальности.
Коммунистическая идеология была отвергнута — всё и навсегда. Но что выросло за четверть века на этом "пустыре"?
Как проявилась ментальность россиян?
Какие новые нравственные и моральные ценности, определяющие сткпень цивилизованности общества, появились и укрепились за этот период?
Кто он — "герой нашего времени"?
Увы, в современной литературе этот образ размыт и не конкретен. Его просто нет — типичного представителя-современника.
***
И тем значимее, когда, наконец, находишь такие типы среди бесчисленного множества "героев" книжного мира. Без преувеличения: для меня, и, смею сказать, большинства читателей Прозы, это персонажи рассказов, новелл, миниатюр, повестей Саши Тумпа.
Они, что называется люди, живущие на земле (Своей Земле!) и есть лицо народа. Они — носители подлинной ментальности. Не разбогатевшие, "не наварившие", работающие, как и прежде, столкнувшиеся со всеми "радостями" перестройки и дикой прихватизации. Они, несмотря на обстоятельства и даже вопреки "обстоятельствам", сохранили свою индивидуальность.
Для них система нравственно-этических координат по-прежнему определена в системе, осями которой приняты Совесть — Порядочность.
Все, что не по совести, — аморально. Все, что нельзя считать поступком порядочного человека, — вне круга их повседневной, будничной жизни.
.
Они не кричат, не митингуют, не взывают к "властям" — делают молча то, что считают необходимым. Хочешь сделать — сделай сам. Именно такова мотивация поступков литературных героев прозы Саши Тумпа.
Возможно, именно поэтому они понятны мне, читателю, воспринимаются, как живые люди, живущие сегодня. Они не играют роли, меняя их. Они Живут согласно своему Выбору - вот что важно.
Они, при том, что каждый из них — индивидуальность, дружны между собой. Их, героев разных произведений, можно легко представить собравшимися вместе — и дед-дед, и замечательные персонажи бабушки-дедушки, и внуки-внучки. Общность признаков ментальности, независимо от возраста и рода деятельности.
Вот такой позитив, о котором вольно или невольно истосковался нормальный человек.
Это нужно мне, это реальность. И совершенно не стоит быть "попаданцем", чтобы изменить свою жизнь.
.
Несомненно, притягательность прозы Саши Тумпа и в том, что автор наделяет своих литературных героев даром "делать так называемые чудеса своими руками", т.е. совершать Поступки.
Наташка, Нинка, баба Таня, дед Витя, Пашка, дед Павел и другие — отнюдь не благодушны. У каждого свои заботы. Но, в отличие от множества персонажей, заселивших современную прозу, они решают свои проблемы сами, не уповая на чью-то помощь. Проблема — как вопрос, адресованный, прежде всего, себе самому.
Способность видеть проблему, выбирать и принимать решение лично — замечательная черта характеров героев произведений Саши Тумпа.
Не наблюдатель, а человек, принимающий на себя ответственность за то, что происходит и с ним самим, и с теми, кто рядом.
"Рядовой человек" — о нем повествует автор. "Рядовой" — но не безликий, не немощный, не приживалка в жизни. Рядовой — как рядовой, солдат, без которого невозможна победа. И когда "простой" человек думает сам и поступает сам, меняя неудовлетворяющую его действительность, — это не единичная, не случайная победа. Тысячи рядовых могут объединиться, просто должны это сделать, победив лень и равнодушие, — и тогда только начнется меняться повседневность. Не сверху, указами и постановлениями, а снизу, начиная с себя самого. МЫ — мостик между прошлым и будущим. И насколько крепок "мостик", настолько надежна дорога для тех, кто идет следом.
***
Морально-социальные характеристики литературных героев Саши Тумпа — проявление гуманистических принципов, исповедуемых автором. Произведения автора, несомненно, свидетельствуют о его мировоззрении и воистину энциклопедических знаниях. И тем ярче проявляется интерес литератора к личности человека, более того, — к «рядовому», т.е. одному из нас, современников. Тот же интерес к человеку – в роли читателя – в комментариях автора на читательские отзывы.
Несомненно, ценная для читателя особенность прозы Тумпа — в возможности самоидентификации. Автор неизменно перебрасывает "мостик" от персонажей к читателю — иди, смотри, слушай, думай вместе с нами, будь одним из нас.
Какой я? С кем я? – Не в последнюю очередь читатель задумывается об этом. И естественна попытка найти, выявить общее, сближающее с литературными героями. Симпатии не случайны: персонажи рассказов открыты и по-настоящему добры, напрочь лишены снобизма, высокомерия, пафосности. Это люди, исповедующие принципы гуманизма, независимо от их места в социуме, гендерных и возрастных и прочих различий. И понимаешь: именно они — выразители русской ментальности в лучшем ее проявлении.
Думаю, можно, без преувеличения, утверждать: проза Саши Тумпа — своеобразный тест на человеколюбие.
***
Произведения Саши Тумпа — отражение взгляда писателя на окружающий его мир. Мир литературных героев таков, каким его видит автор. Внимательный, о с о б ы й взгляд автора, е г о о с м ы с л е н и е. Взгляд автора "цепляется" за те детали, которые оказываются интересными, значимыми не только ему, но и читателю. Стиль Саши Тумпа таков, что сюжет увлекает последовать дальше за его персонажами, понять мотивацию их поступков, уловить детали, оставленные автором, как «зарубки», понять их Неслучайность и назначение в рассказе.
"Подчас стихотворение — это палка слепого, которой он ощупывает мир. Общение поэта с читателем в стихотворении это вроде детской игры, когда ищешь спрятанное, а поэт приговаривает: «Тепло. Теплее. Холодно. Горячо!» Не новизна темы делает стихи, а новизна называния, ощущения". (Разговоры о самом главном. Переписка В. Шаламова с Б. Пастернаком).
Те же ассоциации при чтении прозы Саши Тумпа: «ощупать мир», найти свое определение. Узнавание знакомого и приближение к чему-то прежде не знаемому, что открывается после прочтения произведения. Не угадать – осознать и принять либо отвергнуть в силу своих убеждений (это и возможность! и право читателя).
Присущая персонажам привычка рассуждать, задумываться над обыденным и, порой, неожиданным для читателя, не случайна. У думающего автора и литературные герои наделены способностью, естественным побуждением размышляют над тем, с чем сталкиваются в своей жизни (по воле автора). Они спорят, но не ссорятся, Все диалоги – без повышенных тонов. И даже принимая гостей (Никиту, Витьку, Карла) автор сам остается в стороне, присев в кресло. Кстати, это также особенность автора – нигде не выпячивать себя, исключив авторские отступления, т.е. прямого высказывание собственного мнения. Составить свое мнение – это уже работа для читателя.
.
Думаю, одно из несомненных достоинств автора является его работа в малых формах прозы, как наиболее читаемых современниками. При малом объеме произведения прозаику, однако, удается отправить несколько месседжей, адресованных вдумчивому читателю! "Мыслям просторно" - так можно охарактеризовать рассказы и миниатюры автора.
Тем-то и примечательно творчество Саши Тумпа — не столько литературные образы, сколько живо осязаемые личности, причем отличающиеся социальной активностью. Сказать проще: чтобы ответить на вопрос "Делать жизнь, С кого?", нужно лишь обратиться к историям, о которых повествует этот самобытный, мудрый автор (к тому же, судя по всему, весьма терпимый к человеческим слабостям).
.
Следует отметить и такую грань творчества Саши Тумпа, как глубокий психологизм произведений. Мотивация поступков персонажей — такой вопрос задаешь себе, читая то или другое произведение. Вполне вероятно, что автор знает ответы на вопросы, но подталкивает своего читателя поразмышлять над поступками литературных героев. В таком случае автор не просто вводит читателя в круг проблем современного мира, но и подталкивает — подумать и сделать свой выбор.
.
Для прозы Саши Тумпа характерна информационная насыщенность. Сюжеты произведений построены так, что, несмотря на принадлежность к "малой прозе", рассказы отличаются познавательностью, выходя за рамки самого произведения, — дают читателю те или иные сведения из области истории, культуры (как русской, так и мировой), быта, традиций народов России и пр. При полном отсутствии авторских отступлений, Саша Тумп умело передаёт информацию читателю, ненавязчиво "рассеивая" ее в тексте.
И, что важно, информативность — не только свидетельство фантастической эрудиции автора, но и посыл любознательному читателю: от страниц произведений — к последующему самостоятельному поиску информации. Мотивация заложена в тексте: узнать то, что автор отметил лишь пунктирной линией: словом, именем, датой, — «дойти до самой сути». Случайных, «лишних» деталей в произведениях попросту нет: оставлять «загадки» для читателя – это в духе Саши Тумпа.
.
Произведения Саши Тумпа не из "проходных". Нет-нет и возвращаешься к ним снова и снова, чтобы постичь суть авторского замысла, чтобы ответить на свои вопросы, которые непременно возникают при чтении.
Читать и перечитывать — многие ли художественные произведения, публикуемые ныне, побуждают к этому?
.
Костёр, свет которого негасим.
Подойти, погреться, присесть и послушать, о чем говорят близкие по духу люди...
Как мало и так много, чтобы жить, зная, что ты не один.
Каждый поодиночке,
мы идём и идём
на свет костра, распаленного "небесною властью".
.
Написано давно, однако слышится мне созвучие:
«Но вещи, созданные человеком, и мысли, им подуманные,
обладают великим упрямством и способностью возрождаться.
Вечны кострища, оставшиеся от первобытных людей,
и ощутимы ямы,
копанные для первобытных домов.
В языке, и мыслях, и в мастерстве художника
живет весь старый опыт прошлого.
Надо быть бессмертным, как пчела,
которая чувствует свою жизнь
вместе с жизнью своего рода,
надо быть мыслящей,
видящей вперед,
выращивающей свои крылья пчелой».
Свидетельство о публикации №214110501011
Вас интересует только творчество Тумпа?
Сколко страниц других авторов, более ценных дла литератуты...
Подсказать?
Действительно: " ...А где здесь открытия?! Кто этого не знал?! Или просто поговорить захотелось?!"
Анна Куприянова 7 28.09.2015 17:18 Заявить о нарушении
В том-то и дело, что все непросто в произведениях Саши Тумпа -- читать нужно вдумчиво.
Бывает, с одного прочтения всего и не "ухватишь"...
Удачи вам!
Начните читать!
Мила Логвинова 03.10.2015 12:15 Заявить о нарушении